Государство стимулирует создание и поддерживает деятель-
ность кооперативов путем выделения им средств из федерально-
го бюджета и бюджетов субъектов РФ для приобретения и строи-
тельства перерабатывающих и обслуживающих предприятий,
создания кредитных и страховых кооперативов на основании раз-
работанных планов и прогнозов развития территорий и целевых
программ, осуществляет научное, кадровое и информационное
обеспечение. В п. 1 ст. 7 ФЗ «О сельскохозяйственной коопера-
ции» закреплены основные направления государственной под-
держки сельскохозяйственной кооперации.
Однако ими такая поддержка не исчерпывается. Высшими ор-
ганами государственной власти и управления РФ принимаются
нормативные акты, содержащие комплекс мероприятий по ра-
звитию агропромышленного комплекса страны в целом, все они
так или иначе затрагивают интересы и сельскохозяйственных ко-
оперативов.
Например, постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 7 февраля 1996 г. № 135 «О мерах по стабилизации эко-
номического положения агропромышленного комплекса Рос-
сийской Федерации в 1996 г.» установлено, что все виды
государственной поддержки из федерального бюджета выплачи-
ваются всем сельскохозяйственным товаропроизводителям неза-
висимо от формы собственности и ведомственной принадлежно-
сти. Сюда включаются, в частности, дотации на развитие племен-
ного животноводства, птицеводства, на приобретение семян
сельскохозяйственных культур высших репродукций, компенса-
ция 25% страховых платежей товаропроизводителям, заклю-
чившим договоры страхования посевов сельскохозяйственных
культур, компенсация до 30% средств землепользователей, затра-
ченных на первичное окультуривание мелиоративных земель,
компенсация части стоимости закупаемых по импорту ветери-
нарных препаратов, химических и биологических средств защиты
растений и др.
Государством устанавливаются и специальные формы содей-
ствия развитию именно сельскохозяйственной кооперации. Су-
щественное влияние на развитие кооперации государство оказы-
вает путем установления льгот по налогам и кредитам.
Обязанности по научному, кадровому и информационному
обеспечению всех сельскохозяйственных товаропроизводителей,
включая сельскохозяйственные кооперативы, возложены на
Минсельхозпрод РФ.
Министерство осуществляет пропаганду научно-технических
достижений, оказывает содействие в освоении передовых техно-
логий и методов хозяйствования, организует информационно-
консультационное обслуживание крестьянских хозяйств и сель-
скохозяйственных кооперативов, обеспечивает подготовку,
переподготовку и повышение квалификации рабочих и специа-
листов сельского хозяйства.
Государство берет на себя также организацию защиты от про-
никновения на территорию России болезней животных и расте-
ний, вредителей, сорняков и других карантинных мероприятий;
обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв.
Для этих целей специально созданы Федеральная служба по вете-
ринарному и фитосанитарному контролю, Россельхознадзор и др.
Все эти органы наделены функциями контроля и надзора
в соответствующих отраслях сельскохозяйственного производ-
ства, имеют право проводить необходимые проверки, запрещать
те или иные виды деятельности, нарушающие установленные
нормы, правила, стандарты; предписания государственных ин-
спекторов по вопросам, входящим в их компетенцию, являются
обязательными для сельскохозяйственных предприятий и орга-
низаций всех организационно-правовых форм, в том числе ко-
оперативов.
При приватизации государственных предприятий по перера-
ботке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сель-
скохозяйственным товаропроизводителям законами и иными
нормативными правовыми актами предусматривается преимуще-
ственное право сельскохозяйственных потребительских коопера-
тивов на участие в приватизации данных предприятий.
Органы государственной власти и органы местного самоупра-
вления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую
и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством РФ. Кооперативы (как про*
изводственные, так и потребительские) не подчиняются никаким ор*
ганизациям.
Но не случайно в п. 3 ст. 7 ФЗ «О сельскохозяйственной кооп-
ерации» особо подчеркивается, что органы государственной вла-
сти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться
в деятельность сельхозкооператива. Такое вмешательство было
нормой в период господства командно-административной систе-
мы, и до сих пор на местах встречаются попытки влияния и давле-
ния на кооперативы.
Установленные законодательством случаи дачи органами вла-
сти и управления распоряжений и предписаний сельскохозяй-
ственным кооперативам связаны, к примеру, с деятельностью Го-
сударственных инспекций, о которых говорилось выше. Кроме
того, Минсельхозпрод России организует ведение бухгалтерского
учета, статистической отчетности и ревизионной работы во всех
сельскохозяйственных организациях, в том числе и в коопера-
тивах.
Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных и иных органов либо их
должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в ре-
зультате ненадлежащего осуществления такими органами либо их
должностными лицами предусмотренных законодательством
обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмеще-
нию этими органами.
Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом
в соответствии с их подведомственностью. Если же незаконными
действиями государственных органов причинен материальный
ущерб, то сельскохозяйственный кооператив имеет право на его
возмещение. Оно гарантировано ст. 53 Конституции РФ: «Каж-
дый имеет право на возмещение государством вреда, причинен-
ного незаконными действиями (или бездействием) органов госу-
дарственной власти или их должностных лиц». Соответствующая
норма содержится и в ч. 1 ст. 16 ГК РФ. Возмещению подлежит
ущерб, причиненный такими нарушениями, как незаконные дей-
ствия государственных органов, органов местного самоуправле-
ния и их должностных лиц, незаконные акты указанных органов,
а также бездействие, т. е. неисполнение обязанностей, возложен-
ных на соответствующий орган.
Под убытками кооператива в соответствии со ст. 15 ГК РФ по-
нимаются расходы, которые он произвел или должен будет произ-
вести для восстановления нарушенного права, утрата или повреж-
дение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые кооператив получил бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упу-
щенная выгода).
Взысканию убытков предшествует оценка судом или арби-
тражным судом законности действия (бездействия) или акта госу-
дарственного органа, органа местного самоуправления. Убытки
подлежат взысканию при наличии вины и доказанности причин-
ной связи между убытками и незаконными действиями (бездей-
ствием) либо актами виновника вреда. Они возмещаются РФ, со-
ответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием
(ст. 16 ГК РФ).
0 коммент.:
Отправить комментарий