24 июн. 2011 г.

Мышление

Мышление в психологии определяют как процесс познава-
тельной деятельности человека, представляющий собой опосре-
дованное и обобщенное отражение человеком действительности
в ее существенных связях и отношениях.
Познание человеком окружающей действительности начинает-
ся с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, ко-
торую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима,
но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой
картине действительности практически отсутствует представление
о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов,
событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных
связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на дан-
ные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного,
мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет
опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано
непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой
данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их
взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляют-
ся закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и от-
сеиваются случайные совпадения.
Но, рассматривая мышление как относительно самостоятель-
ную познавательную функцию, не следует забывать, что любой
вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление),
не может быть оторван от чувственного познания мира, посколь-
ку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и вос-
приятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как
отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого
сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит
проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практи-
ческой деятельности.
Виды мышления выделяют по различным признакам. Основ-
ная принятая классификация различает следующие три вида:
1) наглядно-действенное мышление;
2) наглядно-образное мышление;
3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.
Именно в таком порядке виды мышления развиваются в про-
цессе фило- и онтогенеза.
Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, опи-
рающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение
задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физическо-
го преобразования ситуации, в процессе действий с предметами.
Путем физического контакта с предметами происходит постиже-
ние их свойств.
В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними зада-
чи сначала именно в рамках практической, предметной деятельно-
сти. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая.
Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической дея-
тельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как
относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается
не только в ходе исторического развития человечества, но и в онто-
генезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепен-
но. Сначала оно развивается внутри практической деятельности
и в большой степени определяется тем, как развивается умение об-
ращаться с предметами.
На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование
происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер дейст-
вий начинает приобретать осмысленность и определяется уже ка-
чествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой
основе и формируется наиболее ранний генетически вид мыш-
ления — наглядно-действенное. Его первые проявления можно
наблюдать уже в конце первого — начале второго года жизни
ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно)
именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые
предметные действия ребенка позволяют ему выявить характер-
ные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с дру-
гими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира пу-
тем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом
те или иные предметы или части предметов, которые воспринима-
ет в данный момент как наглядно, так и при помощи действий.
Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому
занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс пости-
жения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс раз-
вития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше
проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая
в непосредственных действиях и более сложные способы сочлене-
ния деталей и предметов.
Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, — на-
глядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора
на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек
представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хо-
чет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в хо-
де деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде
мышления действие с образом предметов и ситуаций предшеству-
ет реальным действиям в предметном плане. Человек, решая зада-
чу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ
может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэто-
му данный вид мышления дает более полное представление о свой-
ствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.
Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются
у детей в дошкольном возрасте — от 4 до 7 лет. Связь мышления
с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит
на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно
непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно
иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На
этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. По-
этому два первых рассмотренных нами вида мышления относят
к допонятийной стадии мышления.
Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием
следующего вида мышления — словесно-логического. Оно пред-
ставляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-
и онтогенезе. Словесно-логическое мышление — вид мышления,
осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей
словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети
примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговари-
вают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе
к школьному возрасту у них формируется способность к внутрен-
ней речи — они уже не проговаривают вслух, а продумывают по-
следовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не
при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является
основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-
логического вида мышления вовсе не означает, что предшествую-
щие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они
продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием
словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присут-
ствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности,
в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образ-
ное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без
развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве
художника или писателя — без наглядно-образного.
Помимо классификации видов мышления в плоскости «допо-
нятийное — понятийное», их различают еще по ряду различных
признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуи-
тивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистиче-
ское и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произ-
вольное и непроизвольное мышление.
Теоретический и практический виды мышления отличаются ха-
рактером задач, которые необходимо решить и, как следствие это-
го, рядом динамических и структурных аспектов.
Теоретическое мышление — это установление закономерностей
в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных свя-
зей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теорети-
кам, исследователям. К задачам практического мышления относятся
подготовка и осуществление преобразований мира в предметном
плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выра-
боткой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности
можно привести как пример работу программиста — при написании
программ, обеспечивающих функционирование производства и уче-
та продукции, присутствует немалая доля практического мышления.
Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практиче-
ское мышление часто протекает в условиях дефицита времени,
необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практи-
ческое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.
Иногда проводят противопоставление теоретического мышле-
ния и эмпирического. В этом случае критерий иной — характер
обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае
это научные понятия, а во втором — житейские, ситуационные
обобщения.
По степени развернутости мышление делят на аналитическое
и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой по-
этапно развернутый во времени процесс, достаточно четко пред-
ставленный в сознании. Основными характеристиками интуитивно-
го мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие
явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким обра-
зом, для их сравнения используются три признака: временной (вре-
мя протекания процесса), структурный (членение на этапы), сте-
пень осознанности протекания.
По вектору направления мышление делится на реалистическое
и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено
вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет про-
тивоположный вектор — оно связано с желанием человека уйти от
реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответ-
ствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентри-
ческим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чу-
жую точку зрения.
По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мыш-
ление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (вос-
производящее). Продуктивное мышление направлено на создание
нового способа решения той или иной задачи или усовершенство-
вание уже существующего способа. Репродуктивное мышление
характеризуется применением готовых знаний и умений.
По степени включенности в мышление волевых процессов его
подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное
мышление задействовано при целенаправленном решении постав-
ленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой
свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (на-
пример, созерцание природы).
Выделяют три логические формы мышления: понятие, сужде-
ние, умозаключение.
Понятие — это отражение в сознании человека отличитель-
ных особенностей предметов и явлений, их общих и специфиче-
ских признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие
представляет собой высший уровень обобщения, присущий толь-
ко словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают кон-
кретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предме-
ты, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают
отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» —
конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» — понятия
абстрактные.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые так-
же всегда имеют словесную форму. Суждение — это установле-
ние связей между понятиями о предметах и явлениях или об их
свойствах и признаках. Например, «температура кипения воды
+ 100 °С»— это суждение отражает связь между изменением фи-
зических свойств воды и температурой нагревания.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В об-
щих утверждается что-либо относительно всех объектов некото-
рой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение отно-
сится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки
являются горными». Единичное суждение касается только одного
объекта: «Волга — крупнейшая река в Европе».
Суждения могут образовываться двумя способами. Первый —
непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий.
Второй — образование суждения опосредованным путем при по-
мощи умозаключений. Таким образом, умозаключение — это вы-
ведение нового суждения из двух (или более) уже существующих
суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключе-
ния является силлогизм — вывод, сделанный на основе частного
и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно ра-
звитым обонянием» — общая посылка, «Доберман — одна из по-
род собак» — частная посылка и вывод (умозаключение) — «До-
берманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс
доказательства, например, математической теоремы, представля-
ет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих
один из другого.
Более сложной формой умозаключений являются умозаклю-
чения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные — следуют от
общих посылок к частному суждению и от частных к единично-
му. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок
выводят общие суждения.
На основе подобных способов рассуждения можно сопостав-
лять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми
пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.
Таким образом, для продуктивного протекания мыслитель-
ной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими
обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следо-
вательно, и адекватность мышления. Представление о логических
формах мышления перешло в психологию из формальной логики.
Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом
формальной логики являются прежде всего структура и результат
мышления, то психология исследует мышление как психический
процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та
или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индиви-
дуальных особенностей человека, как он связан с другими психи-
ческими процессами.
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мысли-
тельных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации,
классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
Анализ — это мысленное разложение объекта на составные
части для выделения из целого различных его сторон, свойств, от-
ношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи,
данные восприятием.
Синтез — процесс, обратный анализу. Это объединение частей,
свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются
существенные связи. Анализ и синтез — две взаимосвязанные ло-
гические операции.
Анализ без синтеза приводит к механическому сведению цело-
го к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, посколь-
ку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей.
В процессе мышления у некоторых людей наблюдается тяготение
к анализу, у других — к синтезу (аналитический или синтетиче-
ский склад ума). Синтез, как и анализ, может быть как практиче-
ским, так и умственным. Но в основе формирования этих процес-
сов как в фило-, так и в онтогенезе лежат практическая деятельность
человека, освоение им предметов и явлений окружающего мира.
Сравнение — это установление между предметами сходства
или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основа-
но на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требует-
ся сначала выделить один или несколько характерных признаков
сравниваемых объектов. Затем по количественным или качествен-
ным характеристикам данных признаков производится сравнение.
От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение
односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и син-
тез) может быть разных уровней — поверхностное и глубокое. В случае
глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков
сходства и различия к внутренним, от видимого — к скрытому, от явле-
ния — к сущности. Сравнение лежит в основе классификации — от-
несения объектов с разными признаками в разные группы.
Абстракция (или абстрагирование) — это мысленное отвлече-
ние от второстепенных, не существенных в данной ситуации сто-
рон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо
стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате
анализа. Так, например, исследуя предмет, можно рассматривать
только его цвет или только его форму. Человек мысленно выделяет
какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно
от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Отделяемый
признак становится самостоятельным объектом мышления. Изоли-
рованное изучение отдельных признаков объекта при одновремен-
ном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять
сущность вещей и явлений. Начиная с выделения отдельных чув-
ственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечув-
ственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного,
конкретного и подняться на самую высокую ступень познания —
научного теоретического мышления.
Конкретизация — противоположный процесс. Это движение
мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с це-
лью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том
случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.
Систематизация — это расположение отдельных предметов,
явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному
признаку (например, химические элементы в периодической таб-
лице Д. И. Менделеева).
Обобщение — это объединение многих предметов по какому-
либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасы-
ваются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция
и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами еди-
ного мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет
к познанию.
Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов
на основе случайно выделенных признаков. В сложном обобще-
нии четко выделяются видовые и родовые признаки.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение ка-
кого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает
их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее
в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием,
чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и яв-
лениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, пра-
вила, формулы и т. п.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.