24 июн. 2011 г.

Эмоциональная сфера психики

В процессе познания действительности человек тем или иным об-
разом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предме-
там, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей соб-
ственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.
Эмоции — особая сфера психических явлений, которая в фор-
ме непосредственных переживаний отражает субъективную оцен-
ку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практиче-
ской деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности
или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.
Эмоции обладают рядом функций.
1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмо-
циональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие вне-
шней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение
дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определен-
ные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устра-
нению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удоволь-
ствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек
испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-
либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в зна-
комстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положи-
тельного сигнала — человек получает эстетическое наслаждение
от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при
этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название карти-
ны, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании по-
сетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.
Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мими-
ке, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение
к объекту. «Как тебе это нравится?», — в ответ — одобрительный
кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявле-
ниям можно судить об эмоциях человека. Улыбка — проявление
радости, доброжелательности, нахмуренный вид — человек со-
средоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам
можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психо-
логами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сию-
минутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы
личности в целом (например, степень тревожности, уверенности,
открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натрени-
рованные люди могут полностью контролировать мимику и дви-
жения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, раз-
ведчики).
2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирова-
ние как отдельных психических процессов, так и деятельность че-
ловека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает
качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до
того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенно-
стей личности может либо парализовать человека, либо, напротив,
мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.
3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и по-
давлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно
что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем
если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процес-
сов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чув-
ства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во
все психические процессы, во все виды активности человека, на-
чиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональ-
ной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот про-
цесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция
на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все
смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не
реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким
образом, данный процесс предопределяет действия человека в си-
туации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не под-
дается контролю сознания, объем которого резко сужается, — он
сам движет поведением человека.
Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, на-
капливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напря-
женность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продол-
жает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению
аффекта — острой и бурной разрядке всего накопившегося напря-
жения сразу.
Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются
преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации
бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными
эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздраже-
ние и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет
себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В за-
нимает более выгодную позицию (высокое положение либо, на-
против беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), по-
этому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно
может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и со-
вершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убий-
ства). В данном случае мы не рассматриваем объективную право-
ту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный
и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ре-
бенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только ме-
ханизм возникновения аффекта.
Итак, отличительные черты аффекта:
1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая
за собой ее бурное внешнее проявление;
2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;
3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;
4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель
«затмевает» сопутствующие;
5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом
интенсивным, аффект быстро себя «изживает».
Собственно эмоции — более продолжительный вид явлений
эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмо-
ции могут быть реакцией не только на происходящее в данный
момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.
Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости
предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения
актуальной в данный момент потребности. Например, если посту-
пающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятель-
ности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся
сигналом для перехода от автоматического поддержания физиоло-
гического равновесия организма к активной ориентировочной
деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания,
связанные с ощущением боли, означают необходимость опреде-
лить ее источник и совершить необходимые действия для купиро-
вания боли или предотвращения дальнейшего развития болезненно-
го состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.).
Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутренне-
го обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же
возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об
удовлетворительном, комфортном состоянии организма и пси-
хических процессов, это означает положительную оценку теку-
щей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости
ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособ-
ность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Сле-
довательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и мож-
но продолжать текущую деятельность.
Двумя основными факторами, влияющими на возникновение
эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлет-
ворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнитель-
ные факторы:
1) степень жизненной необходимости удовлетворения по-
требности;
2) временной разрыв между возникновением потребности и воз-
можностью ее удовлетворения;
3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;
4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извле-
чению информации из всей совокупности обстоятельств.
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмо-
циональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями
(например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмо-
ции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства име-
ют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что чело-
век не может переживать чувство само по себе, безотносительно
предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чув-
ства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышлен-
ным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возни-
кать в отношении другого человека, литературного персонажа,
героя кинофильма. В отечественной психологии существует рас-
пространенное мнение, что чувства отражают социальную природу
человека и складываются как значимые личностные отношения к окру-
жающей действительности. Таким образом, чувства можно опреде-
лить как переживаемые в различной форме внутренние отношения
человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической
и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие
объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отноше-
нием к данному объекту — воспринимаемому, понимаемому, извест-
ному или неизвестному. Переживание чувства является и особым
эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди
процессов эмоциональной сферы.
Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию
на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные
чувства — связанные с познавательной деятельностью; практиче-
ские — связанные, соответственно, с практической деятельностью;
эстетические — чувство прекрасного, вызываемое общением с ис-
кусством или восприятием красоты природы; моральные — вызван-
ные переживанием отношений с другими людьми. По характеру
влияния на деятельность чувства делят на стенические — активизи-
рующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астениче-
ские — угнетающие ее (тревога, уныние).
Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чув-
ство имеет свою противоположность (уважение — презрение, тре-
вога — спокойствие, радость — страдание). Чувства могут быть
и амбивалентны — когда один и тот же предмет вызывает два про-
тиворечивых, противоположных чувства (можно одновременно лю-
бить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны —
они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут
переходить в печаль, уважение — в нежность, страстная любовь —
в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны.
Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от
состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к уны-
нию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое от-
ношение к природе как к источнику вдохновения либо прагмати-
ческое — как к источнику обогащения), от культурно-исторических
традиций (например, у одних народов символом скорби является чер-
ный цвет, у других — белый).
Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориен-
тируют его на выделение предметов, отвечающих текущим по-
требностям, и стимулируют деятельность, направленную на удов-
летворение этих потребностей.
Настроение является продолжительным эмоциональным состоя-
нием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений
эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика —
настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции.
Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный от-
тенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное
настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не бу-
дут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть
при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут достав-
лять значительно больше радости, чем в обычный скучный день.
Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может
создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к ра-
боте несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весе-
ло, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда
настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии пе-
ребить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении силь-
ной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек
может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций
своих домашних, которых в действительности сильно любит.
Помимо длительности и малой интенсивности, настроение
обладает еще одним свойством — неясностью, безотчетностью.
Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или
иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хоро-
шо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доис-
киваться причин — просто радоваться, веселиться, быть неж-
ными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную
тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда
лучше постараться проанализировать свое настроение и попы-
таться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно,
причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина
вялости и подавленности — в недостатке прогулок на свежем воз-
духе, причина тревоги — в случайно услышанной где-то фразе,
всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций.
Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью
установить первопричину дурного настроения, то ему не составит
труда от этого настроения избавиться.
Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной
сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств,
вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуа-
цией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональ-
ный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чи-
сто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье,
незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемы-
ми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда со-
путствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрес-
соры. Такими стрессорами могут послужить физиологические
причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут
быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходи-
мости принятия срочного ответственного решения или предотвра-
щения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой сме-
ны стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только
сильные реально действующие эмоциональные или физиологиче-
ские раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоми-
нающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящего-
ся в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации
к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.
Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функ-
ции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и
мобилизацией физических и психических резервов человека. Одна-
ко в результате этого резервы существенно снижаются, что и при-
водит к реакции истощения, наступающей после воздействия
стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не
только к нарушению психического здоровья —возникновению де-
прессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье фи-
зическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться
или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания.
Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличива-
ется подверженность вирусным инфекциям и даже простой просту-
де. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно,
поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуля-
ции — это поможет снизить уровень негативных последствий
стресса.
В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состоя-
ний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональ-
ных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки склады-
ваются из основных цветов спектра.
1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую
положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне
удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, ког-
да вероятность этого до данного момента была невелика или, по
крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим
эмоциям.
2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, яв-
ляющееся антиподом радости. Страдание возникает при невоз-
можности удовлетворения актуальной потребности или при по-
лучении информации об этом, при условии, что до настоящего
момента удовлетворение этой потребности представлялось доста-
точно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональ-
ный стресс. Страдание является астенической эмоцией.
3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего
протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникнове-
нием непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетво-
рения исключительно важной для субъекта потребности. В отли-
чие от страдания гнев имеет стенический характер — он позволяет
мобилизовать все силы на преодоление препятствия.
4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно воз-
никает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе
жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции
страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удов-
летворения потребности, переживание страха связано лишь с ве-
роятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический
характер.
5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, спо-
собствующее познавательной деятельности: развитию навыков
и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение.
Это стеническая эмоция.
6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является
реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае
отсутствия информации о характере данного объекта или ситуа-
ции. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавли-
ваются, все внимание человека переходит на объект удивления.
В зависимости от полученной информации может переходить
в страх, интерес, радость, гнев.
7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Воз-
никает в случае контакта с объектами, вызывающими резко нега-
тивное отношение субъекта на любом из уровней — физическом,
нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать дру-
гой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к друго-
му человеку в сочетании с гневом может послужить причиной
агрессивного поведения в отношении него.
8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Воз-
никает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения
могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмо-
циональное состояние является следствием неприемлемых для
субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцени-
ваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствую-
щие его представлениям о нравственных нормах и эстетических
критериях.
9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает
при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации,
ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помы-
слов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эсте-
тическим нормам.
Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных со-
стояний большинство из них отрицательные, не следует думать,
что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В дей-
ствительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто
градация основных отрицательных эмоциональных состояний бо-
лее четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отри-
цательных эмоций способствует формированию более гибкой
системы адаптации человека к окружающему миру.
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким ос-
новным направлениям.
По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе
эволюции как средство, при помощи которого живые существа
определяли значимость тех или иных условий для удовлетворе-
ния актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были
способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных
границах и предупреждения о разрушающем характере недостат-
ка или избытка каких-либо факторов.
Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально вырази-
тельные движения у млекопитающих. На основании своих иссле-
дований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть
концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные дви-
жения являются рудиментом инстинктивных действий, построен-
ных на принципе целесообразности.
Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сде-
лал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные
эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого
акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совер-
шение действия не приводит к желаемому результату, возникают
отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в каче-
стве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способ-
ствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом.
Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовле-
творению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется
как успешный. Если же он не способствует достижению желаемо-
го результата, то эмоции приводят к его торможению и стимули-
руют к поискам другого способа.
У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали мо-
торную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой тео-
рии, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому
акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах
и внутренних органах, происходящих в момент действия. Пара-
доксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею тео-
рии: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что
мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными слова-
ми, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает
определенную модель поведения, обратная же связь приводит к воз-
никновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положитель-
ную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на
связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенче-
ского акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмо-
ций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате пери-
ферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.
В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была
сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой
теории эмоция является отражением соотношения величины потреб-
ности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Си-
монов вывел формулу этой зависимости: Э = — П (Ин — Ис), где
Э — эмоция, ее сила и качество, П — потребность, Ин — информа-
ция, необходимая для удовлетворения потребности, Ис — информа-
ция существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии по-
требности нет и эмоции. Если Ин > Ис, то эмоция отрицательна,
в противоположном случае — положительна. Данная концепция от-
носится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.
Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это
теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать сле-
дующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное со-
стояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя
противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные
эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельно-
сти согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно пережива-
ется как состояние дискомфорта, от которого человек стремится из-
бавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания
так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться полу-
чить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожида-
ниями.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.