Регион — часть государства, являющаяся целостной социаль-
но-экономической системой, имеющей общность экономиче-
ской, политической и духовной жизни, общее историческое про-
шлое, культурное и социальное своеобразие.
В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь
формируются, сохраняются и изменяются нормы образа жизни,
а также происходит развитие и сохранение культурных и природ-
ных богатств.
Каждая страна разделяется природно-географически. В созна-
нии ее жителей являет собой совокупность территорий — регионов.
В России они имеют достаточно большие территории (Северо-За-
падный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский,
Уральский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Но в до-
кументах и в простонародье под регионом подразумевают терри-
тории — административные единицы: области, края, республики,
автономные округа.
Региональные условия воздействуют на социализацию, имея
при этом различный характер, в зависимости от характерных осо-
бенностей региона.
К природно-географическим особенностям региона относятся
ландшафт, климат, ископаемые и др. В зависимости от особенно-
стей региона можно во многом определить степень его урбаниза-
ции, характер экономики, стабильности населения, т. е. множество
аспектов социализации жителей. Климат оказывает влияние на че-
ловека, на его организм, работоспособность, психику, продолжи-
тельность жизни.
Социально-географические особенности региона включают в се-
бя ряд понятий: плотность населения, мера урбанизированности,
занятия жителей, месторасположение региона и средства связи
внутри региона и с другими регионами. Влияние этих особенно-
стей является косвенным, так как от них зависят образ жизни, ак-
тивность населения, средства массовой информации — это ска-
зывается на развитии подрастающего поколения.
Социально-экономические особенности региона — это типы
и характер производства на его территории, возможности разви-
тия региона, профессиональный состав жителей и их уровень жиз-
ни, экономические связи с другими регионами и с другими стра-
нами.
Характер экономики региона, например преимущественная раз-
работка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промыш-
ленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание промышленного
и сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном
регионе, оказывает влияние на социально-профессиональный со-
став населения, определяет возможности профессионализма, ска-
зывается на уровне жизни.
Неравномерность экономического развития регионов отра-
жена в общих показателях уровня жизни. После начала реформ
«в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения
здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г.
это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем сред-
них душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, на-
пример, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. 11:1.
Социально-демографические особенности региона — это на-
циональный состав населения, его половозрастная структура, типы
семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т. п.), мигра-
ционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную
роль в социализации подрастающих поколений.
Регионы различаются в зависимости от этнического состава
населения. В одних присутствует моноэтнический состав, в дру-
гих относительно равномерно сочетается два-три этноса (русские
и татары в Татарстане; русские, татары, башкиры — в Башкор-
тостане). В ряде регионов образовалось смешение этнических групп
(Дагестан, Краснодарский край, Москва).
Большое значение имеет степень стабильности населения.
Отсутствие стабильного состава населения северных районов Си-
бири и Дальнего Востока способствует тому, что туда приезжают
представители других регионов. Но, с другой стороны, данный ас-
пект формирует тип «перелетных птиц», т. е. большие группы на-
селения, оторванные от культурно-исторических традиций.
Стабильность населения (Европейская часть России) не всегда
имеет положительный результат, несмотря на то, что она помо-
гает сохранить традиции, но также может способствовать тормо-
жению процесса развития региона, так как имеет консервативный
характер. В некоторых регионах процентное соотношение жите-
лей с криминальными прошлым или настоящим гораздо выше
среднего по стране.
Демографические признаки региона ощутимо влияют на цен-
ностные установки и образ жизни детей, подростков, юношей, на
их поведение в сфере межличностных отношений в целом, а так-
же межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений, на
существующее социально-психологическое положение в регионе.
Исторические и культурологические различия регионов воз-
никают в характерных для населения нравах, стиле жизни, обы-
чаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк-
лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Зачастую речь жителей
имеет свои особенности — от использования специфических слов
и выражений и небольших нюансов в выговоре (оканье волгарей)
до диалекта, значительно отличающегося от основного языка (на-
пример, у жителей кубанских станиц).
Все это влияет на стихийную социализацию населения в регио-
не, на направление происходящего самоизменения его жителей.
Об этом говорят различия в ценностных ориентациях в сфере тру-
довой деятельности, в массовых идеологических установках, в се-
мейных отношениях и т. д. Это подтверждает и различие в уровне
экономической активности населения, мера его приспособляемо-
сти к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и разли-
чия в уровне и характере противоправного поведения и преступ-
ности населения вообще и несовершеннолетних в частности.
Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем
условия можно анализировать и как предпосылки относительно
направляемой социализации подрастающих поколений, зависящие
во многом от социально-экономической политики региональных
властей. Конечно, речь идет непосредственно о региональной по-
литике в масштабах субъектов Российской Федерации (республик,
краев, областей).
Влияние на относительно направляемую социализацию в мас-
штабах региона предполагает, что законодательная и исполнитель-
ная ветви власти как минимум целенаправленно решают постав-
ленные перед ними задачи.
Во-первых, производят:
1) анализ актуального положения дел в регионе, а также пер-
спективы социокультурной и хозяйственно-экономической сто-
рон региона, основных видов действующей и перспективной
производственной деятельности, инвестиционных проектов;
2) анализ динамики рынка труда и сферы потребления услуг
различного характера. Иными словами, они знают условия со-
циализации в регионе и перспективы их изменения.
Во-вторых, рассматривают состояние дел в отраслях и секторах
жизнедеятельности региона, так или иначе влияющих на социали-
зацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, куль-
туры, науки и другого, на основании чего разрабатывают програм-
мы дальнейшего развития во взаимодействии друг с другом в свете
социализации.
В-третьих, анализируют систему управления в регионе и пред-
принимают меры по ее совершенствованию в аспекте воздей-
ствия на социализацию подрастающих поколений.
Влияние региона на социальное воспитание осуществляют в та-
ком направлении, в котором двигаются в этой сфере власти субъек-
та РФ.
Региональная политика в сфере воспитания является совокуп-
ностью адаптации в соответствии с принципом культуросообраз-
ности, государственной политики в данной сфере и условиях регио-
на, а также она начинает разрабатывать нормативные документы,
выделять ресурсы, привлекать государственные и общественные
организации, осуществлять некоторую поддержку воспитательных
инициатив, что в общей сложности должно создать все условия
для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих
поколений в соответствии с потребностями человека и запросами
регионального сообщества.
Данная политика становится реальной и более или менее эф-
фективной, если органы управления как минимум решают ряд
задач, изучают положение социализации в регионе, позитивные
реалии и тенденции, опасности для развития детей, подростков,
юношей, а также предпринимают меры по использованию пози-
тивного потенциала общества, корректировке, компенсированию
негативных тенденций социализации в регионе.
Разрабатывают комплексные межведомственные программы
и ведомственные подпрограммы, определяя в них региональные
задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий
реализации национальных и региональных воспитательных задач
и целей.
Реализуя государственную и региональную политику в сфере
воспитания, в определении его стратегии и тактики, особое вни-
мание обращают на использование принципа культуросообразно-
сти воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания
элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.
Ищут способы стимулирования заинтересованности в работе
с подрастающими поколениями различных организаций и социаль-
но-профессиональных групп населения региона, способствуют мо-
билизации их ресурсов.
Устанавливают положения по обеспечению безопасности и бла-
гополучия подрастающих поколений региона, а также отдельных
категорий детей, подростков, юношей, становящихся возможными
жертвами социализации. Изыскивают меры по подготовке и пе-
реподготовке определенных людей для воспитательных организа-
ций всех видов; вовлечению в работу с подрастающими поколе-
ниями волонтеров; педагогизации кадров организаций, прямо или
косвенно влияющих на социализацию. Определяют стоимость раз-
работанной политики в сфере воспитания, помня о возможности
регионального бюджета, привлечения других источников, напри-
мер федеральных средств, внебюджетных и частных инвестиций.
Средства массовой коммуникации — это различные техниче-
ские средства, основной функцией которых является распростра-
нение информации на многочисленные аудитории.
Много веков прошло с того времени, когда человечество вла-
дело только четырьмя средствами коммуникации — устной речью,
музыкой, живописью и письменностью. Позже начался активный
процесс развития средств коммуникации. В XV в. изобретена пе-
чатная книга, в XVII в. — газеты и журналы. В XIX в. начинается
новый этап в развитии средств массовой коммуникации — изо-
бретены радио, телефон, кино. В XX в. происходит развитие теле-
видения, магнитозаписи, видео, компьютерных систем, оператив-
ной полиграфии (ксерокса и т. д.), космической связи. К концу
XX в. электронные средства массовой коммуникации получают
большее распространение, чем письменные.
Тенденции развития средств массовой коммуникации можно
наблюдать в постиндустриальных обществах, где появляется усо-
вершенствованная структура средств массовой коммуникации.
Рассматривая средства массовой коммуникации как один из
факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным
объектом воздействия потока их сообщений является не столько
отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведе-
ние больших групп людей, которые составляют аудиторию того
или иного конкретного средства массовой коммуникации — чи-
тателей одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зри-
телей различных телеканалов, пользователей компьютерных сетей.
Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат
средства массовой информации, достаточно трудно.
Средства массовой коммуникации могут также выступать в ка-
честве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют ма-
териалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня
избирательного потребления информации. А поскольку основную
массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жиз-
ни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональ-
ных средств массовой коммуникации, по которым идет соответ-
ствующая информация.
Роль средств массовой коммуникации в социализации общест-
ва определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют ре-
креативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное вре-
мя. Отдых с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером
отвлекает людей от важных и значимых забот, проблем и обязан-
ностей.
Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреа-
тивной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобре-
тает специфический характер, когда речь идет о подростках и юно-
шах. Для огромного числа ребят телепросмотры, прослушивание
музыкальных записей, работа на компьютере, а для некоторых и чте-
ние, становятся своеобразной компенсацией дефицита межлич-
ностных контактов, средством отвлечения при возникновении
осложнений в общении со сверстниками. Зачастую, когда подро-
сток находится один, он слушает музыку, смотрит телевизор или
сидит за компьютером, он избавляется от ощущения одиночества.
Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родите-
лей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы
и т. д.
Немаловажную роль играют средства массовой коммуника-
ции в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не является
бесспорной. Появление каждого кардинально нового вида комму-
никации вызывало опасения, во благо оно или во вред человеку.
Считали, что появление кино, радио, а потом и телевидения
способствовало падению интереса к чтению. Это действительно
имело и имеет место, но надо обратить внимание и на то, что слу-
шают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные мас-
сы людей, которые вовсе не обязательно стали бы читателями.
В результате исследований ученые пришли к выводу, что средства
массовой коммуникации достаточно позитивно влияют на разви-
тие человека. В 1961 г. американские ученые В. П. Шрам, Д. Лайл
и Д. Паркер установили, что просмотр телевидения способствует
ускорению развития ребенка почти на год. Он учится правильно
излагать свои мысли, расширяется его кругозор, ребенок получа-
ет необходимые знания. Исследования, проводимые французскими
учеными, подтвердили, что телевидение расширяет кругозор лю-
дей из малообеспеченных слоев населения.
Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в сти-
хийной социализации подрастающего поколения. В работе на ком-
пьютере можно отметить ряд положительных эффектов:
1) приводит к расширению контактов;
2) приводит к порождению и реализации новых форм симво-
лического опыта;
3) способствует развитию процессов воображения;
4) способствует быстрому изучению иностранных языков и др.
Но наряду с положительными моментами наблюдаются и не-
гативные последствия работы с компьютером. Она может вызвать
«синдром зависимости» от компьютера, способствуя сужению ин-
тересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными иг-
рами, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций
и др. (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социаль-
ных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социаль-
ных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это
и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той
или иной мере оказывают относительно направленное влияние на
социализацию.
Средства массовой коммуникации способствуют усвоению людь-
ми определенных социальных норм и формированию ценностных
ориентаций в политической, экономической и других сферах об-
щественной жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влия-
нием средств массовой коммуникации идет в различных направ-
лениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее вре-
мя набирает силу тенденция превращения средств массовой ком-
муникации в сферу самореализации человека. Развитие электрон-
ных систем предоставило абсолютно новый вид коммуникации
и самореализации — взаимодействие человека с определенными
интересующими его по тем или иным причинам партнерами,
которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя
в общении с ними. Кроме того, у человека, находящегося в ком-
пьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что
он непосредственный участник им же порожденных событий. Бо-
лее того, именно он главный участник событий. Это создает со-
вершенно новые возможности для самореализации и самоутверж-
дения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей,
подростков, юношей. Средства массовой коммуникации и социаль-
ное воспитание как относительно социально контролируемая со-
циализация в течение большого промежутка времени использова-
ли только печатные средства массовой коммуникации. Во второй
половине XX в. стали использовать возможности кино и телеви-
дения в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед со-
бой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию
со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же
условиях умение человека использовать тот познавательный и иной
потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.
В связи с этим особым аспектом социального воспитания стано-
вится так называемое медиаобразование, характеристику которо-
го в отечественной науке дал А. В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media — «средства») — изучение вос-
питуемыми основных положений массовой коммуникации. Его за-
дачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных
информационных условиях, к восприятию информации, понимать
последствия ее воздействия на психику, овладевать способами об-
щения на основе невербальных форм коммуникации с помощью
технических средств.
Медиаобразование проходит как в школе, так и в других вос-
питательных организациях, а также в организациях, специально
созданных для этой цели (например, во Франции — «Медиа-фо-
рум», «Активные юные телезрители»).
В школе медиаобразование проходит как в рамках традицион-
ных предметов (родного языка, изобразительного искусства, исто-
рии, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения
специального предмета. В разных странах он называется по-раз-
ному, но имеет все же одно содержание. Очень часто в него вклю-
чают разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых
системах и способах представления информации», «Массовая ком-
муникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуни-
кации и их особенности», «Реклама». В последние годы появилась
тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной
грамотности.
Создание системы медиаобразования — процесс длительный
и очень дорогой. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют
приступить к решению данной задачи, и в первую очередь в школе.
Субкультура (от лат. sub — «подкультура») — совокупность специ-
фических социально-психологических характеристик, влияющих
на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реаль-
ных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве
«мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура — это автономное относительно единое образо-
вание. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных при-
знаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм пове-
дения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также
иерархию; набор предпочитаемых источников информации; свое-
образные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепро-
вождения; жаргон; фольклор и др.
Социальной базой образования той или иной субкультуры мо-
гут быть возрастные, социальные и профессиональные слои насе-
ления, а также контактные группы внутри них, религиозные секты,
объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные
течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы
и организации, объединения по роду занятий.
Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность
ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре-
мальности условий жизни ее носителей.
Ценностные ориентации носителей той или иной субкульту-
ры характеризуются ценностями социальной практики общества,
интерпретированными и трансформированными в соответствии
с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью,
антисоциальностью), возрастными и иными специфическими по-
требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Речь идет не только об основных, но и о значительно более
простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные
ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями,
а для других они таковыми не являются. Бывает так: что очень важ-
но для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «без-
делица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом).
Следующий пример. Интересы современных ребят, как извест-
но, различны и дифференцированы. Часто они тщательно обере-
гают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них —
те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности
становятся основой возникновения многочисленных групп со спе-
цифическими субкультурами — металлистов, скейтистов, брейки-
стов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную на-
правленность, а порой прямо антисоциальны.
В номинальных (а чаще в реальных) группах носителей суб-
культуры значимую роль играет совокупность разделяемых ими
предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так
и антисоциальными (например, расизм у скинхедов). Предрассудки,
с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ори-
ентации, а с другой — сами могут рассматриваться как разновид-
ность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия
и взаимоотношений, присущие субкультурам, очень часто различа-
ются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах в основном не проти-
воречат общественным, а дополняют и (или) преобразовывают их,
отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации
носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы
прямо противопоставлены общественным. В асоциальных субкуль-
турах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их
носителей присутствуют так или иначе преобразованные обществен-
ные и частично антиобщественные, а также специфические для
конкретной субкультуры нормы (например, специфические нор-
мы в общении со «своими» и «чужими»).
В антисоциальных (как правило, довольно закрытых субкуль-
турах) нормативная регуляция жесткая и охватывает практически
всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде
просоциальных регуляция может рассматривать лишь те сферы
жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение
музыкальным стилем и т. п.), а мера императивности регуляции
зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В контактных субкультурных группах присутствует более или
менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае — по-
ложение человека в системе межличностных отношений той или
иной группы, которое он занимает благодаря своим достижениям
в значимой для нее жизнедеятельности, репутации, авторитету, пре-
стижу, влиянию.
Степень жесткости статусной структуры в группах связана с ха-
рактером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ори-
ентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная струк-
тура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только
положение в ней ребят, но и, как правило, их жизнь и судьбу в це-
лом.
В неформальных группах обычно руководят лидеры ярко вы-
раженного автократического склада, стремящиеся подавить всех
остальных членов. Стиль взаимоотношений в таких группах пре-
вращает их членов в безвольных людей, лишая их всякого выбора,
на инакомыслие и деятельность, противоречащую общей идее,
а нередко и права выхода из группы.
Каждая субкультура отличается общими для ее носителей пред-
почтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Оп-
ределяющими факторами при этом являются возрастные, социаль-
ные и другие особенности носителей субкультуры, условия их
жизни, имеющиеся возможности, а также мода.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к дру-
гой, претерпевая при этом более или менее значительные транс-
формации, которые зависят от характера той среды, в которой мо-
да функционирует (половозрастного и социокультурного состава,
ценностных ориентаций, условий жизни и прочего). В связи с этим
можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.
Следование моде — важнейший конституирующий признак
подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это прояв-
ляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та-
туировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музы-
кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в об-
щих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в под-
ростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно
скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих по-
лов. В то же время мода может более или менее трансформиро-
ваться в зависимости от возраста, социально-культурной принад-
лежности подростков и юношей, а также иметь некоторые регио-
нальные различия. Кроме того, в автономных подростково-юноше-
ских суб-культурах — панки, металлисты, хиппи и другие, мода
в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у ме-
таллистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от обще-
принятой.
Мода определяет и другую характерную черту подростково-
юношеской субкультуры — музыкальные пристрастия. Увлечения
теми или иными направлениями или группами имеют возрастные,
социально-культурные, групповые и региональные особенности.
Одно из условий престижа в обществе сверстников — компетент-
ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их соли-
стов и лидеров, их биографий и дискографий), обладание современ-
ной аппаратурой и музыкальными записями. Условия оказывают
«прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построе-
ние образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.
Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно-
шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им
свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, свя-
зи с движениями и ритмом, музыка позволяет молодым людям пе-
режить, выразить, оформить свои эмоции, смятение, которые не-
возможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте,
когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конк-
ретно.
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку
и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, ко-
торые являются ее носителями, референтны (значимы) для них.
Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами
референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная
субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело-
века, является одним из способов его обособления в обществе,
т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что
и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува-
жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо-
ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.
Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской
или подростково-юношеской субкультурами. Хотя им приходится
иметь в виду и особенности субкультур, которые складываются
в ближайшем социальном окружении воспитательных организаций.
Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям
микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю-
чает в себя, по мнению М. В. Осориной, совокупность своеобраз-
ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию
повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с поло-
возрастными особенностями психического развития и характером
социализации детей.
Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская суб-
культура. Здесь педагоги сталкиваются (наряду с общей для всех
подростков и юношей субкультурой) с целым рядом ее разновид-
ностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте
происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкуль-
туры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом
возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовле-
кается в тоталитарные секты, в различные неформальные движе-
ния и т. д.
Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть
ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкуль-
туры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жиз-
недеятельности в воспитательных учреждениях. Например, изме-
нения в моде могут отражаться в быту, в оформлении интерьера
помещений, а также в содержании и формах организации различ-
ных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов,
игр и прочего, ставших популярными благодаря телевидению).
Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех
субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает пред-
посылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и кор-
рекции негативных влияний. В этих целях они могут использовать
возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных
организаций, и оказывать индивидуальную помощь воспитан-
никам.
Знание и принятие во внимание субкультурных особенностей
предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваи-
вать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь
возможность вести диалог со своими воспитанниками.
0 коммент.:
Отправить комментарий