Владимир Сергеевич Соловьев, который поставил перед со-
бой задачу формирования идеализма нового типа (синтетиче-
ского, практического, гуманизированного), стремился обосно-
вывать концепцию абсолютного синтеза, основным принципом
которого является «положительное всеединение» (по В. С. Со-
ловьеву, это «полная свобода составных частей в совершенном
единстве целого»).
Данный принцип предоставляет возможность созидания
«цельного знания» (соединения веры, творчества, интуиции),
а результатом его осуществления становится «теософия».
Главная часть теософии В. С. Соловьева — этика и ее понима-
ние философом как полного начала в синтезе нравственности
с человеком (субъективная этика) и с обществом (объективная
этика). Основную роль в этическом исследовании, по опреде-
лению В. С. Соловьева, играет нравственная деятельность, ко-
торая должна быть исследована как с внутренней, так и с внеш-
ней стороны.
Первый вид деятельности может быть реализован в богоче-
ловеке, а второй — в богочеловечестве. В результате этика об-
условливает идеалы и условия реализации как идеальной лич-
ности, так и «долженствующего быть» человеческого обще-
ства.
В своем философском труде «Оправдание добра» Соловьев
выдвинул идеи о трех основаниях морали, а именно о том, что
ее составляющие: стыд, благоговение, жалость, о значении со-
вести и любви в нравственной деятельности, о главных прин-
ципах морали (богопочитание, аскетизм, альтруизм). Основ-
ной темой этики он считал вопрос о смысле и цели жизни
человека. Ученики В. С. Соловьева продолжили традиции, ко-
торые он заложил, но уже с несколько другими акцентами, ко-
торые усиливают значение не социальной, а религиозной
обоснованности морали. «Нравственность коренится в рели-
гии. Внутренний свет, в котором совершается различе-
ние добра и зла в человеке, — исходит от ”Источника све-
тов”» (С. Н. Булгаков).
24 июн. 2011 г.
Home »
» Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
0 коммент.:
Отправить комментарий