Становление и развитие коммерческого права в России проходи7
ло по основным этапам, связанным с историческим развитием Рос7
сийского государства:
1) дореволюционный этап;
2) советский этап;
3) постсоветский (современный) этап.
До 1917 г. в России торговые отношения регулировались раз-
личными законодательными актами гражданского права, и ни-
когда не было самостоятельного торгового кодекса. В дореволю7
ционном этапе развития коммерческого права выделяются два
основных периода.
1. Зарождение российского торгового права пришлось на се-
редину XVII в. В это время были приняты:
1) Соборное Уложение 1649 г.;
2) Торговый Устав 1653 г.;
3) Новоторговый Устав 1667 г.
Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам.
Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из
рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили
право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках)
крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав
1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторго-
вый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому
Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на
русских рынках, чего для обеспечения экономической независи-
мости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю
торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское
побережье.
2. Зарождение российского капиталистического торгового
права пришлось на конец XIX — начало ХХ вв. В 1887 г. был при-
нят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость
упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был
переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроиз-
водства, который определил порядок создания и деятельности
коммерческих судов, которые решали все споры, связанные
с торговым оборотом.
Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что
советское государство отказалось от коммерческого права в его
общемировом понимании. В 1917 г. утратили силу все прежние
Уставы, регламентирующие порядок торгового оборота. В совет-
ский период, когда экономика являлась полностью государ-
ственной, появилась идея создания такого коммерческого права,
которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущест-
венно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был
заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, ком-
мерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.
В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право
стало заново развиваться. Становление коммерческого права
в России происходит по мере становления и развития товарного
рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недо-
статочно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого
права. В то же время пробелы и недостатки в правовом регулиро-
вании тормозят развитие коммерческих отношений. В результате
всего этого развитие коммерческого права в России идет очень
медленным темпом.
Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об обще-
правовом классификаторе отраслей законодательства» был утверж-
ден Общеправовой классификатор отраслей законодательства,
где выделено законодательство о торговле.
Принятый в 1994-2001 гг. Гражданский кодекс Российской
Федерации (ГК РФ) совершенствует регулирование имуществен-
ных отношений, тем не менее много видов правовых отношений
в сфере торгового оборота осталось вне пределов регулирования
ГК РФ. Это, например, организация бирж, деятельность посред-
ников, приемка продукции, возврат тары и др. В Российской
Федерации издан Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
«О защите прав потребителей», который предусматривает воз-
можности защиты прав гражданина от злоупотреблений со сторо-
ны производителя.
В настоящее время становление коммерческого права в Рос-
сии продолжается. Во второй половине 2006 г. вступили в силу
федеральные законы: Федеральный закон от 13 марта 2006 г.
№38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№135-ФЗ «О защите конкуренции».
0 коммент.:
Отправить комментарий