Самобытные черты этических исканий русской филосо-
фии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда националь-
ное этическое сознание достаточно определилось. Сначала
может показаться, что этическое наследие философов данно-
го периода представляет собой своеобразную мозаику из раз-
розненных учений, и лишь при более пристальном изучении
обнаруживаются объединяющие закономерности, связанные
прежде всего со своеобразием русского философствования, рус-
ской идеей. Как одно из ярких проявлений можно привести вы-
сказывание Ф. М. Достоевского о том, что «русская идея» со-
держится в «осуществлении всех идей». Большая степень
общих закономерностей содержится также в определении гра-
ниц двух основных тенденций развития русского этического
мышления. Одна из них олицетворяет тяготение к материали-
стическому толкованию морали, наиболее ярко реализуясь
в воззрениях русских революционных демократов; другая со-
риентирована на идеалистическую концепцию. Именно вто-
рое направление будет рассмотрено далее.
Идеалистическое направление русской этики, для которой
период конца XIX — начала XX вв. оказался своеобразной
эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и много-
цветно, при этом ключевые его идеи все-таки достаточно тра-
диционны для религиозного истолкования нравственности. Рус-
ская идеалистическая этика является чрезвычайно сложным, во
многом уникальным явлением духовной культуры, достойна от-
дельного разговора, и в данной лекции необходимо лишь в самом
общем виде закрепить некоторые ее проявления.
Самыми интересными, с точки зрения развития этиче-
ской мысли, считают такие направления в идеалистиче-
ской ветви русской философии, как философия «все-
единства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков,
С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов,
Н. А. Бердяев). В этих учениях этика является центром иссле-
довательских интересов мыслителей. А предложенные ими
идеи очень оригинальны и во многом созвучны духовным ис-
каниям настоящего времени. Русские идеалисты стремились
решить главные вопросы бытия. Хотя порой и противоречи-
вое, но чрезвычайно яркое, самобытное наследие российских
философов свидетельствует об усилиях осмыслить удел чело-
века в мире, извечные проблемы свободы и творчества, смер-
ти и бессмертия.
Если выделять некоторые общие характеристики способа
философствования этих мыслителей, то в первую очередь сле-
дует обратить внимание на иррационалистическую тенден-
цию, в той или иной мере выразившуюся в их творчестве. Она
во многом была обусловлена комплексом как социально-эко-
номических, так и идейно-теоретических условий.
Кризисное состояние Российской империи, значительное
обострение социальных противоречий породили обесценива-
ние нравственных установок и идеологическую пустоту, кото-
рую чем-то необходимо было заполнить. Российская интелли-
генция, уверенная в необходимости кардинальных перемен,
мучительно отыскивала ответ на вопрос: что же делать? Или,
как сформулировал С. Франк: «Что делать мне и другим, что-
бы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь».
Неразбериха, сам неразумный характер российской дей-
ствительности того времени порождали сомнение в возмож-
ности рационального познания мира, стремление к иным
(сверхрациональным или внерациональным) способам осво-
ения сущности бытия.
В этом поиске русская идеалистическая этика развивалась
от умеренного иррационализма (философы «всеединства»)
к открытому иррационализму (Н. Бердяев) и антирациона-
лизму (Л. Шестов). Религиозно-мистическая форма россий-
ского идеализма предполагала значительную роль религии,
без которой просто невозможно было существование высших
ценностей. С. Булгаков отмечал, что «определяющей силой
в духовной жизни человека является его религия...».
Ведя речь о панэтизме, необходимо отметить, что для иде-
алистической мысли данной эпохи был характерен «этиче-
ский перекос», т. е. доминирование этической проблематики.
Причин этого самобытного явления в духовной жизни рос-
сийского общества немало, основные из них связаны с перео-
ценкой ценностей, попыткой решить социально-экономиче-
ские проблемы идейными, теоретическими средствами.
Предпочтение при этом отдавалось нравственным мерам.
Так как они признавались главными в общественной жиз-
ни, то создавались разнообразные проекты нравственного об-
новления целого мира, а этике отводили главную роль во всей
системе философского знания. «Построение философской
этики как высшего судилища всех человеческих стремлений
и деяний есть... важнейшая задача современной мысли».
Общей мыслью русских идеалистов стала убежденность
в необходимости именно божественного освящения нрав-
ственности, по этой причине все этические проблемы рассма-
тривались ими в религиозном ключе.
0 коммент.:
Отправить комментарий