Средневековое этическое мышление отрицало положения
античной моральной философии прежде всего потому, что ос-
новой для толкования нравственности в ней выступает не ра-
зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих
трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в пости-
жении самого существа морали, так и в выборе индивидуаль-
ной моральной позиции. Идея Бога как морального образца
в средневековой этике задает строгие границы для интерпре-
тации всей нравственной проблематики.
Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исхо-
дили из того, что благо существует непосредственно для чело-
века и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека.
Христиане этим представлениям противополагали иной тезис:
так как высшее благо — это Бог как реальность, то высшее
благо существует ради славы самого Бога.
В соответствии с христианской этикой жизнь человека и ее
ценности обретают смысл лишь в соотнесении с божествен-
ными заповедями. Таким образом, Бог выступает как объек-
тивный, безусловный, единственно правильный источник мо-
рали. Для христианской этики характерно противоречивое
сочетание пессимистических и оптимистических мыслей.
Пессимизм, главным образом, связан со «здешним» миром,
а оптимизм — с надеждами на «божье царство». Человек должен
отказаться от своеволия, полностью подчиниться воле Бога.
Ключевой проблемой христианской этической концепции
становится идея любви к Богу. Любовь при этом понимается
как своеобразный универсальный принцип нравственности,
морали. Она определяет нравственное отношение к ближне-
му, делает возможным придание морали общечеловеческого
статуса, освящает все существующее.
В христианской этике из идеи любви к Богу появляется но-
вая добродетель — милосердие (неизвестная античной этике),
которая предполагает прощение обид, готовность к сострада-
нию и помощи нуждающимся. Именно с этим периодом связа-
но возникновение «золотого правила» нравственности, запи-
санное в Библии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними...».
В отличие от стоицизма, который был ориентирован на
сильную личность, способную обрести все в себе самой, хри-
стианство обращается к «нищим духом», к нуждающимся, ко
всем, кому необходимы утешение и помощь. Отчаявшимся
христианская мораль обещает искупление страданий и вечное
блаженство в ином мире.
Принципы первоначального христианства значительно от-
личаются от более поздних его форм, подчинивших своей дог-
матике философскую и этическую мысль. В процессе превраще-
ния в официальную идеологию и «завоевания» европейского
мира христианская мораль претерпевает эволюцию. Христи-
анское мышление началось прежде всего с вырабатывания
этических оснований.
В первые века христианства возникает совершенно осо-
бенный строй мысли, который был ориентирован на древ-
ность, святость и правильность. Представления о том, что мир
открыт, возвещен и конечен (идея эсхатологии), рождали по-
нимание необходимости учиться ожиданию этого конца, соз-
нательно осваивать правила такого ожидания.
В дальнейшем проповедовании от всеобщей любви христи-
анская этика переходит к преследованию инакомыслящих, от
провозглашения равенства людей и отвержения богатства
к оправданию социального неравенства.
Так как для эпохи Средневековья характерна неразделен-
ность собственно морального сознания от других форм обще-
ственного сознания и нравственности, христианская теология
объединила в единый нерасчлененный комплекс филосо-
фскую, религиозную, этическую проблематику. В результате
проблема морали как самостоятельной области знания, по су-
ти дела, не поднимается, а традиционные этические вопросы
обретают религиозную направленность. Кроме «любви»
и «высшего блага» в христианской этике разрабатывались та-
кие понятия, как «поступок» и «интенция» поступка, «добро-
детель» и «грех», «порок» и «вина».
Необходимо отметить, что христианская этика, изначально
содействуя богопознанию, включалась в состав созерцатель-
ной философии, под которой понималось религиозно-фило-
софское созерцание Бога, «схваченное» в акте интуиции. При
такой постановке вопроса о высшем благе зло понималось как
недостаток блага, применительно же к греховности человека
высшим злом являлась его вина.
Таким образом, вся патристика в Средние века основыва-
лась на таком представлении об этике. Кроме того, понимание
Бога как высшего блага, к которому причастны все люди,
и следование, к которому ведет презрение к смерти, служило
этическим доказательством бытия Бога.
0 коммент.:
Отправить комментарий