Одна из тенденций развития этой проблемы состоит в том,
что в течение времени меняется субъективное отношение
к смертной казни. Сначала общество единодушно признавало
необходимость, а также нравственную оправданность смерт-
ной казни.
Но уже примерно с XVIII в. философами, учеными, обще-
ственными деятелями начали публично высказываться и от-
стаиваться полярные суждения. Самым обсуждаемым произ-
ведением становится книга итальянского юриста Ч. Бекарриа
«О преступлениях и наказаниях» (1764). После нее многие
социальные мыслители начали увязывать принцип гума-
низма с требованием полной отмены смертной казни. Ее ре-
шительными противниками были К. Г. Маркс, А. Н. Ради0
щев, Л. Н. Толстой, B. C. Соловьев и многие другие мыслители.
Негативное отношение к смертной казни, аргументированное,
в первую очередь, этическими мотивами, стало быстро наби-
рать силу. Во многих европейских странах оно стало преобла-
дать и получило воплощение в законодательстве и судебной
практике. Так, в частности, показательные публичные казни,
которые были произведены в Чечне в 1997 г. согласно суду ша-
риата, как и подобные акции, практикуемые время от времени
в отдельных странах, воспринимаются современным обще-
ственным мнением за пределами государств, где они происхо-
дят, как яркое проявление варварства, оскорбление обще-
ственной нравственности.
Изменение взгляда на смертную казнь в современном ми-
ре связано с общим изменением отношения общества к госу-
дарству, которое можно охарактеризовать как его правовое
ограничение. Отрицание смертной казни имело и имеет зна-
ковую природу в том отношении, что является ударом по все-
силию государства и обозначает никем не отчуждаемый ха-
рактер права каждого человека на жизнь.
24 июн. 2011 г.
Home »
» Преступление и наказание: этический аспект
0 коммент.:
Отправить комментарий