24 июн. 2011 г.

Синтетическая этика Ф. Аквинского

Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.)
опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в кон-
тексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался
синтезировать мораль и религию. Стройная по своей структуре,
достаточно хитроумная этика Ф. Аквинского внутренне очень
противоречива, что является результатом начальной установки.
Все этические построения Фомы, по сути дела, опроверга-
ют его замысел и доказывают противоположное — неосуще-
ствимость гармонии религии и морали, единение которых
сможет произойти только путем подчинения, но не равенства.
Анализ таких оснований с целью их примирения и осущест-
влял Ф. Аквинский, который рассматривал проблемы этики
в трудах: «Комментарии на “Никомахову этику”», «Сумма тео-
логии», «Сумма против язычников».
Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под
ней он подразумевал обусловленность поступков человека выс-
шей целью; экономику, в это понятие включались добродете-
ли, которые присущи людям как частным лицам; политику
как гражданское поведение людей. А в труде «Сумма теологии»
мыслитель выделил три основных предмета своего философ-
ского исследования. Это Бог, путь к Богу и Христос, который
в качестве человека является путем к Богу. Последние два —
это и есть моральное учение и учение о спасении. Они непо-
средственно касаются вопросов этики, неотделимых от мета-
физики, так как мораль является своего рода продолжением
творения.
Ф. Аквинский в отличие от Августина Блаженного отрицал
самодетерминированность воли. Он полагал, что воля извне
ориентирована разумом, внешним двигателем, который сооб-
щает ей спонтанность и гарантирует ее свободу. Таким разу-
мом является Бог. Мораль же практически является организа-
цией движения к Богу. Значимыми способностями человека
становятся, таким образом, соединенные между собой воля
и разум. Разумность воли в целеустремленности ее к высшей
цели, которая и есть Бог. Так как последняя завоевывается че-
рез ряд целевых установок, то нравственная оценка цели будет
зависеть от ее значимости в системе порядка целей и в резуль-
тате.
Высшей целью, которая сама по себе и есть высшее благо,
является, согласно учению Ф. Аквинского, достижение совер-
шенства, а именно богоподобия.
Так же, как и Аристотель, Ф. Аквинский проводил разли-
чие между высшим благом и благами иного рода, которые чтят
люди: богатством, славой, почестями, властью. Блаженство
мыслитель считал несовместимым со злом. Таким образом,
оно самодостаточно, т. е. не зависит от внешних благ.
Это ни благо тела, ни благо души, ни способность души
(какое-то действие, привычка). Высшее благо, высшая цель не
находится ни внутри человека, ни вне его, она располагается
выше человека, и постигнуть и достичь ее сможет только со-
зерцательный разум.
Свобода у Ф. Аквинского, как и у Аристотеля, трактуется
через произвольность действия. Воля, которая обречена в со-
юзе с интеллектом реализовывать выбор целей, рассматрива-
ется мыслителем с двух разных позиций: как желание уста-
новленной цели и как потребность в средствах, необходимых
для достижения цели. Воля, которая достигла своей цели,
выглядит как наслаждение.
Таким образом, одной из главных проблем для Фомы ста-
новится соотнесение человеческих действий с благом. Но при
этом не всякое действие, которое совершает человек, состоя-
щий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной),
Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Чело-
вечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени
оно будет соответствовать форме человека, заданной первона-
чально Богом. Это означает, что мера человечности действия
является мерой его подчиненности разуму.
Для оценки нравственности действия важны две волевые
позиции, как цели, так и средства. При плохой цели действие
не может стать моральным. И напротив, при благой цели
необходимо использовать достойные средства. Оценку кон-
кретных целей и средств человек осуществляет с помощью со-
вести.
Движение к благу, согласно учению Фомы, определяет на-
личие добродетели, которое он понимает как доброе качество
ведущей правильную жизнь души. Такое качество человек не
может использовать во зло, так как через него в человеке про-
являет себя Бог. Добродетели человека — это все способности
души, а именно: разум, воля, желание. Хотя в большей степе-
ни добродетельна воля, так как она представляет собой навык
действия, принципом которого и становится воля.
Добродетелью в значительной степени является и вера, так
как в качестве предмета разума она всецело определена волей.
Возможность человека размышлять, полученная от воли цель,
которая состоит в поисках пути к благу, также является добро-
детелью, которую философ называет благоразумием.
Фома делит также добродетели на интеллектуальные, мо-
ральные и теологические. Причем интеллектуальные доброде-
тели — это добродетели состояния, которое является основой
для добродетелей воли (в частности, ими являются: рассуди-
тельность, способность к совету, благоразумие).
Моральные добродетели относятся, согласно концепции
Фомы, к той части души, которая управляет желаниями чело-
века. Причем разумные желания составляют добродетель
справедливости, которую он вместе с благоразумием, воздер-
жанностью и силой считает главной. Высшей же доброде-
телью, по Фоме, становится любовь, или милосердие, которое
является следствием взаимодействия Бога и человека.
С учением о добродетели у Ф. Аквинского тесно связано
учение о грехе, который представляется им как уклонение от
благих целей.
Качество, которое характеризует отклоняющуюся волю,
называется злонамерением. Грех является нарушением законов
(как общественных, так и разумных и божественных, сообраз-
но подчиненных один другому). Тяжесть греха человека зави-
сит от греховного действия.
Извращение воли является выражением укорененной гре-
ховности, пороком. Таким образом, основным в этическом
учении Фомы является утверждение первенства разума над
волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной
направленностью XIII в. При этом Ф. Аквинский дополнял
свои положения идеей, что любовь к Богу намного важнее
познания Бога.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.