24 июн. 2011 г.

Августин Блаженный и теологическое обоснование морали

Идея подчинения морали религии очень ярко отражена
в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают
одним из самых значительных представителей эпохи патри-
стики. Для этики мыслителя характерно осознание Бога как
единственного источника и меры нравственности, объясне-
ние зла как отрицания добра и отступления от божественных
предписаний, негативное отношение к активности человека
и отрицание нравственной полноценности личности.
В его творчестве значительную роль приобретает осмысле-
ние каждой из божественных заповедей в их отношении к миру,
что тесным образом связано с этикой. Этическим проблемам
посвящены трактаты Августина «О свободном произволе-
нии», «О Граде Божием», «О благодати и свободном произво-
лении», «Исповедь». Согласно учению Августина, каждый по-
ступок христианин совершает, думая об исповедальном акте.
Это оказывает влияние на нравственное сознание челове-
ка, делает его детерминированным не только прошлым, но
также и будущим, уже имеющимся в вечности возмездия: ка-
рой или блаженством.
Но вместе с тем этот поступок является совершенно сво-
бодным, так как в нем жизнь завершается лишь мысленно,
жизнь еще впереди и, совершая тот или иной поступок сейчас,
человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.
Августин Блаженный разработал учение о воле, которое
стало стержневым в эпоху Средневековья, так как в нем за-
ключается онтологическое доказательство бытия Бога. В труде
«О Граде Божием» воля мыслителем определяется как приро-
да, которая является «духом жизни».
Это животворящий дух, утверждает Августин, «творец вся-
кого тела и дух всякого творения есть сам Бог, дух во всех от-
ношениях не сотворенный». Воля, по его мнению, подтвержда-
ет собой именно отношение, в котором она приобретает свою
сущность и качество. Она свойственна Богу, так как Бог — тво-
рец, т. е. тот, кто изначально находится в отношении с тем, что
он творит. Сила воли является мерой волевых расхождений.
Так как Бог является благом, то он и создатель всего благого.
Его воля не сможет вызывать грех.
При этом он творит существа со свободной волей, поэтому
и не несет ответственность за разные (и злые) расположения
созданных воль, которые возникают из-за их отношения друг
к другу. Бог как творец Вселенной определил и иерархический
порядок условий, которые определили иерархический поря-
док вещей в мире людей. У Августина идея предопределения
тесно связана с идеей предзнания (прогноза), она доказывает-
ся им в тесной связи с мыслью о свободе воли. Предопределе-
ние и судьба — это разные понятия.
Хотя, как утверждает Августин, предопределение является
началом мира по Слову Божьему. Воля, так как она является
знаком отношения, может быть или не быть, а предопределе-
ние — необходимость. Предопределение у мыслителя тожде-
ственно предведению, или предзнанию, Бог предузнал все,
что имеет быть в нашей воле.
Но расположения воли могут быть как благими, так и злы-
ми. Благими они становятся тогда, когда человек ориентирует
свою жизнь на благо.
В этом случае Августин полагает, что истинное бытие тож-
дественно жизни, мысли и блаженству. Стремление человека
к блаженному бытию, по Августину, характеризует христиан-
ского философа, так как любовь к мудрости является любовью
к Богу, а он есть сама мудрость.
Мудрость также является знанием, которое делает филосо-
фа блаженным. Душа его при этом проходит ряд ступеней,
прежде чем достигает мудрости. Этими ступенями являются
сначала страх, потом благочестие, а затем и знание (отличие
его от мудрости в том, что оно не обязательно может быть на-
правлено на благо).
Далее, по Августину, следуют мужество, коммуникатив-
ность, очищение сердца и, наконец, мудрость. Этот путь фи-
лософ преодолевает, используя одушевление, чувственность,
творческие способности, обращение к добродетели, успокое-
ние, нахождение Бога духовным взором и созерцание его, что
и является мудростью.
Душа, достигшая предела благодатного познания, воспри-
нимает озарение, которое способствует возникновению мо-
рального сознания, или совести. Она и является основой, кото-
рая придает всеобще-необходимый характер представлениям
человека. Таким образом, совесть является согласованием бо-
жественного закона и человеческих моральных установок.
Мораль же является указателем определенного вида бытия.
Бытие существует, так как оно озарено божественным све-
том, оно созерцает, любит. Концепция Августина о благодати
связана с решением вопросов о сущности зла, порока, а также
греховности человека. Все, что сотворено Богом, по природе
своего творения является благом, которое находится с вы-
сшим благом — Богом не в прямых отношениях. Высшее бла-
го является простым и вечно.
Источник созданного Богом блага — ничто. Это благо и яв-
ляется временным и изменчивым, оно связано с высшим бла-
гом и идеей причастия. Признаком причастия является ощу-
щение счастья или несчастья. Пороком является то, что
вредит природе, потому порок и противоестествен нам. Кри-
тика порока является доказательством благости природы.
Порок, таким образом, является не природным злом, а мо-
ральным, понимаемым как умаление добра из-за невозможно-
сти допущения того, чтобы добро являлось источником зла.
Злая воля, таким образом, является не восполнением, а убыва-
нием. Ее начало находится в уклонении от высочайшего бы-
тия. Знание предполагает незнание, «то, о чем я знаю, что не
знаю этого». Расположение воли поэтому может быть злым не
в результате незнания, а из-за «сознательного незнания». Бог
может использовать во благо и злую волю.
Таким образом, человек может быть свободен от зла, а со-
ответственно и от проблемы выбора между добром и злом.
В этом случае он может быть благодатным, использовать не
свободу воли, но дары Бога.
Обсуждение идей предопределения, судьбы, свободы воли,
блага стало общим для всего Средневековья.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.