Человек является непосредственным участником обществен-
ных событий. Социальная педагогика изучает главным образом на-
чало развития человека, т. е. детство, отрочество, юность. Ведь имен-
но в эти периоды жизни людей происходят внутренние процессы,
которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Общество заинте-
ресовано, чтобы человек стал мужем или женою, создал крепкую
семью, смог достойно участвовать в социальной и экономиче-
ской жизни.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо-
танной Т. Парсонсом развернутой социологической теории функ-
ционирования общества, описывающей в том числе и процессы
интеграции человека в социальную систему.
Согласно этому человек впитывает в себя общие ценности в про-
цессе общения с близкими ему в данный момент людьми, в резуль-
тате чего он становится зависимым от общепринятых норматив-
ных стандартов.
Ч. Х. Кули считал, что человек приобретает социальное каче-
ство в межличностном общении внутри первичной группы (семьи,
группы сверстников, соседской группы), т. е. в общении индиви-
дуальных и групповых субъектов.
У. И. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что со-
циальные явления и процессы необходимо рассматривать как ре-
зультат сознательной деятельности людей; что, изучая те или иные
социальные ситуации, необходимо учитывать не только социаль-
ные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти
ситуации, т. е. рассматривать их как субъекты социальной жизни.
Д. Герберт, разрабатывая направление, получившее название
символического интеракционизма, центральным понятием социаль-
ной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие».
Человек становится субъектом социализации объективно, так как
на протяжении всей своей жизни на каждом возрастном этапе пе-
ред ним встают все новые социально-психологические задачи,
для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неос-
ознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявля-
ет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуаль-
ное своеобразие).
В определенной мере условно были выделены три группы за-
дач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или эта-
пе социализации: естественно-культурные, социально-культурные
и социально-психологические.
Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень раз-
ные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценност-
но-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом,
а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окруже-
нием человека.
От человека в соответствии с его возрастными возможностя-
ми ждут приобщенности к определенному уровню общественной
культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков,
определенного уровня сформированности ценностей.
В зависимости от того, на каком этапе жизни находится чело-
век, перед ним появляются новые задачи: его участие в семье,
в производственно-экономической деятельности и т. д.
Задачи социально-культурного ряда имеют два слоя. С одной
стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной
форме институтами общества и государства, с другой — задачи,
воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, пси-
хологических стереотипов непосредственного окружения. При-
чем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или мень-
шей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой
слой может не осознаваться человеком или осознаваться частич-
но, а нередко в той или иной мере искаженно.
Социально-психологическая задача — это становление само-
сознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на
перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каж-
дом возрастном этапе имеют специфическое содержание.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение
ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие
относительно целостной я-концепции и определенного уровня
самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подрост-
ком стоит задача познания тех компонентов своего «я», которые
связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отли-
чия от них, а перед юношей — тех, от которых зависят мировоз-
зрение, определение своего места в мире и т. п.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре-
деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель-
ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти ин-
дивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в но-
вой социальной ситуации — ситуации поступления в школу. Он
должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, пе-
рестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отноше-
ний. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск
позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ран-
ней юности определением своей позиции в отношениях со свер-
стниками противоположного пола.
Что же касается определения планов на различные отрезки бу-
дущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближай-
шего будущего. Например, если в среде сверстников считается
престижным иметь определенный интерес и реализовывать его
в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее
найти такой интерес и способы его реализации.
Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного бу-
дущего: выбор профессии (она может неоднократно меняться),
определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко пред-
ставляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослы-
ми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, сво-
бодном времяпрепровождении и т. д.
Самореализация предполагает реализацию человеком активно-
сти в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаи-
моотношений.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать лич-
ностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Например, подросток, решая задачу естественно-культурного
ряда соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель
значительно увеличить свою мускульную силу, что, в принципе,
вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения
задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добить-
ся того, чтобы его переживания были приняты окружающими по
их субъективной значимости для него самого, а не по степени зна-
чимости в реальной жизни, что, в принципе, недостижимо.
Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно опре-
деляет реальность и успешность достижения тех или иных целей.
Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запро-
сами (целями) и объективными возможностями их реализации
(достижения цели), определенным образом реагировать на это.
Сам человек может поменять цели, искать подходящие ему пути
их достижения, т. е. самоизменяться.
Если какая-либо группа задач или существенные задачи опре-
деленной группы остаются неразрешенными на том или ином воз-
растном этапе, то это делает социализацию неполной. Возможен
и такой случай, когда та или иная задача, не решенная в опреде-
ленном возрасте, внешне не сказывается на социализации чело-
века, но через определенный период времени (иногда довольно
значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотиви-
рованным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
В целом надо заметить, что поскольку человек активен в реше-
нии объективных задач, в той или иной мере является творцом
своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постоль-
ку он может рассматриваться как субъект социализации. Человек
может стать ее жертвой. Социализация является успешной, если
имеется, с одной стороны, эффективная адаптация человека в об-
ществе, а с другой — способность в какой-то мере противостоять
обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые ме-
шают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа-
лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт
между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо-
собления его в обществе. Эффективная социализация заключает-
ся в сохранении баланса между адаптацией в обществе и отделе-
нием, обособлением от него. Если человек не может в какой-то
мере противостоять миру, то он является жертвой социализации.
Когда человек не адаптировался в обществе, он становится пра-
вонарушителем и также жертвой социализации, как диссидент (ина-
комыслящий). Любое модернизированное общество в той или иной
мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь
в виду следующее обстоятельство: демократическое общество про-
дуцирует жертвы социализации, в основном, вопреки своим це-
левым установкам. На каждом возрастном этапе социализации
можно выделить типичные опасности, столкновение человека с ко-
торыми наиболее вероятно.
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди-
телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое
питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое
состояние родителей; медицинские ошибки; неблагоприятная эко-
логическая среда.
В дошкольном возрасте (0—6 лет): болезни и физические трав-
мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей; иг-
норирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета
семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвер-
жение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; ви-
деопросмотры.
В младшем школьном возрасте (6—10 лет): аморальность и (или)
пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или
гиперопека; видеопросмотры; плохо развитая речь; неготовность
к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников;
отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (при-
влечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы
и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11—14 лет): пьянство, алкоголизм, амо-
ральность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видео-
просмотры; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей;
курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество
(физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников;
вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение
или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды
семьи; развод родителей.
В ранней юности (15—17 лет): антисоциальная семья, нищета
семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность;
вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование;
физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии
(приписывание себе несуществующего физического дефекта или
недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со
стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого
пола; самоубийства; разные идеалы, мировоззрения; потеря цели
в жизни.
В юношеском возрасте (18—23 года): пьянство, наркомания,
проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные не-
удачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то-
талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя-
заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность
продолжить образование.
Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только
от обстоятельств, но и от индивидуальных особенностей конкрет-
ного человека.
Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать лю-
бой человек независимо от его индивидуальных особенностей,
но в любой из этих ипостасей он может почувствовать или осоз-
нать необходимость или желание изменить что-либо и в себе для
того, чтобы:
1) в большей степени соответствовать ожиданиям и требова-
ниям социума, как позитивным, так и негативным (в ипоста-
си объекта);
2) противостоять в той или иной мере требованиям социума,
эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встаю-
щие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);
3) избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать
жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств
социализации;
4) в большей или меньшей степени приблизить свой образ «на-
личного я» (каким человек видит себя в данный период време-
ни) к образу «желаемого я» (каким он хотел бы себя видеть),
т. е. в процессе социализации человек так или иначе самоиз-
меняется.
Самоизменение — результат осмысленных, целенаправленных
усилий человека, нацеленных на то, чтобы стать другим.
Усилия могут быть направлены на изменение: своих физиче-
ских качеств, личностных свойств, внешности; интеллектуальной,
волевой, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, уме-
ний, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; об-
раза и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отно-
шения с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру
(мировосприятия, мировидения), отношения с миром (аспектов
и способов самореализации и самоутверждения).
Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный
и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь харак-
тер самосовершенствования, развития, преобразования имеющих-
ся задатков, черт, знаний и т. д.; самостроительства, взращивания,
формирования желаемых человеку свойств; саморазрушения фи-
зических, духовных, личностных, социальных свойств (результат —
алкоголизм; наркомания; физическая, духовная, социальная де-
градация).
0 коммент.:
Отправить комментарий