24 июн. 2011 г.

. Предпринимательская (деловая) этика

Предпринимательская (деловая) этика — специфическая
подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной
деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также на-
зывают этикой бизнеса. Предпринимательством принято по-
лагать такой тип хозяйствования, который опирается на:
1) экономическую свободу выбора направленности дея-
тельности, ее планирования, управления и организации;
2) наличие прав собственника на средства производства,
а также на продукцию;
3) получаемый доход, что предполагает наличие рыночно-
конкурентной среды деятельности и должного нравствен-
но-психологического климата в обществе, который обес-
печивает данную деятельность необходимым уровнем
свободы выбора в отношениях с другими агентами товар-
ного производства.
С предпринимательством связывают и характерный мен-
тальный настрой, который «воодушевляет» производство
и коммерцию, деятельность обслуживающих их институтов
(банков, брокерских контор, бирж, страховых обществ и т. п.),
своеобразный стиль хозяйственного поведения, «дух капита-
лизма», о котором писали М. Вебер, Э. Трёльч, Т. Парсонс
и многие другие исследователи. «Экономический человек»,
предприниматель, не может не считаться с социальными,
в том числе и нравственными нормами, с принятыми им пове-
денческими образцами культуры.
При этом возможен вариант ориентации только на внеш-
ние ограничители активности, а также сведение их ценност-
ной значимости до уровня этикетных правил и, таким обра-
зом, переоценка роли собственно нравственных соображений.
Очень возможен и вариант опоры на внутренние побужде-
ния, т. е. сознание долга и нравственные чувства (например,
добрая воля, совесть, симпатии и т. д.).
В этом случае и возникает предпринимательская этика,
а общая сумма жизненных установок, ценностных ориента-
ций, соответствующей мотивации создает профессиональный
этос капиталистического хозяйствования.
Этику и этос предпринимательства считают нравственно
положительными социализированными личностными ориен-
тациями и побуждениями, не допуская сведения их к полному
эгоизму и своекорыстию, осуждая ограничение рациональных
подходов одними только соображениями максимизации при-
были. Индивидуалистические ориентации и побуждения
лишь тогда способны приобрести моральную значимость, ког-
да они, с одной стороны, основываются на мотивах жизненно-
го призвания, служения делу путем увеличения эффективности
общественного капитала, с другой — связаны с пристрастием
к правилам «честной игры» на рынке, которая контролируется
с помощью санкций общественного и группового мнения.
Экономисты не имеют единого мнения в конкретных
истолкованиях данного вопроса. Например, М. Фридмэн и его
школа полагают морально допустимыми поступки предприни-
мателей, если они направлены на достижение прибыли и не
вступают в конфликт с правовыми ограничениями. В то же
время Ф. Хайек и его последователи утверждают, что нормы
и правила «честной игры», эталоны экономического поведе-
ния не должны толковаться ситуативно, так как имеют харак-
тер безусловного приказа. Правовые обязательства предпри-
нимателя (уплата налогов, выполнение контрактов или
долговых обязательств, обеспечение определенных условий
труда и мер по экологической безопасности, требований доб-
росовестной конкуренции, поддержание деловой репутации
и т. п.) получают дополнительную значимость в качестве мо-
рального долженствования, без которого одна только право-
вая регуляция оказывается недостаточным барьером для про-
тивоправного и аморального поведения.
Предпринимательская деятельность служит общественно-
му благу не только в экономическом, но и в нравственном
плане, поскольку только социум с динамично развивающейся
экономикой может быть процветающим.
Кроме вполне естественного стремления к результативно-
сти и прибыли у предпринимателя могут быть и другие лич-
ные мотивы активности, имеющие нравственный смысл:
стремление к независимости от опеки разного вида, самореа-
лизации, склонность к благотворительности, желание помочь
конкретным людям, их объединениям и т. п.
Предпринимательская этика обосновывает, оправдывает
и поощряет эгоизм как ориентацию на собственный интерес
и выгоду, так как они осуществляются в общественно задан-
ных рамках хозяйственного поведения.
Необходимо отличать честный эгоизм (а именно эгоизм
в рамках честной игры за рыночный успех) как норму пред-
принимательской этики от негативных изменений этой нор-
мы. Попрание ценностей общественной нравственности без
особого труда отыскивается во всех видах человеческой дея-
тельности, и предпринимательство здесь не исключение.
И в практике совершенно зрелого бизнеса нарушаются
нормы, ценности, запреты и дозволения предприниматель-
ской этики, которой приходится существовать в сфере повы-
шенного морального риска.
И в самых передовых странах бизнес и сегодня сопровож-
дается порой актами мошенничества, «сбрасывания ответ-
ственности», необузданного (не соблюдающего оговоренные
правила) эгоизма, который не способен справиться с искуше-
нием власти денег, давлением доводов циничной наживы,
бессердечности, печального прагматизма.
Рыночный механизм не обязательно бывает справедли-
вым, награждая, как в нравоучительном рассказе, достойных,
умелых, предприимчивых, и карая недостойных, безответ-
ственных. В известном смысле рынок — это необходимое зло,
аналогичное любому другому хозяйственному механизму,
и все же меньшее зло, так как не может быть результативной
экономики, движущей силой которой были бы не интересы,
не представления выгоды, а тяга к умозрительной справедли-
вости и любви к ближнему.
В отличие от Западной Европы, где в основании предпри-
нимательской этики находились менталитет средневековых
городов, этос капитализма и особенно этика протестантизма,
в России духовными истоками данной этики оказались слу-
жебные этосы сословного общества, которые и содействовали
становлению очень важных для предпринимательской дея-
тельности моральных качеств и черт характера.
Такими качествами являются: верность долгу, принятие
воздержания и бремени государственных обязанностей, дис-
циплинированность, упорство в труде и т. п. Вместе с тем те
же этосы задерживали формирование существенных для пред-
принимательской этики формул частной жизни, личного ус-
пеха, персональной ответственности, достоинства.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.