Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos
(этос). Сначала под этосом понималось место совместного
проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы.
Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при-
роду какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Напри-
мер, Гераклит считал, что этос человека — это его божество.
Такое изменение смысла понятия выражало связь между кру-
гом общения человека и его характером.
Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в упо-
требление прилагательное «этический» с той целью, чтобы
обозначить особенный класс человеческих качеств, которые
он назвал этическими добродетелями. Этические добродете-
ли, таким образом, являются свойствами человеческого ха-
рактера, его темперамента, душевными качествами.
Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств
тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей,
свойств ума. В частности, страх является природным аффек-
том, а память — свойством ума. Свойствами характера можно
при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для
обозначения системы этических добродетелей как особой
сферы знания и для выделения этого знания как самостоя-
тельной науки Аристотель и ввел термин «этика».
Для более точного перевода аристотелевского термина
«этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел
термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова
«mos» (mores — множественное число), которое, как и в грече-
ском, использовалось для обозначения характера, темпера-
мента, моды, покроя одежды, обычая.
Цицерон, например, рассуждал о моральной философии,
имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал
этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин
«moralitas» (мораль), который является непосредственным
аналогом греческого понятия «этика».
Эти слова, одно греческого, другое латинского происхож-
дения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде
языков появились свои собственные слова, которые обознача-
ют то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мо-
раль». В русском языке таким словом стало, в частности,
«нравственность», в немецком языке — «Sittlichkeit». Эти тер-
мины повторяют историю появления понятий «этика» и «мо-
раль» от слова «нрав».
Таким образом, в своем первоначальном значении «этика»,
«мораль», «нравственность» — три разных слова, хотя они и яв-
лялись одним термином. Со временем ситуация изменилась.
В процессе развития философии, по мере выявления своеоб-
разия этики как области знания, за этими словами начинают
закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего подразумевается соответ-
ствующая область знания, наука, а под моралью (или нрав-
ственностью) — изучаемый ею предмет. Хотя у исследовате-
лей возникали различные попытки разведения терминов
«мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью
понимал субъективный аспект поступков, а под нравственно-
стью — сами поступки, их объективную сущность.
Моралью он называл, таким образом, то, какими видит по-
ступки человек в его субъективных оценках, переживаниях
вины, умыслах, а нравственностью — то, чем на самом деле
являются поступки личности в жизни семьи, государства, на-
рода. В соответствии с культурно-языковой традицией часто
понимаются под нравственностью высокие основополагаю-
щие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исто-
рически очень изменчивые нормы поведения. В частности,
заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила
школьного учителя — моральными.
В целом в общекультурной лексике все три слова продол-
жают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Напри-
мер, в разговорном русском языке то, что называют этически-
ми нормами, с таким же правом может именоваться
моральными или нравственными нормами. В языке, который
претендует на научную строгость, важный смысл придается
прежде всего разграничению понятий этики и морали (нрав-
ственности), но и оно не полностью выдерживается. Так, по-
рой этику как область знания называют моральной (нрав-
ственной) философией, а для обозначения некоторых мораль-
ных (нравственных) явлений используют термин «этика»
(например, экологическая этика, этика бизнеса).
В лекциях мы будем придерживаться положения, что «эти-
ка» — это наука, область знания, интеллектуальная традиция,
а термины «мораль» или «нравственность» употреблять -----как си-
нонимы и понимать под ними то, что изучается этикой, ее
предмет.
0 коммент.:
Отправить комментарий