В 1887 г. американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в сво-
ей книге «Теория социализации» термин «социализация». Говоря
о социализации, почти всегда имеется в виду развитие человека
в детстве, отрочестве и юности. Только в последнее десятилетие
изучение социализации перешло с детства на зрелость и даже ста-
рость.
Существует два подхода в социализации: субъект-объектный
и субъект-субъектный.
Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия
какой-либо деятельности его в процессе социализации. Первый,
кто изучал этот подход, был Э. Д. Т. Парсонс.
Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе со-
циализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъ-
ект-субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Ку"
ли и Джордж Герберт Мид. Основываясь на субъект-субъектном
подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека
в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью со-
циализации является сочетание приспособления и обособления
человека в условиях конкретного этноса.
Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат
встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже,
Р. Мертон). Адаптация подразумевает согласование требований
и ожиданий общества по отношению к человеку с его установка-
ми и социальным поведением; согласование самооценок, т. е. само-
анализ и притязания человека, с его возможностями и с реалиями
социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и ре-
зультат становления индивида социальным существом.
Обособление — процесс автономизации человека в обществе.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен
внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адап-
тации человека к обществу и степенью обособления его в обще-
стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает
определенный баланс адаптации и обособления.
Изложенное понимание сущности социализации справедливо
в рамках субъект-субъектного подхода, в котором социализация
трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс
и результат становления индивида социальным существом.
В современном обществе социализация имеет особенности в за-
висимости от среды, культуры, но есть и общие характеристики.
О них и пойдет речь дальше.
В любом обществе социализация человека имеет особенности
на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.
Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не
является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после
этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогиче-
ской точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации
проходит следующие этапы:
1) младенчество (от рождения до 1 года),
2) раннее детство (1—3 года),
3) дошкольное детство (3—6 лет),
4) младший школьный возраст (6—10 лет),
5) младший подростковый возраст (10—12 лет),
6) старший подростковый возраст (12—14 лет),
7) ранний юношеский возраст (15—17 лет),
8) юношеский возраст (18—23 года),
9) молодость (23—30 лет),
10) ранняя зрелость (30—40 лет),
11) поздняя зрелость (40—55 лет),
12) пожилой возраст (55—65 лет),
13) старость (65—70 лет),
14) долгожительство (свыше 70 лет).
Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа мо-
лодости, т. е. социализация подрастающих поколений.
При социализации детей, подростков действуют условия, ко-
торые принято называть факторами. Из известных факторов да-
леко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весь-
ма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия
или факторы социализации объединяют в 4 группы.
Первая — мегафакторы (от англ. «мега» — «очень большой, все-
общий») — космос, планета, мир, которые в той или иной мере че-
рез другие группы факторов влияют на социализацию всех жите-
лей Земли.
Вторая — макрофакторы (от англ. «макро» — «большой»), влияю-
щие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
Третья — мезофакторы (от англ. «мезо» — «средний, промежуточ-
ный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности
и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); при-
надлежности к слушателям тех или иных сетей массовой комму-
никации (радио, телевидения и др.); принадлежности к опреде-
ленным субкультурам.
На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опо-
средствованно через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конк-
ретных людей — семья и домашний очаг, соседство, группы свер-
стников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контрсоциальные ор-
ганизации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет
его становление, играют люди, в непосредственном взаимодей-
ст-вии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами
со-циализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами
выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники,
соседи, учителя.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависи-
мости от того, насколько они значимы для человека, как строится
взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средства-
ми они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществ-
ляется широким набором универсальных средств, содержание ко-
торых специфично для того или иного общества, того или иного
социального слоя, того или иного возраста социализируемого.
К ним относят:
1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;
2) формируемые бытовые и гигиенические умения;
3) окружающие человека плоды материальной культуры;
4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и ска-
зок до скульптур); стиль и содержание разговоров;
5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверст-
ников, в воспитательных и иных социализирующих организа-
циях;
6) последовательное приобщение человека к многочисленным
видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятель-
ности — общении, игре, познании, предметно-практической
и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей-
ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная груп-
па (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор по-
зитивных и негативных формальных и неформальных санкций —
способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер
принуждения и давления вплоть до применения физического на-
силия, способов выражения признания, отличия, наград. С по-
мощью этих способов и мер поведение человека и целых групп
людей приводится в соответствие с принятыми в данной культу-
ре образцами, нормами, ценностями. Социализация человека во
взаимодействии с различными факторами и агентами происходит
с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют раз-
личные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.
Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным
подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механиз-
мом социализации считает прогрессивную взаимную аккомода-
цию (приспособляемость) между активным растущим человеческим
существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.
В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации
идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский— сме-
ну фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе раз-
вития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения пе-
дагогики можно выделить несколько универсальных механизмов
социализации, которые необходимо учитывать и частично исполь-
зовать в процессе воспитания человека на различных возрастных
этапах.
К психологическим и социально-психологическим механиз-
мам можно отнести следующие:
1) импринтинг — запечатление человеком на рецепторном и под-
сознательном уровнях особенностей влияющих на него жиз-
ненно важных объектов. Импринтинг происходит преиму-
щественно в младенческом возрасте, но и на более поздних
возрастных этапах может быть запечатление каких-либо обра-
зов, ощущений и т. п.;
2) экзистенциальный нажим — овладение языком и неосозна-
ваемое принятие норм социального поведения, обязательных
в процессе общения со значимыми лицами;
3) подражание — следование какому-нибудь образцу. В данном
случае — один из путей произвольного и чаще всего непроиз-
вольного усвоения человеком социального опыта;
4) идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемо
го отождествления человеком себя с другим человеком, груп
пой, образцом;
5) рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассмат
ривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные цен
ности, свойственные различным институтам социума, семье,
обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Рефлексия может представлять собой внутренний диалог не
скольких видов: между различными я человека, с реальными или
вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек мо
жет формироваться и изменяться в результате осознания и пере
живания им той реальности, в которой он живет, своего места
в этой реальности и себя самого.
Традиционный механизм социализации (стихийной) содер
жит усвоение человеком стереотипов, присутствующих в его семье
и ближайшем окружении (соседском, дружеском и др.).
Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уров
не с помощью запечатления, некритического восприятия господ
ствующих стереотипов. В таком случае оказывается прав фран
цузский мыслитель XVI в. М. Монтень, который писал: «...Мы
можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые
житейские правила тащат нас за собой».
Кроме того, эффективность традиционного механизма про
является в том, что те или иные элементы социального опыта,
усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребован
ные или блокированные в силу изменившихся условий жизни
(например, переезд из села в большой город), могут всплыть в по
ведении человека при очередном изменении жизненных условий
или на последующих возрастных этапах.
Человек, взаимодействуя с различными институтами и органи
зациями, накапливает знания и опыт социально принятого поведе
ния, а также опыт подражания социально одобряемого поведения
и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения со
циальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как
социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют
на социализацию человека не только с помощью трансляции
определенной информации, но и через представление определен
ных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко
подметил еще и XVIII в. реформатор западноевропейского балета
французский балетмейстер Ж. Ж. Новер, «поскольку страсти, ис-
пытываемые героями, отличаются большей силой и определен-
ностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подра-
жать».
Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными осо-
бенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные им образцы пове-
дения, стиль жизни и т. д.
Под субкультурой в общем виде понимается набор морально-
психологических черт и поведенческих проявлений, характерных
для людей определенного возраста или определенного профессио-
нального или культурного слоя, профессиональной или социаль-
ной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека
постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее
носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референт-
ны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации начинает действо-
вать в процессе взаимодействия человека со значимыми для него
людьми. В его основе лежит психологический механизм межлич-
ностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Зна-
чимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой
уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противополож-
ного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть чле-
нами тех или иных организаций и групп, с которыми человек
взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и но-
сителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда об-
щение со значимыми лицами в группах и организациях может ока-
зывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает
на него сама группа или организация. Поэтому межличностный
механизм выделяют в социализации как специфический.
У различных половозрастных и социально-культурных групп,
у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации
различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в усло-
виях села, малого города, поселка, а также в малообразованных
семьях в больших городах существенную роль может играть тра-
диционный механизм. В условиях крупного города особо явно дей-
ствуют институциональный и стилизованный механизм. Для лю-
дей явно интровертивного типа (т. е. обращенных внутрь себя,
повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать
рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ_
ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь
идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто являет_
ся стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется
с помощью традиционного механизма.
Социализацию можно представить как объединение четырех
составляющих, которые образуют социализацию в целом:
1) хаотичная социализация;
2) направляемая социализация, которая объективно влияет на
изменение возможностей и характера развития, на жизнен_
ный путь тех или иных социально_профессиональных, этно_
сокультурных и возрастных групп (определяя обязательный ми_
нимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии
и т. д.);
3) относительно социально контролируемая социализациия
(воспитание) — планомерное создание обществом и государ_
ством правовых, организационных, материальных и духовных
условий для развития человека;
4) более или менее сознательное самоизменение человека, име_
ющего просопиальный, асоциальный или антисоциальный век_
тор (самосовершенствования, саморазрушения).
Воспитание становится относительно автономным в процессе
социализации на определенном этапе развития каждого конкрет_
ного общества, когда оно приобретает такую степень сложности,
что возникает необходимость в специальной деятельности по
подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Попут_
но заметим, что на ранних стадиях существования любого обще_
ства, а также в современных архаичных обществах воспитание
и социализация синкретичны, нерасчленены. Воспитание отли_
чается от хаотичной и относительно направляемой социализации
тем, что в его основе лежит социальное действие.
Немецкий ученый М. Вебер, который ввел это понятие, опре_
делял его как действие, направленное на разрешение проблем;
как действие, специально ориентированное на ответное поведе_
ние партнеров; как действие, предполагающее субъективное ос_
мысление возможных вариантов поведения людей, с которыми
человек вступает во взаимодействие.
Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи
планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е.
ограничено местом и временем.
Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не
менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объ-
яснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассмат-
ривать как общественное явление, как деятельность, как процесс,
как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие
и т. д.
Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка
отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу от-
носительно социально контролируемой социализации, но не за-
трагивается специфика семейного, религиозного, социального, кор-
рекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет
в дальнейшем.
Воспитание — это осмысленное и целенаправленное форми-
рование человека, последовательно способствующее адаптации че-
ловека в обществе и создающее условия для его обособления в со-
ответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых
оно осуществляется.
В отечественной педагогической литературе можно выделить
несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас-
крытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные
различия, на которых настаивают те или иные авторы).
Для определения понятия «воспитание» многие исследовате-
ли выделяют:
1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формиро-
вание человека под влиянием общества. Воспитание отождест-
вляют с социализацией;
2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен-
ное воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательных уч-
реждениях;
3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно вос-
питательная работа, целью которой является формирование у де-
тей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
4) воспитание в еще более узком значении — решение конк-
ретных воспитательных задач (например, воспитание опреде-
ленного нравственного качества и т. д.).
Пытаясь дать общую характеристику воспитания, некоторые
исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое вос-
питание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физиче-
ское воспитание, третьи — правовое, экономическое воспитание.
С точки зрения характера участников, процесс воспитания оп-
ределяют как целенаправленное воздействие представителей стар-
ших поколений на младшие, как взаимодействие старших и млад-
ших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого
типа отношений.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспита-
телей и воспитуемого выделяют авторитарное, либеральное, демок-
ратическое воспитание.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепри-
нятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое
время определение, основная идея которого разделялась большин-
ством европейских и американских педагогов до середины XX в.
(а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказывае-
мое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для со-
циальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить
у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и мо-
ральных состояний, которые требуют от него и политическое об-
щество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности,
принадлежит».
В последние десятилетия подход к воспитанию был пересмо-
трен, соответственно определение его как педагогического по-
нятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только
в различных педагогических теориях, но и в словарно-справоч-
ной литературе.
Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном
в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание определялось как:
1) любой процесс, формальный или неформальный, который
помогает развивать возможности людей, включающие их зна-
ния, способности, образцы поведения и ценности;
2) развивающий процесс, обеспеченный школой или други-
ми учреждениями, который организован главным образом для
изучения и учебы;
3) развитие, получаемое индивидом посредством учений.
0 коммент.:
Отправить комментарий