В условиях кризиса часто возникают проблемы социально-
экономического характера между работником, работодателем
и государством. Решением может являться социальное партнер-
ство.
Согласно Части 2, Статье 23 Трудового кодекса РФ, социаль-
ное партнерство — это система взаимоотношений между работ-
никами или их представителями, работодателями или их предста-
вителями, органами государственной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение согласования ин-
тересов работников и работодателей по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними
отношений.
Суть заключается в использовании метода многократных со-
гласований интересов работников, работодателей и государства.
Социальное партнерство состоит в следующем:
1) приоритет отдается переговорной тактике решения про-
блемы;
2) согласование политики доходов и социально-экономиче-
ской политики в целом;
3) установление мер гарантированной защиты интересов
участников социального партнерства;
4) принцип участия в управлении наемных кадров;
5) утверждение системы общечеловеческих ценностей во всех
сферах общественного труда.
В странах с развитой рыночной экономикой социальное парт-
нерство представляет собой постоянное взаимодействие между
наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны,
и работодателями и их объединениями, с другой. Противоречи-
вость интересов смягчается в процессе поиска и выбора обоюдно-
го решения.
Там также используются коллективные переговоры, а работ-
ники участвуют в управлении организацией через паритетные со-
веты и комитеты.
В России социальное партнерство осуществляется посред-
ством сотрудничества профсоюзов, предпринимателей и их объе-
динений и государства.
Нельзя сказать, что противостояние между субъектами исче-
зает вовсе. Оно просто переходит из разряда соперничества в раз-
ряд сотрудничества, но конфликтный характер в том и другом
случае остается.
Статья 24 Трудового кодекса РФ регламентирует основные
принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон в участии при заключении до-
говорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социаль-
ного партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами и их представителями трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, со-
держащих нормы трудового права;
6) полномочность представителей сторон;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих
в сферу труда;
8) принятие сторонами на себя обязательств на добровольной
основе;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10)обязательность выполнения коллективных договоров, со-
глашений;
11)контроль за ходом выполнения принятых коллективных
договоров, соглашений;
12) ответственность сторон, их представителей за невыполне-
ние по их вине коллективных договоров, соглашений.
Представители работников.
Как было указано выше, работники и работодатели могут иметь
представителей работников в социальном партнерстве: профес-
сиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные органи-
зации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегио-
нальных профсоюзов, или иные представители. (статья 29, глава 4
ТК РФ)
При проведении коллективных переговоров интересы работ-
ников при заключении или изменении коллективного договора,
осуществлении контроля за его выполнением, а также при реали-
зации права на участие в управлении организацией, рассмотре-
нии трудовых споров работников с работодателем представляют
первичная профсоюзная организация или иные представители,
избираемые работниками.
Если также осуществляется формирование и деятельность ко-
миссий по регулированию социально-трудовых отношений, то
представителями работников являются соответствующие проф-
союзы, их территориальные организации, объединения профес-
сиональных союзов и объединения территориальных организа-
ций профессиональных союзов.
Первичные профсоюзные организации и их органы предста-
вляют в социальном партнерстве интересы работников данного
работодателя, являющихся членами соответствующих профсою-
зов, или интересы всех работников данного работодателя незави-
симо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении коллективного догово-
ра, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудо-
вых споров работников с работодателем.
Если работники не являются членами профсоюза, то они мо-
гут уполномочить орган первичной профсоюзной организации
представлять их интересы во взаимоотношениях с работодате-
лем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непо-
средственно связанных с ними отношений на условиях, устано-
вленных данной первичной профсоюзной организацией. (ст. 30
ТК РФ).
Существуют ситуации, когда работники не объединены в ка-
кие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из
имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединя-
ет более половины работников данного работодателя и не упол-
номочена представлять интересы всех работников в социальном
партнерстве, то на общем собрании работников для осуществле-
ния указанных полномочий тайным голосованием может быть
избран из числа работников иной представитель (представитель-
ный орган). (ст. 31 ТК РФ)
Наличие иного представителя не может являться препятстви-
ем для осуществления первичными профсоюзными организация-
ми своих полномочий.
Представители работодателей.
Согласно статье 23 ТК РФ, при проведении коллективных пе-
реговоров, заключении или изменении коллективного договора,
а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых
споров работников с работодателем интересы работодателя
представляют руководитель организации, работодатель — инди-
видуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими
лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или
изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых
споров по поводу их заключения или изменения, а также при
формировании и осуществлении деятельности комиссий по ре-
гулированию социально-трудовых отношений интересы работо-
дателей представляют соответствующие объединения работода-
телей.
Они представляют собой некоммерческие организации, объе-
диняющие на добровольной основе работодателей для представи-
тельства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотноше-
ниях с профсоюзами, органами государственной власти и органами
местного самоуправления.
Представителями работодателей—федеральных государствен-
ных учреждений, государственных учреждений субъектов Рос-
сийской Федерации, муниципальных учреждений и других орга-
низаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, также
являются соответствующие федеральные органы исполнитель-
ной власти, органы исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, иные государственные органы, органы местно-
го самоуправления.
Социальное партнерство помогает достичь следующих резуль-
татов:
1) взаимную заинтересованность наемных кадров и работода-
телей в устойчивом экономическом росте, в повышении кон-
курентоспособности предприятия;
2) рост трудовой и социальной активности;
3) улучшение условий труда работников и жизни;
4) сокращение конфликтов и их смягчение.
Но в становлении структуры социального партнерства суще-
ствует немало серьезных проблем:
1) сложность формирования институциональной среды со-
циального партнерства состоит в том, что социальные инсти-
туты, как правило, возникают с целью удовлетворения инте-
ресов, позволяющие оказывать влияние на разработку новых
правил и норм. Эта проблема могла бы быть решена в какой-
то мере системой демократического контроля. Но в России та-
кой системы пока нет;
2) социальное партнерство успешно развивается при нали-
чии в обществе среднего класса. А доля этого класс в России
с каждым годом становится все меньше — усиливается диф-
ференциация общества;
3) проведенная в России приватизация не дала ожидаемых
результатов в плане превращения государства в заинтересо-
ванное общественными интересами лицо. По большей части
оно так и осталось частным собственником, т. е. положение
государство как социального партнера слегка размыто, и это
является одной из причин незавершенности структуры со-
циального партнерства;
4) при разработке структуры социального партнерства внача-
ле сформировалась федеральная трехсторонняя комиссия,
и только потом — отраслевые и региональные. А та часть со-
циального партнерства, которая непосредственно связана со
сферой жизни и труда людей, формируется очень медленными
темпами;
5) различие профсоюзов по политическим признакам. Мно-
гие из них, к тому же, имеют свои собственные объединения;
6) разброс работодателей более чем по 50 союзам. Это очень
затрудняет обсуждение и принятие решений на отраслевом
и федеральном уровнях.
24 июн. 2011 г.
Home »
» Социальное партнерство в антикризисном управлении
0 коммент.:
Отправить комментарий