24 июн. 2011 г.

Этика Аристотеля

Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы-
сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож-
ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя,
сделав выбор в пользу истины.
Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон
и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпоч-
тение истине». С именем Аристотеля связываются три сочине-
ния по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Боль-
шая этика». Хотя вопрос о принадлежности этих сочинений
именно перу Аристотеля все еще является предметом жарких
дискуссий. Сегодня подлинным трактатом философа считают
только «Никомахову этику».
Относительно «Евдемовой этики» мнения ученых расхо-
дятся. Некоторые исследователи относят авторство произве-
дения Евдему Родосскому, ученику Аристотеля, другие полага-
ют, что он только редактировал труд своего учителя после его
смерти. Также, анализируя содержание «Большой этики», ис-
следователи предполагают, что ее автором является один из
учеников Аристотеля, имя которого осталось нам неизвест-
ным.
Существует мнение, по которому этические сочинения
Аристотеля были отредактированы после смерти его сыновья-
ми, Никомахом и Евдемом. Основой этического учения Ари-
стотеля служит психология.
Этика должна изучать индивидуальное поведение челове-
ка, его отношения с другими людьми, поэтому она является
прежде всего социально-политической этикой, т. е. областью
знаний, которая исследует нравственные задачи государства
и гражданина, проблемы воспитания граждан и заботы об об-
щем благе людей. Таким образом, этика Аристотеля занимала
среднее положение между его психологией и политикой.
Аристотель впервые определил и классифицировал науки,
виды знания. Он разделил науки на три группы: теоретиче-
ские («умозрительные»), практические («производительные»)
и творческие («созидательные»). К первым философ отнес
философию, математику и физику; ко вторым — этику и поли-
тику, а к третьим — искусство, ремесла и прикладные науки.
По мнению Аристотеля, философия наиболее теоретиче-
ская из наук, так как она изучает то, что наиболее достойно
постижения, — первоначала и причины, только благодаря им,
на их базе можно познать все остальное.
Таким образом, по Аристотелю, наука тем ценнее, чем
больше она созерцательна. Она отдана познанию, поиску ис-
тины, тем самым представляет собой наивысший вид творче-
ской деятельности. Только в процессе данной деятельности
человек получает возможность подойти ближе к спокойному
счастью, к истинному блаженству, которое дано только богам.
Для античных философов познанием стало отношение чело-
века к миру, установление связи с первоначалом. Познание
всеобщего и является нахождением за многообразием предме-
тов и явлений их общего принципа, начала.
Античная наука была ориентирована прежде всего не на
подчинение сил природы человеку, не на использование науч-
ных знаний в практических целях, а на постижение всеобщего
строя вещей, на познание общественных отношений, на вос-
питание человека и регулирование взаимоотношений и поведе-
ния людей, на достижение этического идеала. «Этика» (учение
о нравственности) понималась Аристотелем, как и другими
античными философами, как жизненная мудрость, «практи-ческие» знания о том, что такое счастье и каковы средства для
его достижения. Можно ли считать учение придерживаться
правильных норм поведения и ведения нравственного образа
жизни наукой?
Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено
либо на деятельность или на творчество, либо на умозритель-
ное...». Это означает, что через мышление человек делает пра-
вильный выбор в своих поступках, стремясь достичь счастья,
претворить в жизнь этический идеал.
Таким образом, практическая сфера жизни и разнообраз-
ные виды производительной деятельности человека невоз-
можны без мышления, поэтому они включаются в сферу нау-
ки, хотя это не науки в строгом смысле слова.
Аристотель утверждает, что творчество и поступки — это не
одно и то же. Поступки неразрывно связаны с человеком, с его
деятельностью, со свободным выбором, с общими моральны-
ми и правовыми нормами граждан, а творчество направлено
на создание произведений искусства.
Нравственная деятельность человека направлена на него
самого, на развитие его способностей, его духовно-нравствен-
ных сил, на улучшение его жизни, на осуществление смысла
жизни и назначения. В сфере деятельности, которая связана
со свободой воли, человек сообразует поведение и образ жиз-
ни со своим нравственным идеалом, с взглядами и понятиями
о должном и сущем, добре и зле. Этим философ и определил
предмет науки, которую он назвал этикой.
Таким образом, заслуги Аристотеля в развитии этики очень
велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый эти-
ческий труд, он впервые поставил вопрос о самостоятельности
этики, построил свою теорию морали. Для его этического уче-
ния характерны логический анализ, единство метода рацио-
нального осмысления проблем и их эмпирического подтвер-
ждения, социальная направленность этического мышления,
прикладное, практическое значение.
Говоря об этическом аспекте проблемы взаимоотношений
человека и общества, Аристотель пытался найти пути их гар-
монического взаимодействия в рациональном ограничении
личностью всех своих эгоистических потребностей, ориенти-
руя его на общественное благо. Социальная гармония, считал
философ, не должна подавлять личных интересов.
Нравственность личности, которая опирается на разум
и волю, должна приводить цели и желания, потребности в со-
ответствие с интересами всего государства. Аристотель тем са-
мым приходит к идее, что источник самой морали необходимо
искать в государственных отношениях.
Отдавая дань сложившейся традиции, высшим благом
Аристотель также считал счастье. Но мыслитель внес в это по-
нятие много новых оттенков. Счастье, по Аристотелю, — это
особое состояние удовлетворенности, которое получает чело-
век от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль
и счастье должны быть связаны между собой. Аристотель
утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек мо-
жет достичь, только совершая моральные поступки. Главными
условиями на пути к счастью он считал: нравственное и ин-
теллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и нали-
чие внешних благ, активную гражданскую позицию. В отли-
чие от Платона, Аристотель отрицал врожденный характер
добродетелей человека, что дало ему возможность говорить
о вопросах нравственного воспитания. Добродетель напря-
мую связана с общественно значимым действием и имеет нор-
мативный характер. Нравственные качества человека — это не
то, что дано ему от природы, а то, что должно быть воспитано
в нем обществом. Так как мораль базируется на разуме и воле,
то можно выделить добродетели дианоэтические и этические.
Аристотель при этом предложил конкретный подход к опреде-
лению меры добродетели. В частности, мужество, по мнению
философа, зависит от того, о ком мы будем вести речь, —
о младенце или атлете. А также Аристотель обосновал идею
о том, что каждая добродетель — это середина между двумя
крайностями (мужество, таким образом, это середина между
трусостью и отвагой).
Учение о дружбе Аристотеля является первым опытом
постановки и решения проблемы общения. Огромное значе-
ние для дальнейшего развития этики имели также и другие
идеи Аристотеля. В частности, Аристотель в своем учении
развил темы о свободе выбора и ответственности в морали,
о единстве этики и политики и др. Многие положения Ари-
стотеля оказались даже несвоевременными, не были доста-
точно адекватно осознаны современниками, но получили раз-
витие в более поздние времена.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.