24 июн. 2011 г.

Мышление

Выше было упомянуто, что мышление по одной из классифи-
каций делится на репродуктивное и продуктивное (или творче-
ское). Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое
мышление:
1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления,
выражающаяся в поиске новых подходов к решению творче-
ских задач, а не использовании привычных шаблонов;
2) критичность мышления — способность объективно оцени-
вать продукт своей мыслительной деятельности;
3) глубина мышления — степень проникновения субъекта
в сущность познаваемых явлений;
4) широта (или эрудированность) — возможность привлече-
ния для решения поставленной задачи знаний из различных
областей;
5) независимость мышления, определяемая способностью са-
мостоятельно и оригинально сформулировать задачу и решать
ее, не поддаваясь постороннему влиянию, умением отстаивать
свою позицию;
6) открытость — доступность мышления к новой информа-
ции, не пренебрегая ее источниками по каким-либо субъектив-
ным причинам;
7) эмпатичность мышления — умение отождествить себя с дру-
гим человеком, чтобы проникнуть в ход его мыслей (качество,
необходимое при различных видах мыслительного соперни-
чества — от интеллектуальных игр до раскрытия преступлений);
8) антиципация — способность прогнозировать развитие си-
туации, предвосхищать результаты своей деятельности.
В творческом мышлении принято выделять четыре стадии: ста-
дию подготовки, созревания, вдохновения и проверки верности
решения. Эти стадии могут частично перекрываться, их выделе-
ние носит условный характер, однако помогает лучше понять, как
протекает процесс творческого мышления.
На стадии подготовки происходят формулировка задачи, сбор
информации, примерное обозначение путей решения. Стадия соз-
ревания предполагает период отсутствия осознанного внимания
к задаче. Информация словно бы переваривается на бессознатель-
ном уровне, полученные данные упорядочиваются, систематизи-
руются. Этот процесс подобен тому, как накопленная мозгом за
день информация упорядочивается во время сна — что-то отсеи-
вается как несущественное, что-то включается в систему знаний
и т. п. Данная стадия может занимать различное количество вре-
мени — от нескольких часов до нескольких недель. Стадия вдох-
новения чаще всего выступает как внезапное озарение, которое мо-
жет наступить в самый неожиданный момент — во время прогулки,
разговора, выполнения каких-либо повседневных дел. Примерами
могут служить знаменитая «Эврика!» Архимеда, случай с Исааком
Ньютоном и яблоком или открытие периодической системы эле-
ментов Д. И. Менделеева, приснившейся знаменитому ученому во
сне. Стадия созревания, таким образом, является периодом неосоз-
нанного погружения в материал, в то время как мозг отдыхает от об-
думывания проблемы. Стадия же вдохновения (или озарения) —
момент всплеска мыслительной активности, максимальной сконцен-
трированности на предмете, после того как достаточно отдохнувший
мозг «загружается» переработанной на бессознательном уровне ин-
формацией. Ну и, наконец, стадия проверки истинности решения —
полностью осознанный период мыслительной деятельности, когда
возникшее во время озарения решение проверяется на адекватность
путем испытания практическими действиями.
Перечисленные стадии касаются как решения научных, техни-
ческих задач, так и создания художественных произведений, ког-
да поэт, художник, музыкант, будучи погруженным в материал
и затем оставивший на какое-то время обдумывание произведения,
неожиданно находит самые точные образы для передачи своего за-
мысла.
С творческим мышлением непосредственно связан еще один
важный психический процесс — воображение. В этом процессе
отражение действительности происходит в особой форме созда-
ния объективно или субъективно нового (в виде образов, представ-
лений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также
знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображе-
ние — это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта,
которая либо обусловливается влиянием сознательно поставлен-
ной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно,
под воздействием чувств, переживаний, которые владеют челове-
ком в данный момент. Воображение присуще только человеку.
Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ра-
нее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы ни
одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для
человека характерно, что он может мысленно представить себе
нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только
у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми
он не сталкивался в своем прошлом опыте.
Воображение является необходимым условием любой деятельно-
сти человека — от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, преж-
де чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен,
как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это
будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен
еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности.
Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути
разрешения задачи.
Среди прочих психических процессов воображение занимает
место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышле-
нием — с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно являет-
ся отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно
сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из
психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики
человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью,
а только через другие процессы — на входе это восприятие, а на
выходе — мышление.
Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает
огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно
эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую
деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной
деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся чело-
веческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы
существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.
Образы воображения в отличие от образов восприятия могут
быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память яв-
ляются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит
основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку
решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности
предметных действий.
Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным
(воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участ-
вует в повседневной деятельности человека, творческое — вклю-
чается при решении творческих задач и является основой продук-
тивного мышления.
Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего это две
большие группы, каждая из которых подразделяется на несколько
подгрупп: активное и пассивное воображение. Под активным вооб-
ражением понимают действие данной психической функции в усло-
виях осознанно поставленной цели. К данной подгруппе относят
следующие формы: творческое, артистическое, критическое, вос-
создающее и антиципирующее.
Воссоздающее воображение является наиболее простой формой.
Оно заключается в репродукции прежних образов восприятия или
их комбинировании, сочетании различных элементов. Творческое
воображение подразумевает создание новых образов, которые не
присутствовали в прошлом опыте субъекта и, кроме того, предста-
вляют ценность не только для него, но и для людей, воспринимаю-
щих эти образы. Критическое воображение является частным слу-
чаем воссоздающего — оно отвечает за способность оценивать свои
действия и действия окружающих. Артистическое воображение —
частный случай творческого. Антиципирующее воображение (анти-
ципация — предвосхищение результатов деятельности) — форма,
очень важная для успешного построения человеком своей жизни.
Пассивное воображение делится на две формы. Это произ-
вольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображе-
ние включается по воле самого субъекта, и он начинает фанта-
зировать, мечтать, непроизвольное возникает в виде сновидений
в процессе естественного сна или внушенных представлений в про-
цессе сна гипнотического.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляет-
ся в различных формах:
1) агглютинация — сочленение различных качеств, несоеди-
нимых в повседневной жизни частей;
2) гиперболизация — преувеличение или преуменьшение об-
раза, а также изменение его отдельных частей;
3) типизация — выделение существенного, повторяющегося
в однородных образах;
4) заострение — подчеркивание каких-либо отдельных приз-
наков.
Далее надо рассмотреть еще одно психическое проявление. При
изучении творческого мышления психологами была выделена от-
носительно обособленная психическая функция — интеллект.
Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями че-
ловека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс ре-
шения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция.
Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания
психических процессов, способности к упражняемости, развитию
понимания языка, степени утомляемости при совершении мысли-
тельных операций, способности к логическому мышлению, наход-
чивости и пр.
Концепций интеллекта существует множество, между предста-
вителями различных направлений в психологии всегда велись горя-
чие споры о том, что же именно называть интеллектом. В результа-
те выделились три наиболее распространенных подхода к этому
понятию.
1. Биологический подход рассматривает интеллект как способ-
ность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.
2. Педагогический подход говорит об интеллекте как о способ-
ности к обучаемости.
3. Структурный подход рассматривает интеллект как способ-
ность адаптации средств к цели, т. е. интеллект с точки зрения
структурного подхода является совокупностью тех или иных спо-
собностей.
Впрочем, многие психологи вследствие неоднозначности и не-
ясности понятия используют такое своеобразное определение:
«Интеллект — это то, что измеряется тестами на интеллект».
Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью
статистических методов исследовал различные стороны общего
интеллекта, которые он назвал первичными умственными потен-
циями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность — умение считать, производить ариф-
метические операции;
2) вербальную (словесную) способность — речевую гибкость
и одаренность, т. е. умение быстро подбирать слова, макси-
мально точно выражающие мысль;
3) вербальное восприятие — легкость в понимании устной
и письменной речи;
4) пространственную ориентацию — возможность без затруд-
нений представить, как будет выглядеть в пространстве в раз-
личных ракурсах тот или иной предмет;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предме-
тами и изображениями.
Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных ин-
теллектуальных процессов — частных способностей. Они образу-
ются как всевозможные сочетания операций мыслительной дея-
тельности. В своей классификации интеллектуальных способностей
Гилфорд исходил из того, для каких умственных операций они нуж-
ны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содер-
жание (оно может быть образным, символическим, семантическим,
поведенческим).
Согласно представлениям Гилфорда умственные операции, вклю-
ченные в интеллектуальное действие, могут быть классифицированы
по следующим признакам:
1) по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, поз-
нание;
2) по продукту: единица, класс, отношение, система, трансфор-
мация, рассуждение;
3) по содержанию: действие с материальными объектами, сим-
волами, семантические операции, поведение.
Первая методика интеллектуального тестирования была созда-
на в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и изме-
ряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (напри-
мер, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем
оценивалось развитие таких психологических функций, как пони-
мание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию,
наблюдению и анализу. Параллельно с этим широкое распростране-
ние получила идея стадийного различия — так называемый ум-
ственный возраст. Объединив два этих метода, В. Штерн в 1911 г.
предложил методику исследования коэффициента интеллекта (IQ)
как отношения умственного возраста к хронологическому. Но
позднее было установлено, что такой подход правомерен только
для детей до 12 лет. Начиная с подросткового возраста на первый
план выходят индивидуальные различия — этот факт получил
подтверждение многими исследователями интеллекта. Поэтому
более широкое распространение получила методика Айзенка. Со-
гласно исследованиям Айзенка между сложностью задачи и вре-
менем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая
зависимость. Общий уровень интеллектуальных способностей опре-
деляется с помощью комплекса тестов с использованием словесного,
цифрового и графического материала. Задания делятся на 2 типа:
1) закрытые задания, где необходимо выбрать верное реше-
ние из нескольких вариантов;
2) открытые задания, где необходимо найти ответ (при этом
ответов может быть более одного, поэтому максимально откры-
тая задача состоит в том, чтобы найти наибольшее количество
ответов за фиксированный промежуток времени).
Самое высокое из возможных значений IQ — 200 баллов, ниж-
няя граница приближается к 0. Средний IQ составляет 100 баллов
плюс-минус 16. К группе людей со средним уровнем интеллекта,
по данным исследований, относится 68% людей. К двум другим
группам относится по 16%. Это люди со сниженным интеллектом
(IQ ниже 84 баллов) или с повышенным (IQ выше 116).
Нарушения интеллекта имеют следующую градацию.
Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ менее
75 баллов). Ее трудно отличить от психики на нижней границе
нормы.
Имбецильностью называют среднюю степень слабоумия (IQ
от 20 до 50 баллов). Эти люди способны к обучению, но адаптиро-
ваны только к привычной обстановке жизни, а в случае ее измене-
ния нуждаются в посторонней помощи. Словарный запас, как пра-
вило, не превышает 300 слов.
Идиотия — наиболее тяжелая форма слабоумия (IQ менее 20 бал-
лов). Она характеризуется тем, что у таких людей не развиваются ни
мышление, ни речь, заторможена моторика, существуют только эмо-
циональные реакции.
Теперь о том, что касается повышенного интеллекта. Многие
исследователи говорят о неоднозначной связи творческого мыш-
ления с развитым интеллектом. Безусловно, для развития высоко-
го уровня творческих способностей необходим такой уровень ин-
теллекта, который был бы несколько выше среднего. Без определенной
базы знаний, хорошей обучаемости, т. е. без интеллектуальной осно-
вы, высокая креативность (способность к творческому мышлению)
развиваться не может. Но исследования показывают, что после того,
как человек достигнет некоторого уровня высокоразвитого интел-
лекта (показатели индивидуальны), последующее его повышение не
способствует возрастанию творческих способностей. Напротив, при
очень высоком уровне интеллекта (более 170 баллов) проявляется па-
радоксальная тенденция снижения творческих способностей. Большая
эрудированность и повышенная скорость реакции при решении ин-
теллектуальных задач затормаживают творческие процессы — в боль-
шинстве случаев такие люди ищут готовые ответы в памяти, а не при-
меняют воображение и не ищут новых путей решения. Безусловно,
и в этом есть своя целесообразность — таким людям не приходит-
ся всякий раз заново самим изобретать велосипед. Они могут бы-
стро обобщать накопленный опыт. Но мала вероятность, что они
изобретут нечто принципиально новое — для спонтанного творче-
ства иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.