Принципиальным отличием человека как вида от остальных
животных является его способность абстрактно мыслить, плани-
ровать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оце-
нивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя
программу выполнения этих планов. Все эти перечисленные ка-
чества человека связаны со сферой его сознания.
Представления о сознании формировались на основе самых раз-
личных подходов, с точки зрения как материалистической, так и иде-
алистической философии. Ни та, ни другая позиции не дали оконча-
тельного ответа и не пришли к единому определению, что такое
сознание. Поэтому в психологии тема сознания является одной из
наиболее сложных. Очень многие крупные психологи как зарубеж-
ных, так и отечественных школ обращались к данной теме.
Сложность в исследовании сознания заключается в том, что
его можно изучать только по данным самонаблюдения, следова-
тельно, невозможно создание объективных методов его исследо-
вания. Кроме того, все психические явления предстают перед че-
ловеком лишь в той степени, в которой они осознаются. Многие из
них могут не достигать порога осознанности. Поэтому данные са-
монаблюдения могут быть искаженными и неточными. И, нако-
нец, третий фактор, затрудняющий изучение сознания, заклю-
чается в невозможности вычленить в нем отдельные временные
интервалы, отдельные единицы исследования, поскольку созна-
ние, когда оно работает (т. е. человек не спит, не находится в об-
мороке и т. п.), является непрерывным потоком и представляет со-
бой параллельное протекание множества психических процессов.
В результате многолетнего изучения проблемы сознания
психологи различных течений составили собственные представле-
ния о нем. Но независимо от того, каких позиций придерживались
исследователи, с понятием сознания они неизменно связывали на-
личие у человека рефлексивной способности, т. е. возможности
сознания познавать другие психические явления и самого себя.
Именно наличие у человека такой способности обусловливает су-
ществование и развитие психологии как науки, поскольку без воз-
можности рефлексии весь пласт психических явлений был бы не-
доступен познанию и изучению. Проще говоря, без рефлексии чело-
век, как любое другое животное, даже не знал бы о том, что у него
есть психика.
В отечественной психологии принято определять сознание как
высшую форму обобщенного отражения объективных устойчивых
свойств и закономерностей окружающего мира, присущую только че-
ловеку как общественно-историческому субъекту. Оно способствует
формированию у человека внутренней модели внешнего мира, что
является необходимым условием для познавательной деятельности
человека и его деятельности по преобразованию окружающей дей-
ствительности.
Сознание не дается человеку автоматически при его рожде-
нии, оно развивается в ходе его взаимодействия с другими людь-
ми, в ходе усвоения социального опыта.
Таким образом, правомерно утверждать, что оно рождается
в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Кроме того, необходимо отметить, что индивидуальное сознание
может формироваться и развиваться только в неразрывной связи
с общественным сознанием. Человек не может полноценно суще-
ствовать вне жизни общества и вне системы социальных отношений.
Поэтому он овладевает сознанием как идеальной формой отраже-
ния лишь в процессе включения в реальную жизнь и деятель-
ность. Не овладев данной формой, человек не может развиваться как
личность. При этом процесс интериоризации (т. е. перехода внешней
деятельности во внутреннюю) не является переходом ее в заранее су-
ществующий план сознания. Этот внутренний план не дан человеку
априори. Процесс интериоризации создает этот план.
Из вышесказанного следует, что в фило- и онтогенетическом
процессе развития сознания важнейшую роль играет человече-
ская деятельность.
Понятие «деятельность» в строгом смысле применимо лишь
относительно человека, по отношению к животному оно условно
и подразумевает «жизнедеятельность». Человеческая трудовая
деятельность и сознание в филогенезе взаимно влияют друг на
друга. Совместная деятельность людей представляла собой труд
по созданию конкретных продуктов производства — сначала эле-
ментарных, затем все более сложных. Этот процесс требовал соз-
нательного предвосхищения результатов деятельности. Необходи-
мое для труда, оно в труде и формировалось. Начинается взаимное
развитие сознания и деятельности с момента, когда человек соз-
дает первое орудие труда. Именно здесь проявляется характерная
для трудовой деятельности человека целенаправленность действия,
основывающегося на предвосхищении результата и совершающе-
гося в соответствии с целью. Это является наиболее существенным
проявлением сознательности человека, которая коренным образом
отличает его деятельность от несознательного, инстинктивного по
своей сути поведения животных.
Важное отличие человека от животного заключается в его спо-
собности не просто создавать, но и сохранять орудия, тогда как жи-
вотное может применить орудие только в конкретной наглядно-дей-
ственной ситуации. Об этом свидетельствуют многочисленные
эксперименты с обезьянами. Обезьяна может применить длинную
палку, чтобы дотянуться до интересующего ее предмета (скажем,
банана) или сбить его с потока клетки. Но, использовав палку, об-
езьяна тут же перестает воспринимать ее как орудие, может выбро-
сить или сломать ее, а в другой раз в подобной ситуации опять бу-
дет действовать методом проб и ошибок. У человека в сознании
фиксируется необходимость сохранить орудие труда. Затем, в слу-
чае его утери, он создаст подобное ему. Потом он усовершенствует
орудие применительно к цели действия, обменяется приобретенны-
ми навыками с другими людьми и т. д. Это описание схематично,
однако оно дает представление, каким образом в ходе предметной
трудовой деятельности у человека формируются память, мотива-
ционная сфера, как наряду с наглядно-действенным мышлением на-
чинает формироваться наглядно-образное и абстрактное мышление,
т. е. важнейшие психические процессы из сферы сознания.
Еще одним важным фактором в развитии сознания является
формирование и развитие языка. Именно благодаря языку прои-
зошло коренное изменение отражательных способностей челове-
ка. Становится возможным отражение реальности в человеческом
мозгу не только в виде образов, но и в словесной форме. Это по-
зволяет планировать свои действия, ведь, оперируя только образа-
ми, это крайне затруднительно. Благодаря языку человек получает
возможность обмена опытом и знаниями с другими людьми. Но-
вые поколения могут в концентрированном виде получать опыт
предыдущих. Человек приобретает возможность получить знания
о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
Обобщая вышеописанное взаимодействие сознания человека,
его деятельности и языка, можно выделить стадии развития соз-
нания.
1. Начальная стадия, когда сознание существует лишь в форме
психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир.
2. На следующем этапе развития объектом сознания становится
также деятельность. Человек начинает осознанно относиться к дей-
ствиям других людей и к своим собственным действиям. Это тесно
связано с процессом формирования языка, который дает обозначе-
ния предметам и действиям.
3. Осознание предметных действий приводит к интериоризации
внешних действий и операций, переходу их в план сознания в сло-
весно-логической форме. Вместо разрозненных образов у человека
формируется целостная внутренняя модель реальности, в кото-
рой можно мысленно действовать и планировать деятельность.
В структуре сознания отечественные психологи вслед за
А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем
мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными
для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: созна-
ние — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное созна-
ние не может развиваться обособленно от общественного сознания
и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей
формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все
познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мы-
шление, воображение, с помощью которых человек непрерывно
пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого
из познавательных процессов автоматически становится наруше-
нием сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом
и объектом, между «я» и «не я». Человек — единственное сущест-
во, которое способно выделить себя из остального мира и противо-
поставить себя ему. На начальной стадии своего развития человече-
ское сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения
органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами,
осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет
себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою пси-
хическую деятельность на самого себя. Это означает, что в струк-
туру сознания входят самосознание и самопознание — способ-
ность производить сознательную оценку своего поведения, своих
индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных от-
ношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания
происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза
каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей
деятельности человека. По окончании трудового процесса дости-
гается реальный результат, который в идеальной форме уже был
сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был на-
чат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей
деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал
действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему
свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии
ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соот-
ветствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осу-
ществлении целеполагающей деятельности, ее координации и на-
правленности является одним из видов нарушений сознания.
4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера челове-
ка. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в меж-
личностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на
явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоцио-
нальные оценки и реакции человека адекватны, это способствует
регулированию его психических процессов и поведения, коррек-
ции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душе-
вных заболеваниях нарушение сознания выражается расстрой-
ством именно в сфере чувств и отношений.
Кроме перечисленных характеристик, в структуре сознания ряд
исследователей (В. П. Зинченко и его последователи) выделяют
два слоя — бытийный и рефлексивный. Бытийный — это «созна-
ние для бытия», а рефлексивный — «сознание для сознания».
К бытийному слою относятся:
1) сенсорные образы;
2) биодинамические характеристики движений;
3) опыт действий и навыков.
Посредством бытийного сознания решаются комплексные за-
дачи поведения и деятельности человека. Это связано с тем, что
в каждой конкретной ситуации поведения для максимальной эф-
фективности поведенческой реакции должна происходить актуа-
лизация необходимого именно в данный момент сенсорного обра-
за и нужной двигательной программы. Например, переходя дорогу,
человек замечает вывернувшую из-за угла машину. У него про-
исходит распознавание данного предмета путем сопоставления
с имеющимся в сознании образом, в соответствии с сенсорным
опытом он оценивает скорость движения машины, расстояние
до нее и в зависимости от этой оценки актуализирует оптималь-
ную программу движения — ускоряет шаг либо останавливает-
ся и пропускает машину. Казалось бы, такая элементарная задача.
Но она является комплексной и сложной, поскольку содержит
столько составляющих ее операций бытийного сознания, и реше-
ние ее происходит за крайне малый промежуток времени.
С бытийным сознанием соотносятся и мир предметной и производ-
ственной деятельности, и мир представлений, воображений, и куль-
турных символов и знаков. Мир же идей, понятий, житейских и науч-
ных знаний относится к сознанию рефлексивному.
Рефлексивное сознание включает в себя значения и смыслы.
Можно считать, что бытийный слой сознания является основой
рефлексивного, содержит в себе его истоки, поскольку значения
и смыслы зарождаются в бытийном слое.
Значение — это объективное содержание общественного созна-
ния, усваиваемое человеком. Значения выражаются словами и могут
содержать абстрактные образы (в отличие от сенсорных образов бы-
тийного сознания), житейские и научные понятия, операционное
и предметные значения, образы предметных действий. Ведь слова,
язык не являются только средством общения. Это носители абстракт-
ной (словесно-логической) формы мышления. Именно эта форма от-
вечает за создание значений и смыслов.
Смысл — это субъективная интерпретация человеком объектив-
ных значений. Смыслы связаны с процессом понимания людьми
друг друга и процессом усвоения новой информации. Непонимание
может быть вызвано существенными различиями в интерпретации
значений, т. е. когда одно и то же значение для разных людей име-
ет разные смыслы. В качестве примера можно привести непонима-
ние между представителями поколения родителей и детей, и тем бо-
лее дедов и внуков в связи с существенным изменением смыслов
у каждого нового поколения — взять хотя бы молодежный жаргон
или специфический язык «компьютерного» поколения. Наибольшая
идентичность смыслов существует на уровне научных понятий, но
и здесь возможны разночтения не только в разных областях научных
знаний, но и между представителями различных позиций в одной
науке (в этом можно убедиться и на примере психологии). Процессы
взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значе-
ний и означивание смыслов) являются средством повышения кон-
структивности диалога и уровня взаимопонимания.
К функциям сознания относятся следующие.
1. Функция отражения.
2. Функция целеполагания.
3. Творческая функция (творчество есть путь и средство само-
познания и развития сознания человека через восприятие им своих
собственных творений).
4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.
5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.
6. Духовная функция — обусловливающая становление инди-
видуальности и развитие духовности.
7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризую-
щей сознание функцией.
Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление
о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосозна-
ние, сами процессы рефлексии.
Говоря о механизмах сознания, не следует иметь в виду исключи-
тельно мозговую деятельность конкретного индивида. Мозг является
биологической основой психики и сознания. Но сознание — продукт
взаимодействия многих систем. Это и сам индивид, и социальные
группы, в которых он формируется как личность, и общество в кон-
кретной исторической ситуации, и весь путь культурно-историческо-
го развития человечества. Важным свойством этих систем является
возможность создания новообразований в сознании, которые не мо-
гут быть сведены к тем или иным компонентам исходной системы.
Сознание выступает как важный функциональный орган взаимодей-
ствия этих систем. Свойствами сознания как функционального орга-
на являются:
1) реактивность (способность к реагированию);
2) чувствительность (способность чувствовать и сочувство-
вать);
3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а так-
же самосознание как возможность вести внутренний диалог
с собой);
4) полифоничность (множественность протекания психиче-
ских процессов одновременно);
5) спонтанность развития (сознание каждого человека уни-
кально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловли-
ваться ни индивидными качествами, ни воздействием социаль-
ной среды — вмешивается нечто, не поддающееся контролю
и классификациям, и именно это составляет загадку человека,
над которой бьются психологи и философы, богословы и ан-
тропологи).
0 коммент.:
Отправить комментарий