Религия является важнейшим социальным институтом. В про-
цессе секуляризации значимость религии падала в обществе. Тем
не менее ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в не-
которых государствах ее влияние продолжает расти.
В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые ре-
лигии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и мно-
гие их разновидности.
Социализирующее влияние религиозных организаций чувст-
вуют на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того,
различные конфессии ведут активную деятельность по привлече-
нию новых верующих.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под
воздействием практически всех механизмов социализации. Иное
дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та
или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои.
В процессе социализации большинство религиозных органи-
заций реализуют ряд функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций
видна в том, что они проповедуют своим членам определенную сис-
тему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям.
Это производится как в процессе культовых действий, так и в раз-
личных видах религиозного просвещения.
Регулятивная функция прослеживается в том, что религиозные
организации культивируют среди своих членов поведение, соот-
ветствующее религиозным нормам. Это происходит в процессе кол-
лективных культовых действий и всей жизнедеятельности орга-
низации, а также через различные формы контроля.
Коммуникативная функция осуществляется в создании новых
условий для общения верующих, в определенных видах его орга-
низации, а также в культивировании норм общения, соответствую-
щих вероучительным методам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется
во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотво-
рительности как в рамках самих организаций, так и за их предела-
ми, благодаря чему члены организации получают специфический
опыт.
Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовно-
го мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в не-
кой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
Воспитательная функция — религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам
и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощуще-
ние, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучи-
тельным принципам определенной конфессии.
Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональ-
ный и мистический.
Рациональный уровень имеет три основных компонента — ин-
формационный, нравственный и деятельностный, состав которых
часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в право-
славии информационный компонент — это тот объем знаний, ко-
торый воспитуемые приобретают по истории церкви, богословию,
догматике, священной истории; нравственный — обучение вос-
питуемых преломлению собственного опыта через требования хри-
стианской морали; деятельностный — участие в богослужениях,
церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож-
но объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется.
Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои осо-
бенности. Например, мистический уровень православного воспи-
тания определяют следующие моменты — подготовка и участие
в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства
благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются специфи-
ческие формы, многие из которых аналогичны по внешним при-
знакам формам социального воспитания, но получают сакральный
смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания
содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, определяю-
щиеся конфессиональными особенностями.
В процессе и в результате религиозного воспитания верующие
приобретают специфическую для той или иной конфессии цен-
ностно-нормативную систему, свои специфические особенности
мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адап-
тации и обособления в социуме.
Воспитательные организации — одна из разновидностей со-
циальных организаций, в которых присутствует фиксированное
членство, а также системы власти, социальных ролей и формаль-
ных позитивных и негативных санкций. Воспитательные органи-
зации — специально воспроизводимые государственные и него-
сударственные организации, главной задачей которых является
социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.
Посредством системы воспитательных организаций общество
и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной
стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего
поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих
позитивных потребностей, способностей и интересов.
В процессе социализации детей, подростков, юношей воспи-
тательные организации играют двоякую роль.
С одной стороны, только в них осуществляется социальное вос-
питание как более или менее социально-контролируемая социа-
лизация, с другой стороны, они (как разные человеческие общно-
сти) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия
членов организации. И это влияние по своим характеристикам ма-
ло или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культиви-
руемыми в процессе социального воспитания.
Основными функциями воспитательных организаций в процес-
се социализации принято считать следующие: приобщение чело-
века к культуре общества; создание условий, которые способствуют
индивидуальному развитию и духовно-ценностной ориентации;
отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциа-
ция воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами
применительно к действительной социально-профессиональной
структуре общества.
На процесс самоизменения своих членов воспитательная орга-
низация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм
организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих бо-
лее или менее нормальные условия для развития человека, удов-
летворения им своих позитивных потребностей, способностей и ин-
тересов. В то же время практика реальной жизни организации
влияет на вектор самоизменения.
Воспитательные организации играют главную роль в контро-
лируемой социализации. Социальное воспитание происходит в соз-
даваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих
развить возможности человека, его способности, знания, образцы
поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для социума,
в котором он растет.
Организация социального опыта проявляется через организа-
цию быта и жизнедеятельности формализованных групп; орга-
низацию взаимодействия членов организации, а также обучение
ему; создание возможностей самодеятельности в формализованных
группах и воздействие на неформальные микрогруппы.
Социальный опыт в самом широком смысле — совокупность раз-
личного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм
и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных уста-
новок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодей-
ствия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопоз-
нания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Образование складывается из: системы обучения, просвещения,
т. е. распространения и несения культуры; стимулирования само-
образования.
Индивидуальная помощь осуществляется в процессе содействия
человеку в разрешении проблем; создания определенных специаль-
ных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций
для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса,
самоуважения и т. д.
Индивидуальная помощь — это сознательное влияние на че-
ловека в приобретении знаний, установок и навыков, которые нуж-
ны для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов
и удовлетворения таких же потребностей других людей; в осозна-
нии человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии
самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутвер-
ждении; в развитии благотворительности по отношению к себе
и к другим, к социальным проблемам; в развитии душевного чув-
ства причастности к семье, группе, социуму; в выработке страте-
гий адаптации и автономизации в социуме.
Естественно, что мера систематичности, интенсивности, харак-
тер, содержание, формы и способы организации социального опы-
та, образования и индивидуальной помощи непосредственно за-
висят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной
мере от их этноконфессиональной и социально-культурной при-
надлежности. Естественно также, что в различных типах воспи-
тательных организаций и в конкретных организациях объем и со-
отношение отдельных составляющих (организации социального
опыта, образования и индивидуальной помощи) различны. Раз-
личия зависят как от типа организации, так и главным образом
от ценностных устремлений, установок и имплицитных концеп-
ций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работаю-
щие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое
взаимодействие реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие — общение или диалог воспитателей и воспи-
туемых, а также воспитуемых между собой.
Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное вос-
питание создает более или менее благоприятные условия и воз-
можности для овладения человеком позитивными социальными,
духовными и эмоциональными ценностями, а также для его само-
познания, самоопределения, самореализации, а в целом для при-
обретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Организационно-социальное воспитание осуществляется в вос-
питательной организации через коллективы. В общем виде коллек-
тив можно определить как формализованную контактную группу
людей, функционирующую в рамках той или иной организации.
В воспитательной организации создаются первичные коллек-
тивы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность кото-
рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов ор-
ганизации.
Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во
взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его
члены. Это определяет его открытость по отношению к окружаю-
щей действительности.
В абсолютно любом коллективе начинают образовываться две
структуры отношений — формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива появляется непосред-
ственно под влиянием его руководителей для того, чтобы прилично
организовать коллектив и сделать его способным решать стоящие
перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые
отношения между всеми членами коллектива и отношения управ-
ления, которые образуются между руководителями, функционе-
рами органов самоуправления и остальными членами коллектива.
Характер отношений в коллективе определяется полем интел-
лектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть
гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике
обычно представляет собой различные их сочетания в различных
соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, су-
щественно влияют на возможности развития и духовно-ценност-
ную ориентацию его членов.
Социальный аспект вбирают в себя те ролевые ожидания и пред-
писания, которые диктуются содержанием и формами организа-
ции жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ве-
дет к социальным последствиям (негативным санкциям).
Психологический аспект — это субъективная пропаганда чле-
нами коллектива своей роли, которая не обязательно совпадает
с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение,
если оно реализуется в жизнедеятельности, может вызвать нега-
тивные санкции, а если не проявляется, может вылиться во внут-
реннее напряжение, фрустрацию. Контркультурные организации —
объединения людей, сообща реализующих интересы, программы,
цели, социально-культурные установки, противостоящие фунда-
ментальным принципам, ценностям и правилам общества.
Контркультурные организации появились довольно давно.
Во второй половине XX в. значительно возросло их многообразие
и количество. В современном российском обществе существует
множество квазикультовых сект и криминальных объединений,
а в последнее десятилетие растет число и политических тотали-
тарных организаций. Поскольку в состав контркультурных органи-
заций входят много подростков и юношей, а ряд организаций ис-
ключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать
наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих
поколений.
Контркультурные организации обладают признаками, общи-
ми для любой организации. Однако ценностно-содержательные ха-
рактеристики этих признаков, во-первых, существенно отличают-
ся от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых,
специфичны в различных видах и типах контркультурных орга-
низаций.
Контркультурная организация обладает жестко фиксированным
членством и жесткой иерархической структурой руководства —под-
чинения. Обычно во главе организации стоит харизматический
лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для чле-
нов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым
авторитетом.
Сложившиеся в организации иерархические группы (страты)
фиксируются с помощью различных стратификационно-марки-
рующих элементов: специальных наименований каждой страты,
привилегий в чем-либо или ограничений и запретов на что-либо,
элементов внешнего оформления — одежды, причесок, макияжа,
татуировок и пр.
Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого
ее члена определяется и регулируется соответствующими ее ха-
рактеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нор-
мами, регулирующими отношения внутри группы и отношение
к «чужим»; образцами взаимодействия и поведения; системой со-
циального контроля — клятвами и проклятиями, способами сти-
мулирования-вознаграждения, принуждения и наказания.
Контркультурные организации имеют определенные центры
объединения. Обычно это помещения, в которых собираются их
члены, как принадлежащие организации, так и «персонализиро-
ванные» ими (кафе, клубы, спортивные залы, которые стали ме-
стами их постоянных встреч). Как правило, подобные организа-
ции имеют определенную атрибутику: от кличек и татуировок до
формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо иму-
ществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).
В организации образуется и формируется система коммуника-
ций, создающих каналы организационных и иных связей, кото-
рые обеспечивают прохождение информации, необходимой для
реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.
Для контркультурных организаций характерна высокая степень
интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвое-
ния ими целей, норм и субкультуры организации.
В подобных организациях практически невозможно обособле-
ние человека, так как автономия в их рамках либо невозможна,
либо минимальна, либо иллюзорна, поскольку у человека отсутст-
вует диапазон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм
и ценностей либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллю-
зорен.
Вследствие этого социализация членов организации идет лишь
как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е.
имеет явный субъект-объектный характер, что особенно явно про-
слеживается в диссоциальном воспитании, которое осуществ-
ляется в контркультурных организациях.
Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет
специфические задачи, цели, содержание и средства.
Задача диссоциального воспитания — присоединение и под-
готовка кадров, которые нужны для функционирования крими-
нальных и тоталитарных групп и организаций.
Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп
и организаций, в которых оно реализуется. Воспитание в таких
группах сводится к тому, чтобы добиться беспрекословного под-
чинения членов организации своему лидеру, образование ими
твердых понятий, соответствующих норм и ценностей и некрити-
ческой реализации их в повседневной жизни.
В диссоциальном воспитании человек определен не как лич-
ность, а как индивид, как объект воздействия лидеров. Отноше-
ния между членами организации и лидерами имеют сугубо инстру-
ментально-деятельностный характер. Например, в ходе криминальных
или экстремистских (в политических тоталитарных организациях)
действий.
Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью опре-
деленного набора средств, важнейшими из которых можно счи-
тать приведенные ниже.
Во-первых, основной род занятий группы или организации (кри-
минальный, квазикультовый, экстремистский).
Во-вторых, автократический стиль руководства характеризует-
ся единоличным управлением лидера, который требует полного
подчинения от членов группы или организации, постоянно сле-
дит за жизнью и поведением каждого рядового члена, в случае на-
рушения установленных правил использует самые жесткие меры.
В-третьих, в зависимости от основного рода занятий группы или
организации в ней развивается специфическая субкультура (жар-
гон, эстетические пристрастия и т. д.), являющаяся эффективным
средством диссоциального воспитания.
Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает
ряд этапов.
1. Появление у человека образа организации, очень привлека-
тельного для него в силу половозрастных, социально-культурных
или индивидуальных особенностей, потребности войти в нее и по-
лучить в ней признание.
Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей
неустроенных, одиноких, не имеющих смысла жизни и т. д.
2. Присутствие человека в жизнедеятельности организации, ос-
воение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.
3. Удовлетворение потребностей определенных классов людей
в антисоциальных формах, преображение ряда потребностей в ан-
тисоциальные.
0 коммент.:
Отправить комментарий