Учение Платона (427—347 гг. до н. э.) считают первой по-
пыткой систематизации этических идей, которая была осу-
ществлена философом на объективно-идеалистической осно-
ве. Разделяя рационалистические принципы своего учителя,
Платон также поставил перед собой задачу формулирования
общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого
дедуктивный метод исследования. В результате мыслитель
пришел к доказательству дуализма существующего мира.
Он считал, что есть видимый мир явлений и сверхчувствен-
ный, потусторонний мир идей. Сократ своей жизнью и смертью
обнаружил несоответствие между существующим и должным
в мире. Он выявил противоречие между общими моральными
взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не
смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих
по себе. Продолжив исследование данной проблемы, Платон
представил существование данных аналогов в виде автоном-
ного изначального мира неких идеальных сущностей. Он допу-
стил, что за невидимыми человеком пределами мира, в «умном
месте» расположен своеобразный класс идей, предметов, осо-
бым отражением которых как раз и являются общие понятия.
Трагическая смерть Сократа действительно смогла активи-
зировать похожие настроения: «Тот мир, в котором праведник
должен умереть за правду, не есть настоящий, подлинный
мир». Мир вечных идей — тот, где живет истинная правда.
Непосредственно этическую концепцию Платона можно раз-
делить на две связанные между собой части: индивидуальную
этику и социальную этику. Первая является учением об интел-
лектуальном и нравственном совершенствовании человека,
которое Платон связывает с гармонизацией его души.
Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что
телом человек относится к низшему чувственному миру, а ду-
шой способен соприкасаться с настоящим миром — миром
вечных идей.
Основные стороны человеческой души тем самым являют-
ся основой его добродетелей: разумная — мудрости, аффектив-
ная —умеренности, волевая — мужества. Человеческие добро-
детели тем самым имеют врожденный характер, они особые
ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру
вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру
находится смысл его бытия.
А средством к его возвышению является презрение телес-
ного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая
этими принципами, социальная этика философа полагает на-
личие определенных добродетелей у каждого сословия. Со-
гласно учению Платона, правители должны обладать мудро-
стью, сословие воинов — мужеством, а низшие сословия —
умеренностью.
Используя жесткую политическую, а также моральную ие-
рархию в государстве, можно достичь высшей добродетели.
Эта добродетель — справедливость, которая свидетельствует,
по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь
ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву инте-
ресы отдельной личности.
Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места
для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершен-
ное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось
очень непривлекательным не столько из-за духа интеллектуаль-
ного аристократизма, сколько из-за ущербности нахождения
в нем представителей каждого сословия, так как предложен-
ный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому
счастья.
Но само стремление философа к соединению личного
и общественного блага, к синтезу истины и добра, должного
и сущего, его усилие обосновать существование объективного
источника морали оказались необыкновенно плодотворными
для дальнейшего развития этических идей. Необходимо отме-
тить, что нравственность отдельной личности философ не ви-
дел вне ее связи с целым, с обществом. Таким образом, клю-
чом к пониманию существа морали Платона является то
положение, что содержание индивидуального бытия должно
быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие
его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.
0 коммент.:
Отправить комментарий