24 июн. 2011 г.

Этика Б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали

Основная установка мыслителей Нового времени предпо-
лагала выведение морали из природы, что часто становилось
сведением ее к естественнонаучному знанию. Стремление
придать этике статус строгой научной теории, используя мето-
ды математики и физики, было характерно для этических изы-
сканий Декарта, Гоббса, Спинозы и многих других.
Бенедикт Спиноза (1635—1677 гг.) превращает этику в на-
турфилософию (его основной труд «Этика» является учением
о субстанции). Одним из основополагающих выступает в его
произведениях тезис о рациональной сущности человека.
Проблема индивидуального и общего в его этике приобре-
тает ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро
и зло объясняются в контексте утилитаризма. Наиболее важ-
ными для понимания этики Спинозы и этической основы его
философии стали положения о человеческом теле как об
объекте души, о соотношении порядка идей и порядка вещей,
о трех родах познания, суть которых в воображении, являю-
щемся главной причиной ложности, о рассудке и интуитив-
ном знании.
Спиноза изображает человека предельно реалистично.
Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но
и расширить его путем увеличения своей власти, своего совер-
шенства, чтобы достичь как можно большей независимости от
внешних причин.
Совершенствованию человека сопутствуют радостные чув-
ства, а уменьшению совершенства — печаль и неудовольствие.
Желание свидетельствует о деятельном начале человека. Чело-
век по своей природе стремится к тому, чтобы другие жили,
поступали так же, как он. «А так как все одинаково желают то-
го же, то все одинаково служат друг другу препятствием и, же-
лая того, чтобы все их хвалили или любили, становятся друг
для друга предметом ненависти». Основной причиной этого
он считает то, что действия людей направлены от субъекта
к объекту, искажены, так как человек в повседневной жизни
сознает свои желания и действия, но не знает их действитель-
ных причин.
Спиноза считает, что ключ к пониманию человеческих по-
ступков — в его природе, состоянии аффектов. Поэтому эти-
ка, в свою очередь, должна исходить из естественных законов
поведения, из которых и следуют определенные действия с та-
кой же необходимостью, с какой «из природы треугольника
следует, что три угла его равны двум прямым». Главное осно-
вание добродетели, считает мыслитель, стремление к самосо-
хранению.
Осознание пользы при этом является движущей силой че-
ловеческого поведения. Добро тождественно пользе человека,
а зло — тому, что препятствует пользе. В природе не существу-
ет ни добра, ни зла, все это — человеческие ситуации.
Никакая вещь не может быть уничтожена без действия внеш-
ней причины, поэтому стремление человека к самосохране-
нию — это преодоление пассивных состояний. Преодолевая
их, человек освобождается от власти аффектов, живет по зако-
нам самосохранения. Сам путь перехода от пассивных аффек-
тов к активным и является путем добродетели, нравственного
совершенствования. То, что определяется пассивными состоя-
ниями, может также определяться разумом. Добродетель же
находится в переходе от одного уровня детерминации к друго-
му. В результате эгоизм, который движет поведением челове-
ка, становится моральным лишь тогда, когда он становится
разумным эгоизмом.
Спиноза полагал, что программа человеческого поведения
состоит в рационально интуитивной любви к Богу. Разум по
отношению к аффектам не является только репрессивным ос-
нованием. Он может достичь цели лишь тогда, когда заменяет
чувства и сам выступает как аффект.
Его этические рассуждения связаны также со спецификой
философского знания, имеющего аксиоматически-дедуктив-
ный и конструктивный подходы. Спиноза следует платонов-
скому образу философии как умозрения, которое полностью
охватывает реальность. В той степени, в какой философия ста-
рается дойти до начал, объясняющих основание мира, и ре-
шить вопрос, что значит быть, доказательство ее истинности
совмещается со способностью логически, последовательно
развернуть заданное основоположение в законченную строй-
ную систему, в рамках которой и объясняется, оправдывается
перед разумом все, что требует объяснения и оправдания. Как
идеальное конструирование мира философия из всех наук
ближе всего к математике, а внутри ее — к геометрии.
Поэтому Спиноза старается строить свои рассуждения на
основе геометрического метода. В античности сложилась тра-
диция двоякого употребления слова «этика»: в широком смы-
сле ею называли почти всю философию, имеющую дело с че-
ловеческим бытием в отличие от природного бытия, в узком
смысле этику понимали как учение о моральной психологии,
критериях и формах добродетельного поведения. Спиноза,
создавая свое произведение «Этика», отталкивался, конечно,
от широкого значения понятия этики.
Для Спинозы человеческое бытие, которое в своей фило-
софски осмысленной основе и есть предмет этики, ничем не
отличается от природного бытия. По этой причине для него
философия совпадает с этикой. Проблемы морали сосредото-
чены у него вокруг понятий добра и зла.
Конечной целью человека является блаженство, состоящее
в интеллектуальной любви к Богу. Спиноза стремится создать
универсальную этику, субъектом которой является личность,
независимо от ее социальных, культурных, религиозных опре-
делений, свободная личность. Понятие, таким образом, эти-
ческого универсализма заложено в его определении субстан-
ции («то, что существует само в себе и представляется само
через себя, то, представление чего не нуждается в представле-
нии другой вещи, из которой оно должно было бы образовать-
ся»). Сферой универсальной этики является познающий ра-
зум; так как разум есть, наряду с протяженностью, один из
двух известных атрибутов субстанции, то значит, что этиче-
ское поле максимально приближено к полю самой субстан-
ции, а этический образ жизни соразмерен божественному. Та-
кое ограничение области философского знания означало
радикальный разрыв с предшествующей традицией, которая
рассматривала этику в контексте учения об обществе и госу-
дарстве и привязывала и то и другое к священным текстам.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.