24 июн. 2011 г.

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Нормативно%законодательная деятельность.
Всю совокупность норм, через которые осуществляется госу-
дарственное регулирование, можно разделить на следующие
группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на
самоорганизацию; специальные нормы — по сферам рыночной
экономики; целевые нормы — в соответствии с решаемыми про-
блемами инвестиционной активности.
«Экономической Конституцией» по праву называют Граждан-
ский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как
элемент рыночной экономики предполагает не только опреде-
ленный динамизм, но и его обратную сторону — застой производ-
ства.
Право против ограничения конкуренции, обычно называемое
«антимонопольным правом», является наряду с правом против
недобросовестной конкуренции значительной областью анти-
кризисного законодательства.
В современной практике понятие «банкрот» введено в Указе
Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах
по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных
предприятий (банкротов) и применению к ним специальных про-
цедур».
В период приватизации государственной (муниципальной)
собственности предполагалось запустить механизм банкротства
на основе нормативных актов, таких как Указ Президента Рос-
сийской Федерации от 22 февраля 1993 г.
«О мерах по реализации законодательных актов о несостоя-
тельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Рос-
сийской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных
предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики»,
«О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укрепле-
нию платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных
мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов
и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г.
«О продаже государственных предприятийдолжников»; поста-
новление Правительства Российской Федерации «О некоторых
мерах по реализации законодательства о несостоятельности (бан-
кротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три вари-
анта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (бан-
кротстве) предприятий» — от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г.
№ 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. №127 ФЗ.
В последней редакции данного закона несостоятельность
(банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом
неспособность юридического лица в полном объеме выплатить
денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по
уплате обязательных платежей (далее — банкротство).
Защита интересов государства как собственника в отношении
федеральных предприятий, а также предприятий смешанной
формы собственности была возложена на Федеральное управле-
ние по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомиму-
ществе России.
К числу важных нормативных актов, направленных на прео-
доление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятель-
ности общества, следует отнести Указ Президента Российской
Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных
органов по преодолению кризиса власти», постановление Госу-
дарственной думы Федерального Собрания Российской Феде-
рации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской
науке», постановление Совета Федерации Федерального Собра-
ния Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе плате-
жеспособности в экономике Российской Федерации», указы
Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О ме-
рах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях тек-
стильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.
«Об ответственности должностных лиц, допустивших обо-
стрение кризиса в топливно-энергетическом комплексе Примор-
ского края» и др.
В условиях кризиса особое значение приобретает государ-
ственное нормативное регулирование в сфере социальных ценно-
стей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жиз-
ни людей причин. Невозможно устранить государство из таких
социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие
домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсена-
ла законодательных и административно-правовых мер, политики
цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических
правил.
Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что
выход из кризиса невозможен без создания социальной модели
экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям че-
ловека, развития его способностей и творческого потенциала.
Закон, нормативноправовая деятельность государства должны
максимально содействовать интеграции социальных стимулов
развития общественного производства с его естественным назна-
чением — служить удовлетворению потребностей людей.
Финансовое регулирование. Это управление совокупностью
денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства,
предприятий или государства. В стране централизованные фи-
нансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и вне-
бюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспреде-
ление в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Задачи и цели бюджетной политики отражают особенности
переживаемого периода, а именно:
1) использование бюджетной политики для реализации ме-
роприятий экономических реформ;
2) обеспечение минимальной в условиях кризиса управляе-
мости экономики и экономического процесса в целом;
3) разрешение или смягчение острых социальных противоре-
чий, возникших в результате смены общественного строя,
а также порожденных ходом реформ;
4) развитие новых отношений бюджетного федерализма.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие це-
ли, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это кон-
центрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие
на экономический рост и занятость, обеспечение экономических
и политических функций государства.
Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом по-
рождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов
назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целе-
вой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта
регулирования экономики. В регионах напряженность финансо-
вая нейтрализуется путем приватизации объектов государствен-
ной и муниципальной собственности, объектов незавершенного
строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земель-
ных участков. Но нужны доходы от производства.
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Поэ-
тому главный акцент в монетарной политике делается на регули-
ровании предложения денег, т. е. на ускорении или замедлении
темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит
не прямой, а косвенный характер.
В развитых странах денежная масса состоит преимущественно
из кредитных денег (банкнот, депозитов), т. е. денег, выпу-
скаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых со-
стоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что ини-
циаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие
субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказы-
вать существенное влияние на темпы роста денежной массы
и другие параметры денежного оборота. В России ситуация иная.
У нас дефицит финансового капитала. Разработаны несколько
программ выхода из кризисной ситуации. Первая — постепенно
восстановить утраченные сбережения. Вторая — стимулировать
привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские
финансовые институты. Третья — привлечение прямого и порт-
фельного иностранного капитала и внешние заимствования. Че-
твертая — использование широко распространенной на Западе
практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества,
так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но спо-
собствует росту государственного долга. Кроме того, он практи-
чески не увеличивает финансовый капитал, так как восстановле-
ние сбережений людей осуществляется путем размещения займов
среди самого населения. Второй способ также не грозит инфля-
цией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста
финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплате-
жей, дефицита источников финансирования инвестиций в ос-
новной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить
проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономи-
ки от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас
в стране практически не действует.
Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового
кризиса страны может только устойчивый экономический рост.
Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на
инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального
сектора экономики.
В первую очередь, это агропромышленный комплекс: перера-
ботка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. Сельское
хозяйство должно получить средства от компаний, которые рабо-
тают в сфере переработки и торговли.
Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что вы-
сокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ре-
сурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих
товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой промежу-
точных звеньев и высокими налогами на ресурсы. С названными
выше тесно связана проблема крайне незначительного участия
бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсут-
ствия действенных мер по повышению конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Производство. Преодоление кризисного состояния требует
создания материальной основы для повышения уровня жизни на-
селения страны. Обеспечить решение этой задачи может только
государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться
необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, вне-
дрения достижений научнотехнического прогресса в производ-
ство, преодоления сырьевой направленности экспорта.
До последнего времени политика государства сводилась к сле-
дующему. Промышленная политика направлена на активный
рост промышленного производства за счет свертывания и лик-
видации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям ры-
ночной экономики производств, поддержки конкурентоспособ-
ных производств и видов деятельности. С одной стороны, среди
простаивающих мощностей, безусловно, есть неэффективные,
физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были
остановлены изза резкого удорожания сырья, материалов, энер-
гии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, ис-
кусственного сокращения платежеспособного спроса.
Процесс реанимации потребует серьезных организационных
усилий и времени. В социальном аспекте загрузка производ-
ственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безра-
ботицы и преступности в стране.
С учетом сказанного государственное регулирование в этой
области сводится к активной промышленной политике, основу
которой составляют следующие принципы: обеспечение учета
интересов всех участников ее осуществления; социальноэконо-
мическая направленность; сочетание мер государственного регу-
лирования и рыночных механизмов; создание благоприятных
условий для снижения негативных последствий в ходе структур-
ных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни на-
селения; адресный характер мероприятий; система договорных
отношений и конкурсная основа для участников процесса преоб-
разований в промышленности; обоснованная централизация
ресурсов в целях обеспечения развития производства и предот-
вращения дальнейшего разрушения научнопроизводственного
и интеллектуального потенциала; широкое использование арен-
ды, инвестиционных конкурсов продажи государственной соб-
ственности, лизинга.
Ключевым звеном промышленной политики выступает повы-
шение роли научнотехнического прогресса. НТП и тенденции гло-
бализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают
стремительное расширение и обновление ассортимента продукции,
ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение
престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обер-
нулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг,
резким снижением объемов производства. Обобщение и осмысле-
ние специфических моделей поведения предприятий в кризисных
условиях позволяет сделать такие выводы: антикризисное поведение
предприятий отличается от действий, которые эффективны в ста-
бильных условиях развития экономики; в промышленности уже
созданы различные модели антикризисного менеджмента.
Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис
сопровождается непропорциональным размещением капитала
и труда, резким падением объемов производства в государствен-
ном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный
бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень
медленно сокращаются государственные расходы. В результате
расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда по-
требность в социальной защите, напротив, резко возрастает.
В таких условиях стратегия социальной политики государства
должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно по-
зволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рын-
ка, способствует организации процесса перераспределения дохо-
дов. В этой деятельности главным является предотвращение
абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью — обеспечить та-
кие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не
оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов
или потребления.
Цель социального страхования — оградить каждого граждани-
на от резкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравни-
вания доходов — обеспечить каждому человеку возможность фак-
тически перераспределять собственный доход.
Таким образом, если не будет действенной политика выравни-
вания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на лич-
ностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формиро-
вании человеческого капитала.
Необходимость государственного финансирования медицин-
ского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны,
производства общественных благ и, с другой — обеспечения
широкого доступа населения к услугам здравоохранения.
Между тем деятельность государства в социальной сфере не
достигает запланированных результатов.
В основе социальнопсихологического дискомфорта и синдро-
ма угасающего настроения населения — значительное снижение
жизненного уровня. Наряду с этим, государственные органы пре-
доставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные
ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не
предпринимает также серьезных усилий и для повышения со-
циальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения
конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их
социальнобытовая и культурная инфраструктура. Таким образом,
направление изменений социальноэкономической ситуации
в стране в последние годы находится в явном несоответствии
с современными социальными целями.
Практически утрачены даже фрагментарные элементы «госу-
дарства благосостояния» в социальной жизни советского перио-
да. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет
выход из кризиса. В ситуации кризиса особенно актуальна инте-
грация рыночных отношений с государственным воздействием
на социальноэкономические процессы на всех уровнях — от фе-
дерального до муниципального. При этом возрастающая роль от-
водится институтам гражданского общества. Продолжая испыты-
вать давление узкокорыстных интересов отдельных групп,
государство пытается выполнять политические, экономические
и социальные функции в общенациональных интересах и целях.
Государственное регулирование призвано открывать простор,
стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать
и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры
стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.