Одной из проблем, активно исследуемых современной психо-
логией, является проблема мотивации человеческого поведения
и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы
изучить побудительные силы, благодаря которым включается
психическая активность человека и направляет его деятельность
на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при вы-
боре той или иной модели поведения, того или иного способа дей-
ствия. Эти явления относятся к мотивационной сфере психики.
Чтобы подойти к понятию мотивации, надо начать с потреб-
ностей — фундамента мотивационной сферы — и мотивов —
более сложных психических образований, на основе которых
и формируется мотивация.
Потребности — субъективные явления, возникающие, когда
индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом
для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источни-
ком активности человека и побуждают его к деятельности в отно-
шении объекта нужды.
Представления о потребностях как самостоятельном психиче-
ском явлении сформировались в первой половине XX в. Одной из
первых работ, посвященных данному вопросу, была монография
Л. Брентано, вышедшая в 1921 г. Брентано предлагал рассматри-
вать потребность как любое негативное чувство, которое индивид
старается устранить.
В психологии было множество различных классификаций
потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной яв-
ляется иерархическая схема, предложенная А. Маслоу — пред-
ставителем гуманистической психологии. Маслоу высказал
мнение, что все потребности являются врожденными и делятся
на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии,
в основании пирамиды человеческих потребностей лежат по-
требности физиологические, а венчают ее потребности, связан-
ные с самореализаций человека — наивысшим уровнем психо-
логического проявления. В целом пирамида выглядит следующим
образом:
1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);
2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так
и психологическая);
3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности
к какой-либо социальной группе);
4) потребность в уважении (одобрении, признании компетент-
ности и т. п.);
5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты,
знаний, справедливости);
6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации
своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только
как на человека разумного, но и как на человека творческого).
В основе данной иерархии лежит представление о том, что доми-
нирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, долж-
ны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек
сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого по-
рядка и быть мотивированным ими в своих действиях. Конечно,
это противоречит всем известной истине о том, что «художник
должен быть голодным». Но данная истина скорее является мета-
форой или утрированным представлением. Поскольку, пока чело-
век испытывает нужду в пище и воде — настоящую нужду, а не
проблему выбора между куском хлеба и изысканным блюдом,
глотком воды и глотком дорогого вина, он не сможет думать ни о
чем, кроме жажды и голода. Он не станет творить великое или за-
ботиться о карьерном росте. Его деятельность будет направлена
на удовлетворение витальных потребностей, поскольку во всех
нас природой заложен инстинкт самосохранения. Однако данное
положение касается только крайних, полярных видов потребно-
стей. Маслоу говорит о том, что потребности смежных уровней
часто могут возникать одновременно. Они никогда не удовлетво-
ряются по принципу «все или ничего». Человек одновременно мо-
жет быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.
Маслоу приводит статистические данные о том, что средний чело-
век удовлетворяет свои потребности приблизительно на таком
уровне:
1) физиологические — на 85%;
2) безопасность и защищенность — на 70%;
3) любовь и принадлежность — на 50%;
4) истина, красота, добро — 30%;
5) уважение — 40%;
6) самоактуализация — 10%.
Концепция Маслоу не была однозначно воспринята. В отечест-
венной и в мировой психологии формировались различные взгляды
на сущность потребностей. Среди наиболее конкурентоспособных
можно отметить следующие концепции: потребность, рассматривае-
мая как нужда (Д. Н. Узнадзе), потребность как предмет удовле-
творения нужды (В. Г. Лежнев), потребность как отсутствие блага
(В. С. Магун), потребность как необходимость (Б. Ф. Ломов, Д. А. Леон-
тьев), потребность как состояние напряжения (В. Н. Мясищев,
П. А. Рудик), потребность как системная реакция (Й. Шванцер) и пр.
Далее перейдем к рассмотрению следующего звена в цепочке
мотивационной сферы. Это мотив — побуждение к совершению
действий, порожденное системой потребностей человека. Мотивы
обладают большей или меньшей степенью осознанности. Интерес-
ной их особенностью является то, что в процессе деятельности мо-
тивы, являясь образованиями динамическими, могут изменяться.
Эти изменения возможны на любой стадии деятельности, поэтому
поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по
трансформированной мотивации. Например, милиционер, возвра-
щающийся с дежурства и услышавший из подворотни крик о помо-
щи, бросается туда из чувства профессионального долга. Увидев,
что хулиган выхватил мобильный телефон у очень симпатичной
девушки и пытается убежать, наш герой начинает погоню за пра-
вонарушителем уже из других побуждений. Возможно, если бы
девушка была менее красива, такое рвение не было бы проявлено
и дело ограничилось бы сочувственным предложением обратить-
ся к своему участковому для составления протокола.
Как относительно потребностей, так и относительно мотивов
существуют различные точки зрения. Мотивы рассматривают во
многих аспектах:
1) как побуждение, потребность: поскольку потребность явля-
ется источником активности человека, то некоторые исследо-
ватели отождествляют ее с мотивами (П. В. Симонов, Д. В. Ко-
лосов);
2) мотив как предмет удовлетворения потребностей — та-
кой взгляд опирается на предпосылку, что предметы стано-
вятся объектами желаний и целями действий субъекта, ког-
да последний включает его в практическое осознание своего
отношения к потребностям (С. Л. Рубинштейн);
3) мотив есть намерение — данная точка зрения основывается
на том, что намерение является побудительной силой, волевым
актом, следовательно, можно предположить, что оно тесным
образом связано с мотивацией и мотивом. (Б. В. Зейгарник,
К. Левин);
4) мотив является личностным свойством (Х. Мюррей, Д. Аткин-
сон, К. К. Платонов);
5) мотив является психическим состоянием, заставляющим
человека действовать или бездействовать (Р. А. Пилоян,
Д. Гилфорд, Е. Р. Хилгард);
6) мотив выступает как удовлетворенность — положительное
эмоциональное состояние, являющееся одним из факторов, по-
ложительно влияющих на протекание деятельности (В. Г. Асеев,
А. Г. Ковалев, П. М. Якобсон).
Термином «мотивация» в современной психологии обозначают
как минимум два психических явления:
1) совокупность побуждений, вызывающих активность инди-
вида и определяющих степень этой активности (т. е. мотива-
ция как система факторов, детерминирующих поведение);
2) процесс образования, формирования мотивов, внутреннего
управления поведением человека, поддерживающий поведен-
ческую активность на определенном уровне.
Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия.
В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации:
1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, вле-
чения, потребности;
2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива.
Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы формируются на основе потребностей чело-
века, его эмоций, интересов, внешние — под воздействием ситуа-
ции, факторов внешней среды.
Мотивацию, как правило, составляет не какой-либо один мотив,
а определенным образом структурированная их совокупность, вклю-
чающая и внешние, и внутренние составляющие.
В современной психологии существует немалое количество
концепций мотивации. Все их можно условно свести к пяти основ-
ным направлениям.
1. Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы объяс-
няют поведение посредством схемы «стимул — реакция», считая
раздражитель активным источником реакций организма, а, следо-
вательно, и поведения человека. Поэтому как таковая проблема
мотивации не рассматривается ими как объект психологии. Одна-
ко при этом отмечается, что организм не всегда одинаково реаги-
рует на воздействующий извне стимул. Для объяснения различий
в реактивности бихевиористы и ввели в свою схему некий фактор,
названный ими мотивацией. Но фактор этот сведен лишь к физио-
логическим механизмам, поэтому содержание понятия «мотива-
ция» в бихевиоризме не имеет практически ничего общего с рас-
смотренным выше.
2. Когнитивные теории мотивации. В этих теориях мотива-
ция понимается как механизм выбора определенной формы пове-
дения, обусловленный мышлением. Такой подход принадлежит
еще к У. Джеймсу, который в конце XIX в. выделял несколько ти-
пов принятия решения как сознательного преднамеренного моти-
вационного акта. Объекты мысли, препятствующие окончатель-
ному действию или стимулирующие его, он назвал основаниями,
или мотивами, данного решения.
Во второй половине XX в. появились мотивационные концеп-
ции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона и дру-
гих представителей когнитивного течения в психологии. Общим
в этих концепциях является то, что в отличие от механистическо-
го взгляда бихевиористов роль сознания в детерминации поведе-
ния человека признается ведущей.
Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение
в психологию мотивации ряд новых научных понятий, таких как «со-
циальные потребности», «жизненные цели», «когнитивные факторы»,
«когнитивный диссонанс», «ценности», «ожидание успеха», «боязнь
неудачи», «уровень притязаний».
3. Теория биологических побуждений. Данная теория основы-
вается на том, что при нарушении баланса в организме возникает
стремление к восстановлению баланса — потребность, в резуль-
тате возникает биологический импульс, который побуждает чело-
века к ее удовлетворению. О мотивации в этом случае говорят как
о мобилизации энергии (Ж. Нюттен). Основной предпосылкой та-
кого подхода является представление, что естественным для орга-
низма является состояние неактивности. Следовательно, чтобы
произошел его переход к активности, необходимы некие особые
побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как
активный, то понятие «мотивация» с точки зрения представите-
лей данной концепции становится лишним. Несостоятельность
этих взглядов показал отечественный физиолог Н. Е. Введенский
в конце XIX — начале XX вв., продемонстрировав, что состояние
физиологического покоя также является активным состоянием.
4. Психоаналитические теории мотивации. С возникнове-
нием учения З. Фрейда о бессознательном в конце XIX в. появил-
ся новый подход к изучению детерминации поведения. В данном
подходе подразумевается, что поведение человека в первую оче-
редь подчиняется бессознательному ядру психической жизни, об-
разуемому мощными влечениями. В основном психоаналитики
рассматривают такие влечения, как либидо (сексуальная энергия)
и агрессивность. Данные влечения требуют непосредственного
удовлетворения и при этом блокированы «цензором» личности,
названным «сверх-я». Под «сверх-я» понимается система соци-
альных норм и ценностей, воспринятая личностью в процессе со-
циализации. Таким образом, если в когнитивных концепциях поведе-
нием человека управляет сознание и сознательно же формируется
мотивация, то согласно Фрейду процесс мотивации бессознателен.
Подобный подход был и у У. Макдауголла. Он выделил у че-
ловека 18 инстинктов и на этом основании сформулировал свою
«термическую» концепцию. Согласно данной концепции побуди-
телем поведения, в том числе и социального, является особая
врожденная энергия, имеющая инстинктивную основу.
5. Теории взаимосвязи мотивации и деятельности. Одна из
них — теория каузальной атрибуции, основанная Ф. Хайдером,
стала почвой методологического принципа деятельной опосредо-
ванности поведения.
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию субъек-
том межличностного взаимодействия причин и мотивов поведе-
ния других людей. На основании субъективной интерпретации
мотивации действий объекта общения субъект может предпола-
гать дальнейшую схему развития поведения, т. е., если вам из-
вестно, какие мотивы деятельности чаще всего преобладают
у вашего партнера по общению, вы сможете прогнозировать его
поведение в той или иной ситуации.
Основные мотивы, рассматриваемые теорией каузальной ат-
рибуции, — это аффилиация (стремление к общению) и отверга-
ние общения, агрессивность и мотив подавления агрессивности,
альтруизм и эгоизм, мотив стремления к власти.
Эмпирические исследования мотивационной сферы человека
представляют в основном изучение закономерностей ее онтогене-
тического развития. Психологи наблюдают, каковы тенденции
в формировании тех или иных мотивов у различных возрастных
групп. Кроме того, рассматривается динамика мотивообразования
у разных профессиональных или учебных групп.
У новорожденных и младенцев наряду с витальными потреб-
ностями в пище, тепле и ином имеются и потребности, отражаю-
щие их психическую активность. Это потребность во впечатле-
ниях — дети жадно ловят новые звуки, лучи света, прикосновения.
Также с младенческого возраста у детей ярко выражена по-
требность в активности, вызванная необходимостью деятельно-
сти для правильного развития («работа строит орган»). Дети по-
стоянно придумывают новые игры, занимаются деятельностью,
абсолютно неинтересной взрослому человеку.
В процессе онтогенеза изменяется структура мотива. Это выража-
ется в увеличении количества факторов, обусловливающих формиро-
вание мотивации. Содержание мотивации тоже меняется, поскольку
с возрастом происходит смена доминирующих потребностей. В ходе
взросления у человека пробуждаются те классы потребностей, кото-
рые описаны в иерархии А. Маслоу, причем возникают они, как пра-
вило, в той последовательности, в которой расположил их этот иссле-
дователь.
Так, в 6-летнем возрасте у ребенка начинает все более силь-
но проявляться потребность в познании окружающей действи-
тельности, преимущественно тех ее объектов, которые имеют
социальную значимость. В возрасте 9 лет возникает потребность
в признании со стороны социального окружения. К 15 годам
приобретает значимость потребность развивать свои способно-
сти, формировать новые умения. После 15 лет у большинства
подростков возникает и доминирует потребность реализовать
себя как индивидуальность.
Что касается потребности в щедрости и справедливости, то
динамика ее развития такова: в младшем школьном возрасте она
только зарождается, в подростковом возрасте проявляется доста-
точно отчетливо, к юношескому возрасту уже полностью сфор-
мирована и активизируется.
Изменяются с возрастом и эстетические потребности. Если рас-
сматривать данный процесс на примере формирования интереса
к музыке, то можно проследить такую динамику. В младшем дош-
кольном возрасте у детей появляется устойчивый интерес к музы-
ке, к концу этого периода увеличивается количество детей, кото-
рые любят как петь сами, так и слушать музыку — появляются
любимые музыкальные записи, которые ребенок постоянно просит
родителей включать, снова и снова. В младшем школьном возрасте
у детей, обладающих соответствующими способностями, возника-
ет стремление овладевать музыкальной грамотой и навыками ис-
полнительского мастерства. В подростковом возрасте практиче-
ски у всех формируются музыкальные предпочтения (от классики
до тяжелого рока), а у подростков, обладающих навыками испол-
нения, возникает интерес к изучению истории и теории музыки.
Таким образом, общей закономерностью развития мотивацион-
ной сферы является следующая зависимость — чем более социаль-
но зрелой становится личность, тем шире и осознаннее становится
мотивационное поле.
0 коммент.:
Отправить комментарий