Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе
протекает в различных условиях, характеризующихся наличием
многочисленных опасностей, негативно влияющих на развитие
детей. Поэтому объективно появляются целые категории детей,
под-ростков, юношей, становящихся жертвами неблагоприятных
условий социализации. Их можно условно разделить на потен-
циальных и латентных, которые в свою очередь представлены
различными типами-категориями.
К латентным жертвам неблагоприятных условий социализа-
ции относят людей, не имеющих возможности реализовать свои
способности в силу объективных обстоятельств социализации.
Так, ряд специалистов полагают, что высокой одаренностью
и гениальностью обладает примерно один человек из тысячи ро-
дившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социа-
лизации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предраспо-
ложенность развивается в той степени, которая делает ее носителей
высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из мил-
лиона родившихся. А действительно гением становится лишь один
из десяти миллионов, имевших соответствующие задатки. Большин-
ство таких людей не находят места в этой жизни, так как условия
их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются
недостаточными для развития и реализации заложенной в них вы-
сокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом
даже не подозревают, постольку их и можно отнести к латентному
виду жертв неблагоприятных условий социализации.
В качестве потенциальных жертв неблагоприятных условий со-
циализации выступают инвалиды; дети, подростки, юноши с раз-
личными дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий де-
тей, находящихся на попечении государства или общественных
организаций.
Также сюда можно отнести детей, подростков, юношей с по-
граничными психическими состояниями и с акцентуациями ха-
рактера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион,
из села в город и из города в село; метисов, детей из неблагополуч-
ных семей и др. Названные типы жертв далеко не всегда представле-
ны «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение
от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство
(например, неблагополучная семья) способствуют дальнейшим из-
менениям в развитии человека, ведут к перестройке жизненной по-
зиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к ми-
ру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или
обстоятельства на другие (например, мигрант первого поколения
становится алкоголиком). Еще более трагический пример — судь-
ба выпускников детских домов (в большинстве своем — социаль-
ных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников).
Среди них до 30% становятся бомжами, до 20% — правонаруши-
телями, а до 10% — заканчивают жизнь самоубийством.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести челове-
ка к числу возможных жертв неблагоприятных условий социализа-
ции, отличаются постоянством (сиротство, инвалидность), другие
выявляются в определенном возрасте (социальная дезадаптация,
алкоголизм, наркомания); одни неустранимы (инвалидность), дру-
гие могут быть предотвращены или изменены (различные социаль-
ные отклонения — противоправное поведение и др.).
Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря
которым человек может стать жертвой неблагоприятных условий,
необходимо ввести понятия: «виктимогенность», «виктимизация»
и «виктимность».
Виктимогенность обозначает наличие тех или иных объектив-
ных обстоятельств социализации, характеристик, черт, опасностей,
влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоя-
тельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микро-
социум и т. д.).
Виктимизация — процесс и результат превращения человека или
группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло-
вий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека
стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жер-
твенность, что традиционно понимается как синоним самоотвер-
женности. Поскольку в нашем случае речь идет о людях, объек-
тивно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не
приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку вик-
тимность правильнее трактовать с помощью неологизма «жертво-
пригодность» (автор — психолог А. С. Волович).
Объективные факторы, предопределяющие то или способст-
вующие тому, что те или иные группы или конкретные люди ста-
новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий со-
циализации, многочисленны и многоуровненны.
Фактором виктимизации человека могут стать природно-кли-
матические условия той или иной страны, региона, местности, по-
селения. Климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые
или неустойчивые климатические условия могут оказывать неже-
лательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здо-
ровье и психику человека. Экологические особенности местно-
сти могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых
у некоторых групп жителей развиваются специфические заболе-
вания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя
к появлению депрессивных и более тяжелых психических состоя-
ний у ряда людей.
Различные неблагоприятные условия проживания, связанные
с загрязнением окружающей среды, также оказывают пагубное воз-
действие на физическое и психическое развитие человека. Клима-
тические и экологические условия не только влияют на здоровье
человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в дру-
гих местностях, криминального, антисоциального, саморазруши-
тельного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).
Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Се-
вера и Дальнего Востока, Кемеровской области, Магнитогорска
и т. д.
Факторами виктимизации человека могут стать общество и го-
сударство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв
неблагоприятных условий социализации, их многообразие, коли-
чественные, половозрастные, социально-культурные характерис-
тики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из кото-
рых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.
Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но
условия их социализации и жизни могут весьма различаться в за-
висимости от уровня экономического развития и социальной по-
литики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и об-
щественного призрения, системы социальной реабилитации,
профессиональной подготовки и трудоустройства, законодатель-
ство, определяющее права сирот и инвалидов и обязанности по
отношению к ним общественных и государственных институтов (ор-
ганов управления, общественных фондов, производственных и ком-
мерческих предприятий и т. д.). Соответственно, и статус, и субъек-
тивное состояние сирот и инвалидов зависят от названных
обстоятельств.
Во многих странах имеются большие или малые группы миг-
рантов из других стран, а также из деревни в город и из региона
в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как
потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них ста-
нет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, пре-
ступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жертва-
ми, зависит от уровня социально-культурного развития общества
и государственной политики. В частности, количество жертв сре-
ди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) об-
щества к их культурным и социально-психологическим особенно-
стям, а также от системы мер по их экономической поддержке,
социально-психологической и культурной адаптации к новым для
них условиям жизни.
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результа-
те которых происходит виктимизация больших групп населения:
1) войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чечен-
ская);
2) стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.);
3) депортации целых народов или социальных групп (так назы-
ваемых кулаков в 1930-е гг., крымских татар и других народов
в 1940-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской
области Чехословакии в Германию в 1940-е гг. и др.) и т. д.
Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосред-
ственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на вик-
тимизацию нескольких поколений их потомков и на общество
в целом.
В психологии, начиная с 1940-х гг., исследуется проблема диаг-
ностики и коррекции негативных психологических последствий,
связанных с воздействием на человека различных стрессогенных
факторов, источником которых являются травмирующие собы-
тия, выходящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии,
катастрофы, военные действия, насилие).
В ходе Второй мировой войны было начато исследование стрес-
совых реакций человека, обусловленных его участием в боевых
действиях, которое получило дальнейшее развитие всвязи с вой-
нами в Корее и во Вьетнаме. Эти, а также исследования других
экстремальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) по-
казали, что состояние, развивающееся у человека под их влия-
нием, имеет специфические особенности. Это состояние не только
не исчезает. Комплекс симптомов, характеризующих это состоя-
ние, получил название синдрома посттравматических стрессовых
нарушений, т. е. в результате тех или иных экстремальных обстоя-
тельств или периодов социализации у человека появляется синд-
ром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние де-
сятилетия эта проблема стала исследоваться и отечественными
учеными в связи с афганской войной, чернобыльской аварией,
землетрясением в Армении.
Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана
с возникновением не только психических травм и пограничных
состояний, но и таких социальных и социально-психологических
явлений, как появление «потерянных поколений», т. е. с массовой
утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни
и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «аф-
ганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после
войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида
в начале XX в.) и т. д.
Возможная минимизация последствий подобных катастроф
с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от
специальных усилий общества и государства. Восстановление раз-
рушенных поселений, создание нормальных условий жизни осу-
ществляются государственными и общественными структурами.
Важное значение имеет создание системы реабилитации (меди-
цинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв
катастрофы (например, по преодолению «афганского синдрома»).
Другой вариант — преобразование общественно-политическо-
го строя и изменение социально-психологической атмосферы в об-
ществе (как это было в Германии и Японии после войны), восста-
новление справедливости по отношению к депортированным и их
потомкам.
Специфические виктимогенные факторы образуются в обще-
ствах, переживающих период нестабильности в своем развитии.
В результате политической, идеологической переориентации в Рос-
сии произошло формирование у молодого поколения новых жиз-
ненных принципов, устремлений и норм поведения. В результате
возросло число жертв неблагоприятных условий социализации
традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки
и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв
(как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой мигра-
ции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скры-
той безработицы, имущественного расслоения общества и т. д.
Количество и характер виктимогенности факторов, количест-
венный и качественный уровень виктимизации, отношение к вик-
тимизированным группам населения, усилия по профилактике
и девиктимизации — показатели гуманности общества и государ-
ственной политики. Факторами виктимизации человека и целых
групп населения могут стать специфические особенности тех по-
селений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. И де-
ло не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными
экологическими условиями, которые, кстати, влияют не только
на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень
агрессивности, стрессоустойчивости и другие характеристики. Боль-
шое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциу-
ма, как экономические условия жизни населения, производствен-
ная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная
и демографическая структуры населения, его культурный уровень,
социально-психологический климат. От этих параметров зависит
наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конк-
ретном поселении и микросоциуме, количественный и демогра-
фический состав каждого типа, они же определяют категории жи-
телей — потенциальных жертв.
Так, в малом городе, где большая часть населения связана с од-
ним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирование
грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреа-
тивной инфраструктурой, низким культурным уровнем населе-
ния велика возможность массовой алкоголизации, аморального
и противоправного поведения. Если среди жителей велик про-
цент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где
он превышает 30%), социально-психологический климат имеет
явно антисоциальный и криминальный характер, что способству-
ет появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, ал-
коголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо многие
отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т. д., а так-
же большого количества людей, совмещающих в себе признаки
различных из перечисленных типов жертв.
Объективным фактором виктимизации человека может стать
группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз-
растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный
характер. Но и на других возрастных этапах возможную виктими-
зирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо
группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьян-
ство, а группа соседей или сослуживцев — способствовать крими-
нализации человека среднего возраста.
Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста,
но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Склон-
ность к асоциальному образу жизни, противоправному и самораз-
рушительному поведению может передаваться по наследству. Кро-
ме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы
в соответствии с теми механизмами социализации, которые для
нее характерны, — идентификация, импринтинг и др. Так, в непол-
ной семье может сформироваться несколько поколений женщин-
мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определенного
психического комплекса, что лишит их возможности создать бла-
гополучные семьи.
Завершая характеристику объективных факторов виктимиза-
ции, следует напомнить, что на каждом возрастном этапе сущест-
вуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому,
что человек становится жертвой неблагоприятных условий социа-
лизации.
Виктимизация личности на индивидном уровне в различных
условиях зависит, видимо, от темперамента и некоторых других
характерологических свойств, от генетической предрасположен-
ности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.
Склонность стать жертвой неблагоприятных условий социали-
зации во многом определяется личностными характеристиками ин-
дивида. В одинаковых условиях они могут либо не допускать, либо
содействовать виктимизации. К таким характеристикам, в частно-
сти, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости чело-
века, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценност-
ные ориентации и т. д.
В зависимости от того, насколько развиты данные характеристи-
ки у человека, определяется степень его подготовленности к проти-
востоянию различным опасностям, а также отрицательному влия-
нию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой
рефлексией может стать жертвой индуцирования — прямого вну-
шения. Примером этого является опыт вовлечения людей в раз-
личного рода тоталитарные организации (политические, крими-
нальные, квазирелигиозные). Индуцирование лидерами этих ор-
ганизаций своих последователей ведет к тому, что первоначально
складывающиеся между ними отношения «учитель-ученик» пре-
вращаются в отношения «господин-раб».
Особо следует назвать такую личностную характеристику, как
экстернальность-интернальность, т. е. предрасположенность че-
ловека относить происходящие события в своей жизни к внешним
обстоятельствам либо нести за них личную ответственность. Не-
маловажно и то, каким образом личность предрасположена реа-
гировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее
потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т. е. на то, ка-
ким образом она, реализуя особую форму активности, пережи-
вает критические жизненные ситуации. От этого зависит ее спо-
собность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять
свое существование.
Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым не-
посредственным образом связано и во многом определяется его
личностными особенностями.
В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или
иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя тако-
выми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что
и определяет их самоотношение и поведение, а другие — не вос-
принимают, что, естественно, отражается на их самоотношении
и поведении. Аналогично может обстоять дело и в случае с жерт-
вами-девиантами. Часть из них не считают себя жертвами, имея
вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их по-
ведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств,
что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни
и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными»,
и это становится основой их повышенного самоуважения и пре-
зрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъек-
тивного восприятия определяются не только индивидуальными осо-
бенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую
очередь, референтных групп, а также возрастными особенностями.
Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опор-
но-двигательными дефектами показало следующее. Дошкольники
начиная с четырех лет знают, что они больны, что у них есть физи-
ческий дефект. Но они не осознают этого, и поэтому он не отра-
жается на их психическом состоянии и во многом даже на поведе-
нии. В 7—8 лет дети осознают, что у них есть физический дефект.
Это может специфически проявляться в их поведении и в отноше-
ниях с окружающими. Если им предлагают какое-либо приятное за-
нятие, о дефекте они не вспоминают. Если же занятие им неприят-
но или от них хотят чего-то, что их не устраивает, они в качестве
причины нежелания выполнить поручение ссылаются на свой де-
фект (т. е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют
спекулировать им). В ранней юности физический дефект становит-
ся основанием острых переживаний, потери жизненных перспек-
тив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т. е.
юноша осознает свою ущербность по сравнению с окружающими,
у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для по-
ловины изученных).
В зависимости от индивидуальных особенностей личности, норм
и отношения ближайшего окружения может произойти и так, что
вполне благополучный человек может считать себя несчастным,
жертвой жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его
поведение и отношения с окружающими определяются подобным
самоотношением, что как минимум усложняет его жизнь и как
максимум приводит к негативным последствиям — психическому
и социальному отклонению, делая человека реальной жертвой.
Коррекционное воспитание — создание особых условий в спе-
циальных организациях для отдельной категории людей с целью их
приспособления к социальной жизни, преодоления различных не-
достатков или дефектов в развитии. Этот вид воспитания необходим
и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприят-
ных условий социализации: определенным группам инвалидов;
детям, лишенным речи, зрения, слуха или имеющим тяжелые не-
достатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недо-
развитости мозга и существенные задержки или дефекты психиче-
ского развития; отдельным категориям правонарушителей.
Коррекционное воспитание осуществляется в специальных ор-
ганизациях (закрытого и открытого типов), специализирующихся
на воспитании определенных категорий детей, подростков, юно-
шей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и сана-
торно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации
и др.
Ряд групп инвалидов, а также детей с задержками в развитии,
не имеющих органических поражений мозга, необходимо воспи-
тывать в организациях социального воспитания, создавая специаль-
ные дополнительные условия для выравнивания их развития.
Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от
характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наи-
более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном
приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (напри-
мер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно
принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и не-
которыми другими аномалиями).
В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора-
жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном
для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефект-
ных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступ-
ных пределах. Особое значение имеет развитие и использование
компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат про-
изношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориен-
тироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при по-
мощи осязания и слуха.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация — это
способность человека активно взаимодействовать с социальной
средой и использовать ее потенциал для собственного развития.
Для этого необходимо развитие социально значимых способностей
или, как говорил А. Адлер, «центрация на полезной стороне жиз-
ни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В данном случае требуется специальная работа, связанная с пе-
реориентацией отношения человека к собственной жизни. Это воз-
можно в случае формирования у него определенных социальных
установок на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру-
жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений
как на возможность самореализации. Большую роль может сыграть
обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра по-
зитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень
важным аспектом коррекционного воспитания становится рабо-
та с семьей и ближайшим окружением, так как от них зависит, по-
лучат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями, или,
наоборот, они будут блокироваться.
Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю-
чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценност-
ных ориентаций ряда категорий правонарушителей и адаптацию
их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди право-
нарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонения-
ми в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при со-
четании медицинских, психологических и педагогических мер.
Коррекционное воспитание становится более эффективным
в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения
детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных
сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия развер-
нулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивные
соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до
международного уровня). Аналогичные тенденции можно отме-
тить в социальной практике развитых стран и по отношению к не-
которым другим типам жертв неблагоприятных условий социали-
зации.
Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее вре-
мя в наиболее экономически развитых странах помощь тем или
иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в об-
ществе дополняется законодательными и экономическими мера-
ми по приспособлению среды обитания к особенностям этих лю-
дей. Наиболее яркий пример — законы, принятые в ряде штатов
США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест
для инвалидов, требующие строительства жилья, общественных
зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-
колясочников; создание специально приспособленных для этой ка-
тегории людей общественных средств транспорта и т. д. (кстати,
аналогичные решения приняты в 1993 г. в Москве).
Однако если иметь в виду само социальное явление в целом —
наличие в любом обществе многообразных типов людей — жертв
неблагоприятных условий социализации, то мероприятия в со-
циальной практике, как правило, не имеют системного характера.
Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них можно
считать отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной
на исследование и решение проблем, характерных как для жертв не-
благоприятных условий социализации в целом, так и специфиче-
ских — для каждого типа жертв в отдельности.
Социально-педагогическая виктимология (от лат. viclime —
«жертва» и греч. logos — «слово, понятие, «учение») — раздел со-
циальной педагогики, исследующий различные категории людей,
являющихся реальными или потенциальными жертвами неблаго-
приятных условий социализации.
0 коммент.:
Отправить комментарий