24 июн. 2011 г.

Мегафакторы

Проблемы, возникающие в жизни людей под влиянием Кос-
моса, привлекали внимание уже мыслителей древности. И хотя
до сегодняшнего дня большая часть представителей естественных
наук с недоверием относятся к идее о зависимости человеческой
жизни от космических влияний, на протяжении веков постоянно
возникали различные учения и теории, авторы и последователи ко-
торых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь
человеческого общества и отдельного человека.
Выдающиеся русские ученые (психиатр В. М. Бехтерев, геофи-
зик П. П. Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский) первой трети XX в.
отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явле-
ниями геофизическими и космическими должно... дать возмож-
ность научного обоснования изучения законов человеческого
общества». А. Л. Чижевский определил, что активные процессы,
происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными события-
ми в жизни человечества (например: открытие Америки, револю-
ционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зави-
симость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.
Планета — понятие астрономическое, обозначающее небес-
ное тело, близкое по форме к шару, получающее свет и тепло от
Солнца и вращающееся вокруг него по эллипсу. На одной из кру-
пных планет — Земле — в процессе исторического развития об-
разовались различные формы социальной жизни населяющих ее
людей.
Мир — понятие в данном случае социолого-политологическое,
обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на
нашей планете.
Органичная взаимосвязь планеты и мира объясняется тем, что
мир возник и начал развиваться в природно-климатических усло-
виях, во многом отличающих Землю от других планет. Планета по-
степенно изменялась по мере развития мира. В XX в. влияние ми-
ра стало ярко выраженным, происходили глобальные процессы
и проблемы: экологические (загрязнение атмосферы и др.), эко-
номические (увеличение разрыва в уровне развития стран и кон-
тинентов), демографические (неконтролируемый рост населения
в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-
политические (рост числа и опасности региональных конфликтов,
распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).
Так, осознание человечеством в 1950-е гг. как глобальной про-
блемы атомной угрозы жизни на Земле — пример прямого влия-
ния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло
большую роль в том, что значительная часть подростков и юно-
шей в развитых странах стали ориентироваться не на жизненные
перспективы, а на удовлетворение сиюминутных потребностей (са-
ма по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна
в том случае, если становится единственной). Такое же влияние
оказали и экологические проблемы на поколения 1980—1990-х гг.
Опосредствованное влияние глобальных процессов и проблем
на социализацию подрастающих поколений проявляется в абсо-
лютно разных областях их жизни. Хозяйственная деятельность,
которая ведет к загрязнению окружающей среды, как правило,
отражается на условиях жизни всего населения земного шара
(естественно, в одних его частях больше, в других — меньше).
Глобальные экономические и политические процессы определя-
ют условия жизни людей в той или иной стране. Они непосред-
ственно влияют на распределение валового национального про-
дукта какой-либо страны между различными сферами (такими, как:
оборона, производство, социальные инвестиции, потребление и на-
копление и т. д.).
В результате развития средств массовой коммуникации стало
возможным влияние планеты и мира на процесс социализации,
так как средства массовой информации позволяют человеку, «си-
дя дома», видеть, как живут люди в любой точке земного шара.
Тем самым расширились границы действительности. Следстви-
ем этого стало изменение в восприятии жизни. Мысли детей, под-
ростков, юношей в модернизированных обществах стали форми-
роваться под влиянием не только норм, ценностей, присущих для
их самого близкого окружения, но и тех примеров, которые при-
тягивают к себе, оставаясь, однако, недоступными.
Наличие и роль мегафакторов социализации не стоит забы-
вать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание вос-
питания.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.