24 июн. 2011 г.

Социальная педагогика как отрасль знания

Существуют различные определения социальной педагогики.
«Социальная педагогика — это научная дисциплина, раскрываю-
щая определение, объект и предмет, социальную функцию общей
педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех воз-
растных группах» (Х. Мискес, Германия).
«Смысл социальной педагогики — помощь молодежи в быст-
рой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным
отклонениям от норм поведения» (Е. Моллеихауер, Германия).
«Социальная педагогика — это наука о воспитательных влия-
ниях социальной среды» (В. Д. Семенов, Россия).
Социальная педагогика — раздел педагогики, изучающий вос-
питание в условиях социализации, т. е. воспитание всех возрастных
групп и социальных категорий людей, которое осуществляется не
только в специально созданных организациях, но и в организа-
циях, где воспитание не является основной функцией (предпри-
ятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследования воспитательных сил общества и спосо-
бов их актуализации, путей интеграции возможностей обществен-
ных, государственных и частных организаций в целях создания
условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитив-
ной самореализации человека.
Социальная педагогика включает в себя ряд разделов. Знания,
полученные в результате изучения данных разделов, дают возмож-
ность охарактеризовать социальное воспитание в качестве одного
из видов социальной практики и разработать определенные под-
ходы и рекомендации по его улучшению.
Разделы социальной педагогики
Философия социального воспитания разрабатывается на сты-
ке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматри-
ваются фундаментальные методологические и мировоззренческие
вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального вос-
питания и его задач; на основе определенного понимания образа
человека разрабатываются общие подходы к соотношению разви-
тия, социализации и воспитания; определяются ценности и прин-
ципы социального воспитания и т. д.
Социология социального воспитания исследует социализацию
как контекст социального воспитания и социальное воспитание
как составную часть социализации. Полученные знания создают
возможность поиска путей и способов использования их воспита-
тельных потенций, регулируют соотношение положительных и от-
рицательных влияний на развитие человека в условиях социали-
зации. А в целом знания, полученные социологией социального
воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции вос-
питательных сил общества (они нашли отражение в разделах о го-
сударственной, региональной и муниципальной системах воспи-
тания и в некоторых других).
Социально-педагогическая виктимология исследует те кате-
гории людей, которые стали или могут стать жертвами неблаго-
приятных условий социализации, в ней определяются направления
социальной и педагогической помощи им (о чем шла речь в раз-
деле об издержках социализации).
Основными задачами теории социального воспитания явля-
ются описание, объяснение и прогнозирование функционирова-
ния социального воспитания. Исходя из положений философии
социального воспитания, учитывая данные социологии социаль-
ного воспитания и социально-педагогической виктимологии,
теория социального воспитания, например, исследует: что представ-
ляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты
социального воспитания и как они между собой взаимодействуют;
содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; со-
держание и характер индивидуальной помощи человеку и т. д.
Психология социального воспитания на основе социально-
психологических характеристик групп и человека, их особенностей
на различных возрастных этапах выявляет психологические усло-
вия эффективности взаимодействия субъектов социального вос-
питания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и кон-
струирует новые способы целесообразной организации социально-
го воспитания. Экономика и менеджмент социального воспитания
исследуют, с одной стороны, потребности общества в определен-
ном качестве «человеческого капитала», а с другой — экономиче-
ские ресурсы общества, которые могут быть использованы для ор-
ганизации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе
рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.
Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может
делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь
интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-
и обществознания, а с другой — трактуя под своим углом зрения
и широко используя достижения различных отраслей педагогики.
Социальная педагогика складывалась как практика воспита-
ния на различных этапах развития человечества в целом и в от-
дельных странах, обществах (государствах, в частности).
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и ис-
следовательские взаимосвязи социальной педагогики с конфес-
сиональными, семейной и коррекционной педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями
педагогического знания, сферой применения которых являются
воспитательные организации различного типа. Имеются в виду до-
школьная педагогика, педагогика школы, педагогика профессио-
нального образования, педагогика закрытых учреждений различно-
го типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная,
военная педагогика, производственная педагогика, педагогика вре-
менных объединений, педагогика социальной работы и др.
Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше слу-
чаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим ос-
нованием, требующим конкретизации в связи с теми функциями,
которые присущи той или иной воспитательной организации (на-
пример, философия школьного воспитания имеет некоторые отли-
чия от философии военного воспитания, а методика социального
воспитания в средней школе существенно отличается от методи-
ки профессионального воспитания и т. д.).
Этика и социальная педагогика
Этика исследует общие законы развития нравственных норм
и моральных представлений, а также регулируемые ими формы мо-
рального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро-
ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и разра-
батывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного
взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методи-
ки социального воспитания.
Социология социального воспитания, изучая проблему социали-
зации, использует данные ряда отраслей социологического знания:
социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой комму-
никации, молодежи, морали, образования, преступности, религии,
семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального вос-
питания, социальная педагогика принимает во внимание данные
социологии, характеризующие социальный контекст, в котором
осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных
различным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций
отдельных возрастных и социально-профессиональных групп на-
селения.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика
Этнография занимается изучением особенностей быта и куль-
туры народов. Социология и психология социального воспитания
используют данные об этнических особенностях возрастной пе-
риодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих
положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об эт-
нической специфике и закономерностях социализации и воспи-
тания; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются
в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические осо-
бенности необходимо учитывать при определении конкретных за-
дач и содержания воспитания, при построении системы и особен-
но в конструировании форм и методов социального воспитания.
При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе
и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам
воспитания способы воспитания и использовать их в системе со-
циального воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет
смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси-
фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые эт-
нические особенности социализации и воспитания.
Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика
Предметом изучения социальной психологии являются зако-
номерности поведения и деятельности людей, которые обусловле-
ны их объединением в социальные группы, а также характеристика
этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагоги-
ка использует данные социальной и возрастной психологии, иссле-
дуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая пси-
хологию и методику социального воспитания.
Данные социальной психологии и в определенной мере социо-
логии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко
не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного раз-
вития. В то же время этнографические и этнопсихологические дан-
ные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое
положение объясняется как недостаточным развитием социаль-
но-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках
далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные
о которых могли бы быть использованы в социально-педагогиче-
ских концепциях.
Функции социальной педагогики как интегративной отрасли
знания реализуются в более полной мере, если в ней применяет-
ся принцип дополнительности.
Социальная политика — одно из направлений внутренней по-
литики государства. Содержательно она направлена на решение та-
ких задач, как:
1) управление социальным развитием общества, обеспечение
удовлетворения материальных и культурных потребностей его
членов;
2) воспроизводство социальных ресурсов;
3) регулирование процессов социальной дифференциации об-
щества;
4) поддержание стабильности общественной системы.
Социальная политика определяется законодательными актами
и реализуется многочисленными государственными службами: об-
разования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занято-
сти и др.
Одной из составляющих социальной политики является поли-
тика в сфере воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания предполагает:
1) определение задач воспитания и разработку стратегии их ре-
шения;
2) разработку соответствующих законодательных и подзакон-
ных актов;
3) выделение необходимых ресурсов;
4) поддержку общественных инициатив в сфере воспитания.
Политика в сфере воспитания призвана разрешать противоре-
чия между текущими и перспективными интересами общества, меж-
ду несовпадающими и расходящимися интересами отдельных со-
циальных слоев в таких вопросах, как:
1) представление о необходимом для общества уровне и ка-
честве системы воспитания различных социокультурных, эт-
ноконфессиональных и половозрастных групп населения;
2) ожидания и требования, связанные с уровнем и качеством
образования; готовность к участию в процессе воспитания
и реальные возможности ее проявления и др.
Обоснованность, реалистичность и эффективность государст-
венной политики в сфере воспитания во многом зависят от того,
как в ходе ее разработки и реализации учитывается и используется
научный потенциал различных отраслей знания — философии, со-
циологии, криминологии, экономики, психологии. Особая роль
здесь принадлежит педагогике, а когда речь идет о политике в сфе-
ре социального воспитания — социальной педагогике.
Социально-педагогическое знание необходимо (но далеко не
всегда востребовано) на всех этапах разработки и осуществления
политики в сфере социального воспитания.
Во-первых, оно актуально на стадии сбора и научного анализа
информации о ситуации, сложившейся в области социального вос-
питания на конкретном этапе развития общества в стране, отдель-
ных регионах и муниципальных образованиях.
Во-вторых, на основании анализа реального состояния и выяв-
ления запросов и возможностей общества специалисты по социаль-
ной педагогике должны принимать участие в выделении приоритет-
ных направлений и формулировании задач системы социального
воспитания.
В-третьих, участие социальных педагогов необходимо в процес-
се создания и внедрения программ развития системы социального
воспитания, которые включают в себя: квалификацию ситуации,
конкретные меры, ресурсы и способы решения поставленных за-
дач (в том числе, участие в разработке необходимого пакета зако-
нодательных, подзаконных и иных актов и документов).
В-четвертых, крайне желательно осуществлять социально-педа-
гогическую экспертизу тех законов, постановлений и иных норма-
тивных документов, которые прямо, а чаще косвенно могут влиять
на социальное воспитание (например, в области здравоохранения,
социальной защиты, права и др.).
В-пятых, социальные педагоги призваны разъяснять политику
в сфере социального воспитания как обществу в целом, так и от-
дельным социокультурным, этноконфессиональным и половозраст-
ным группам населения. Это может способствовать появлению
общественных инициатив, привлечению ресурсов (человеческих,
финансовых, материальных), полезных для ее реализации.
Социокультурные процессы, происходившие в XIX в. в Евро-
пе и Северной Америке, способствовали появлению не только со-
циальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельно-
сти, получившей название «социальная работа».
Социальная работа — профессиональная деятельность, связан-
ная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях
улучшения или восстановления их способности к социальному
функционированию; созданием условий для достижения этих це-
лей в социуме.
Исторически социальная работа выросла из филантропиче-
ской (благотворительной) деятельности, которой занимались раз-
личные религиозные, общественные, а позднее и предприниматель-
ские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские
союзы и др.). Основным направлением деятельности филантро-
пии являлось оказание помощи социально незащищенному на-
селению (сироты, бедные, инвалиды и др.). В ряде стран при-
близительно к 1920-м гг. оформляется государственная система
социальной работы, которая первоначально реализовалась в таких
сферах, как: семейное, детское благополучие; психиатрическая, ме-
дицинская, школьная социальная работа.
Социальная работа с семьями включает в себя подготовку ро-
дителей к воспитанию, консультацию по поводу брачных отноше-
ний, помощь в решении финансовых вопросов и т. д.
Школьная социальная работа предполагает адаптацию в усло-
виях школы, а также координацию усилий школы, семьи и общины
(общественности или микрорайона), направленных на преодоле-
ние социальной изолированности, агрессивного поведения, не-
дисциплинированности детей и др.
Социальная работа в сельских местностях направлена на труд-
ности, связанные с малонаселенностью, ослабленностью социаль-
ных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образова-
тельными возможностями и пр.
Социальная работа требует соответствующего образования, спе-
цифических знаний, умений и навыков. Профессионалов в обла-
сти социальной работы готовят в специальных высших учебных
заведениях, которых только в Европе насчитывается более четы-
рехсот, а также на отделениях университетов и других высших учеб-
ных заведений.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны меж-
ду собой. Каждого педагога можно считать социальным работником,
однако далеко не все социальные работники являются педагога-
ми. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престаре-
лыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории
социальных работников в идеале должны иметь определенный
уровень социально-педагогической подготовки.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила
сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Для рус-
ской культурно-педагогической традиции всегда было характерно
стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и вос-
питания, на основе определенных мировоззренческих установок,
теоретических разработок и глубинного осмысления процессов
и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реали-
зовывалось, а будучи реализованным, оставалось «вещью в себе»,
никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.
В свою очередь разработка проблем социальной педагогики
способствует развитию социальной работы, представляющей со-
бой высокопрофессиональную социально-педагогическую деятель-
ность, способную внести свой вклад в интеграцию воспитательных
сил общества с целью повысить культурный уровень.
За последние два десятилетия в России появилось много работ
по социальной педагогике. Одних лишь учебников и учебных по-
собий насчитывается около 20. Анализ предложенных подходов
к пониманию социальной педагогики позволяет сделать следую-
щие выводы.
Некоторые исследователи понимают социальную педагогику
и как отрасль знания, и как педагогическую деятельность (В. Г. Бо"
чарова, В. Д. Иванов и Б. З. Вульфов, А. К. Лукина, В. А. Никитин и др.).
Такой подход вызывает сомнение, поскольку педагогика как отрасль
знания не может одновременно трактоваться и как практическая
деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует со-
ответствующую сферу социальной практики (в данном случае —
воспитание) и предлагает пути ее совершенствования.
Нет единого мнения относительно возрастных групп, которыми
занимается социальная педагогика. Одни исследователи считают,
что социальная педагогика — наука о социализации и воспитании
детей (имеются в виду также подростки и юноши), другие утверж-
дают, что предметом внимания является человек любого возраста.
Содержание социальной педагогики как отрасли знания трак-
туется в соответствии с подходами, заложенными ее основателями.
Вслед за Г. Боймер и Г. Нолем социальную педагогику рассматри-
вают как содержание и методику образовательно-воспитательной
деятельности с индивидами и группами индивидов, социализация
которых нарушена или противоречит принципам гуманизма и спра-
ведливости (В. А. Никитин). Объектом социальной педагогики на-
зывают конкретного человека (или группу), имеющего социальные
проблемы, которые требуют педагогического решения (Н. М. Пла"
тонова), а также социальные проблемы детства (С. Н. Расчетина).
Можно привести и еще ряд аналогичных определений. Заметим,
что со временем точки зрения отдельных авторов меняются, и это
вполне объяснимо, ибо социальная педагогика развивается доволь-
но быстро.
Принципиально иначе (в русле подхода П. Наторпа) представ-
ляют социальную педагогику как науку другие исследователи. Не-
которые из них считают, что социальная педагогика изучает «зако-
номерности социализации ребенка» (М. А. Галагузова и др.) или что
она направлена на воспитание личности.
Наиболее адекватно подходу П. Наторпа определение социаль-
ной педагогики как науки о закономерностях социального вос-
питания человека, о путях создания оптимального режима учебно-
воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды,
о путях и условиях повышения эффективности интеграции и ко-
ординации всех воспитательных сил общества в интересах успеш-
ного решения социально-педагогических задач.
Предметом социальной педагогики является гармонизация
отношений личности и социальной среды через социальное вос-
питание личности во всех сферах жизненного пространства че-
ловека — семье, первичном коллективе, школе, вузе, армии, на
производстве и т. п.
Объект социальной педагогики — закономерности социально-
го воспитания человека на всех этапах его становления и развития,
во всех формах бытия и жизнедеятельности, с учетом его индиви-
дуально-психологических и возрастных особенностей (В. Г. Боча"
рова и др.).
Следует отметить еще одну тенденцию в определении того, чем
занимается социальная педагогика, — значительное расширение
ее проблематики, которое выходит далеко за границы подходов
Г. Боймер и Г. Ноля, а также П. Наторпа и большинства современ-
ных российских теоретиков. Социальную педагогику рассматри-
вают как одну из отраслей общей педагогической науки. Объектом
ее как научной дисциплины является человек в его взаимодей-
ствии с другими людьми, а предметом — процесс педагогическо-
го влияния на социальное развитие и социальное поведение лич-
ности (Ю. А. Стрельцов).
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.