Анализ итогов реформ в современной России показывает, что
усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей,
направленных на максимальное использование имеющегося на-
учно-технического и производственного потенциала, сохранение
человеческого капитала, обеспечение широкой социальной под-
держки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы
проведения активной институциональной, промышленной и со-
циальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития — баланс госу-
дарства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмеши-
ваться или нет государственной власти в сферу экономики. Ми-
ровой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться
в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
Государство формирует такую основу для развития, защищая
и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регу-
лирующие системы, содействуя эффективной предприниматель-
ской деятельности граждан и сохранению окружающей среды.
Воздействие государства может осуществляться в виде регулиро-
вания частной активности, принимать форму финансовой под-
держки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения
границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» приз-
наков выхода из кризиса.
В широком смысле государственное регулирование экономи-
ки, как правило, ограничено двумя видами — финансовым, в осно-
ве которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным
(монетаристским). При формировании рыночной модели хозяй-
ствования должна быть создана двухуровневая система управления
экономикой — на уровне государства, основанная на подчинении,
и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных вза-
имоотношениях.
Современная мировая экономическая мысль выделяет сле-
дующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инно-
ваций, содействующих изменениям в способе экономического
роста. Это преобразования в области отношений найма, которые
могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего спо-
соба экономического роста, форм внутренней организации
и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление
сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.
Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста
определяется не силой государства, а эффективность косвенного
воздействия и регулирования институциональных форм в рыноч-
ной среде, стимулирования конкуренции, завершения структур-
ной перестройки экономики. За кризисом, представляющим со-
бой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру
прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня
развития национальной хозяйственной системы.
Эта функция государства реализуется путем развития демо-
кратии, поддержания социально ориентированного характера ре-
форм, осуществления политики в интересах общества в целом,
а не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государ-
ственной власти в структурный механизм общества, предпола-
гающий регулярную смену администраций в соответствии с во-
лей избирателей и защищающий общество от монополизации
власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государ-
ственного и общественного контроля за властью. Для приведения
в действие социальных факторов, получения их максимальной
отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законода-
тельной базы и эффективных механизмов исполнения всеми за-
конов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение
социальных противоречий, поддержание экономической безо-
пасности, политической стабильности, ориентации на правовую
защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.
Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Фе-
дерации федеральная собственность передается предприятиям на
праве хозяйственного ведения, учреждениям — на праве опера-
тивного управления. Это прежде всего контроль за тем, как эта
собственность используется, в отношении предприятий — эф-
фективно или нет, учреждений — по назначению или нет. При
умелой постановке дела появляется возможность мониторинга
финансового состояния предприятия.
Во-вторых, это предприятия с государственной долей в устав-
ном капитале. Они также являются объектами воздействия со
стороны государства путем включения в органы управления этих
предприятий представителей государства.
Но институт представителей государства в органах управления
предприятий не всегда оправданно формировать только из госу-
дарственных служащих — специалистов министерств и ведомств,
нужно, чтобы представитель государства в органе управления
предприятием был хорошим менеджером, владел методами ис-
следования систем управления.
В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом.
Это золотой фонд государственной собственности, который всег-
да в цене и должен постоянно эффективно функционировать.
К сожалению, до последнего времени распространенным дей-
ствием остается избавление от недвижимости для покрытия де-
фицита бюджета. Между тем более эффективным может быть
путь регулирования через систему национального имущества,
в организации использования этого имущества на условиях арен-
ды. Этот способ регулирования служит преградой для превраще-
ния предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими
производственных и хозяйственных функций и массовыми
увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью госу-
дарства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере дей-
ствуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят
противоречивый характер и не способствуют эффективному ра-
звитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле го-
сударственного регулирования находятся отношения собствен-
ности в регионах. Формально перевести недвижимость одной
формы собственности в другую не является проблемой, добиться,
чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работ-
ника, предприятия и государства. На практике же превалирует
передача федеральных предприятий в собственность субъектов
Российской Федерации в счет погашения долга государства их
бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие —
имущество, имеющее определенную стоимость.
0 коммент.:
Отправить комментарий