Внимание представляет собой один из важнейших психиче-
ских процессов. Оно не является самостоятельной формой отраже-
ния или познания. Его обычно относят к области явлений воспри-
ятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на
определенном объекте. Таким объектом может являться как кон-
кретный предмет, так и идея, образ, событие, действие. Таким об-
разом, внимание является механизмом выделения из всего прост-
ранства восприятия какого-либо одного объекта и фиксирования
восприятия на нем. Оно обеспечивает продолжительное сосредо-
точение психической активности на данном объекте.
В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие,
память, мышление и т. п.) внимание не имеет своего специфическо-
го содержания — оно проявляется внутри этих процессов и неотде-
лимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психи-
ческих процессов. Следовательно, можно говорить, что оно тесно
связано со всеми психическими процессами. Так, например, у чело-
века, что-либо слушающего либо наблюдающего некий объект,
внимание связано непосредственно с восприятием, если человек за-
поминает информацию — с памятью, если человек обдумывает
что-либо — с мыслительными процессами и т. д.
В функции внимания входят активизация психических и фи-
зиологических процессов, необходимых для сосредоточения на
данном объекте, и торможение процессов, мешающих этому. Вни-
мание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор
информации, поступающей от органов чувств.
Внимание — это направленность сознания на определенные
объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную
значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повы-
шенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной
активности.
Относительно физиологических основ внимания в психологии
было много споров. Физиологическая интерпретация внимания
интересовала ученых на протяжении всего времени исследования
этого процесса. В современной отечественной психологии приня-
та интерпретация А. А. Ухтомского. Он высказал мнение, что на
уровне физиологических процессов внимание представляет собой
доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного
мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуж-
дения в соседних участках.
За общий уровень внимания отвечают восходящая и нисхо-
дящая части ретикулярной формации — совокупности структур
в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень
возбудимости и тонуса ниже- и вышележащих отделов централь-
ной нервной системы, включая кору больших полушарий. Раздра-
жение восходящей части ретикулярной формации приводит к воз-
никновению быстрых электрических колебаний в коре головного
мозга. Это повышает подвижность нервных процессов и снижает
порог чувствительности.
Выделяют ряд функций внимания. Прежде всего это отбор зна-
чимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соот-
ветствующих данной деятельности, воздействий и игнорирование
других — несущественных, побочных воздействий. Далее выделя-
ется функция удержания объектов данной деятельности (сохране-
ние в сознании образов или определенного предметного содержа-
ния) до тех пор, пока не завершатся акт поведения, познавательная
деятельность, пока не будет достигнута цель. Регуляция и кон-
троль протекания деятельности являются функцией, венчающей
процесс внимания.
Надо отметить, что внимание может проявляться в сенсорных,
мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсор-
ное внимание связано с восприятием различных раздражителей.
Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание — по типу
воспринимающих анализаторов. Объектами мыслительного внима-
ния являются идеи, мысли, объектами мнемического внимания —
воспоминания, двигательного — движения. На настоящий момент
наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, ха-
рактеризующие внимание, получены при исследовании именно
этого типа внимания.
По параметру целенаправленности выделяют три вида внима-
ния. Первый — непроизвольное внимание. Этим термином называ-
ют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий
и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания.
Он характеризуется пассивностью по отношению к объекту.
Объект в данном случае не имеет отношения к целям деятель-
ности человека в текущий промежуток времени. Сами раздражите-
ли внешней среды запускают механизм непроизвольного внимания.
Его возникновение зависит от физических характеристик раздражи-
теля, таких как интенсивность, длительность, контрастность с об-
щим фоном восприятия, внезапность появления на общем фоне вос-
приятия. Эти факторы могут действовать как поодиночке, так и в
различных сочетаниях. Например, целью деятельности работника
по озеленению парка в некоторый промежуток времени являлась
высадка цветочной рассады вдоль аллеи парка. Общим фоном вос-
приятия были утренняя тишина парка и зелень рассады. Вдруг на
аллею парка с сильным ревом на большой скорости въезжает крас-
ный спортивный автомобиль (ситуация, конечно, гипотетическая).
В этом случае факторами, включившими механизм непроизвольно-
го внимания, будут внезапность, контрастность цвета, интенсивность
звукового раздражения. Физиологической основой непроизвольного
внимания является ориентировочная реакция — реакция на новизну
стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «Что такое?».
Второй вид внимания — произвольное. Оно возникает в слу-
чае, когда направленность и сосредоточенность внимания связаны
с сознательно поставленной человеком целью. Произвольное вни-
мание требует от человека волевых усилий, оно носит активный
характер. Это сознательно организованный психический процесс
с намеренной актуализацией волевых компонентов личности. Он
характеризуется сложной структурой, определяемой социально
обусловленными формами и способами поведения. Чаще всего
произвольное внимание связано с процессом обучения или трудо-
вой деятельностью. Волевые акты, включающие этот вид внима-
ния, часто сопровождаются внутренней речью, дающей самоуста-
новку субъекта сконцентрировать внимание именно на данном
объекте. Например, объектом произвольного внимания вышеупо-
мянутого озеленителя является соблюдение равных промежутков
при высаживании рассады.
И, наконец, третий вид внимания — послепроизвольный. Со-
гласно определению Н. Ф. Добрынина данный вид внимания воз-
никает в случае, когда данный вид осознанной и целенаправлен-
ной деятельности достигает автоматизма. В этом случае каждая
операция уже существует целостно. В сознании она не распадает-
ся на отдельные действия. При этом сохраняется соответствие на-
правленности деятельности и ее целей. Но только выполнение дея-
тельности не требует такого напряжения волевых и мыслительных
процессов, как при внимании произвольном. Берем все тот же при-
мер с работником по озеленению. Теперь их будет двое — один
начинающий, а другой опытный. Начинающий должен включить
механизм произвольного внимания, чтобы не допустить ошибки.
У опытного уже, что называется, рука набита. Он выполняет свою
работу автоматически. Это не требует большого напряжения вни-
мания — руки «сами делают», включение мыслительных и воле-
вых процессов здесь сведено к минимуму. Формирование постпроиз-
вольного внимания помогает сбережению энергетических ресурсов
организма.
Внимание обладает несколькими основными свойствами. Это
объем, устойчивость, избирательность, концентрация, распреде-
ление, переключение и отвлекаемость.
Объем — это то количество объектов, которое может восприни-
маться одновременно или за короткий промежуток времени. Экс-
периментальным путем установлено, что таких объектов бывает
в среднем 7. Исследования объема внимания производились при по-
мощи тахистоскопа. Это прибор, позволяющий предъявлять зри-
тельные стимулы (цифры, буквы, изображения предметов) на огра-
ниченные, иногда очень короткие, промежутки времени. В основу
изобретения этого прибора легло следующее рассуждение. Вначале
надо установить, какое минимальное время требуется для восприя-
тия одной единицы внимания, т. е. одного объекта (так называемое
время предъявления). Затем в этот интервал времени предъявить не
один объект, а различное их количество, чтобы выяснить, сколько
из них могут быть охвачены вниманием за время, достаточное для
одномоментного схватывания.
Впервые идея этого прибора была предложена В. Вундтом —
на механической основе. Впоследствии, с возникновением элект-
ронно-вычислительной техники был создан тахистоскоп, дейст-
вующий на электронной основе.
Было также установлено, что если предъявляемые элементы
формировать в группы, то вниманием будут фиксироваться 7 групп.
Следовательно, если, например, предъявлять отдельные буквы, то
будет зафиксировано 7 букв, если из букв составить слоги, то вни-
мание воспримет 7 слогов. То же с цифрами и числами, то же с про-
стыми и составными картинками. Кроме того, был выявлен факт,
что разрозненные объекты, например произвольные сочетания
букв, фиксируются в меньшем объеме, а осмысленные сочетания
(в данном случае слова) — в большем.
Ограниченность объема внимания обусловливает тот факт, что
часть воспринимаемых объектов входит в зону внимания, а осталь-
ные остаются фоном. Это свойство внимания и называется избира-
тельностью. В случае непроизвольного внимания на избиратель-
ность влияют характеристики раздражителей, уже рассмотренные
выше. При включении произвольного внимания из фона выбирают-
ся объекты с осознанно заданными параметрами. Избирательность
внимания имеет количественную и качественную характеристики.
Первая обусловливает скорость осуществления выбора объекта из
фона, вторая — точность, т. е. степень соответствия заданным пара-
метрам.
Под устойчивостью понимают способность человека сосредота-
чиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности
психической активности. Устойчивость характеризуется временны-
ми параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности
на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Факто-
ром, существенно влияющим на устойчивость внимания, является
интерес к объекту. Кроме того, для создания устойчивого внимания
необходимы яркость впечатлений от объекта или разнообразие дей-
ствий, производимых с ним. При отсутствии данных условий устой-
чивость заметно понижается.
Концентрация внимания — это та же устойчивость, но при на-
личии помех. Например, длительность сосредоточения на чтении
текста зависит от устойчивости внимания, а длительность того же
сосредоточения на фоне громко работающего музыкального ра-
диоканала — от степени концентрации.
Распределение внимания — это свойство, которое характери-
зуется способностью человека сосредотачиваться на нескольких
объектах одновременно. Пример — воспитатель детского сада, кото-
рый должен удерживать в поле внимания всех детей своей группы.
Кстати, именно поэтому считается, что группа в детском саду или
лагере летнего отдыха должна состоять не более чем из 8—9 детей,
иначе воспитатель или вожатый не смогут эффективно контролиро-
вать поведение каждого.
Переключение — свойство, обусловливающее перемещение
внимания с одного объекта на другой. Легкость или трудность пе-
реключения зависят как от характеристик объектов внимания,
так и от индивидуальных особенностей человека. В частности,
от подвижности нервной системы (параметры скорости перехо-
да от возбуждения к торможению и обратно) и от личностных
особенностей — степени заинтересованности в объектах, уровня
мотивации, активности и т. п. Различают переключение внима-
ния преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроиз-
вольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождает-
ся участием волевых усилий человека.
Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение
внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при воздей-
ствии на человека посторонних раздражителей в то время, когда
он занят какой-либо деятельностью. Отвлекаемость бывает внеш-
ней и внутренней. Внешняя возникает при воздействии внешних
раздражителей. При этом произвольное внимание сменяется не-
произвольным. Внутренняя отвлекаемость бывает вызвана либо
сильными эмоциями, переживаниями, не связанными с текущей
деятельностью, либо отсутствием интереса к данной деятельности.
Все перечисленные свойства внимания представляют собой функ-
циональное единство. Их разделение является только приемом экспе-
риментальной психологии, которая изучает свойства внимания, в ла-
бораторных условиях изолируя каждое по мере возможности.
Важная роль внимания в процессах отражения и познания сде-
лала это понятие особенно спорным. О его сущности дискутирова-
ли представители различных психологических школ и течений на
протяжении многих десятилетий. Представления о внимании ме-
нялись подобно раскачивающемуся маятнику — из одной крайней
точки в другую.
Ассоционизм — течение в английской эмпирической пси-
хологии — вообще не включал внимание в систему психоло-
гии. Ведь внимание — это избирательное отношение личности
к объекту. А представители этого течения отрицали и личность,
и объект восприятия — в их интерпретации сознание сводилось
лишь к представлениям и их ассоциации.
Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает
занимать все более значительное место в психологии. Оно служит
для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие ис-
пользуется для преодоления ассоционистского подхода, сводяще-
го сознание к механическим связям ощущений и представлений.
Однако при этом внимание преимущественно рассматривается
как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила,
которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал.
Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает
реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов (Фуко, Делевр
и др.) вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее ради-
кальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психоло-
гии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии.
Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения
психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо,
а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс
внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежа-
щая представителям гештальтпсихологии, сводила явление внима-
ния к структурности сенсорного поля.
Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс)
усматривали сущность внимания исключительно в волевом процес-
се. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непрои-
звольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное
мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключи-
тельно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие
произвольного внимания — ведь оно может включаться и вопреки
эмоциям.
Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости
и учение А. А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре
головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках)
положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали
физиологическое обоснование явлений внимания.
Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950—нача-
ле 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания —это
концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных со-
бытиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наме-
тилось пять направлений: избирательность и пропускная способность
внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление
вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте
сознания в целом.
Первое направление установило, что мы можем обращать вни-
мание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.
Второе направление привело к выводу, что мы имеем неко-
торый контроль над стимулами, на которые мы обращаем вни-
мание.
Результатом исследований по третьему направлению стал вы-
вод, что многие процессы деятельности становятся настолько при-
вычными, что требуют совсем небольшого количества сознатель-
ного внимания и протекают автоматически (например, вождение
автомобиля).
Исследования в области нейрокогнитологии показали, что наш
мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же
как всех когнитивных процессов.
Наконец, пятое направление позволило представителям ког-
нитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит со-
бытия в наше сознание.
В основе отечественной психологии внимания лежит теория
П. Я. Гальперина, в которой осуществляется деятельностный под-
ход к этому психическому процессу. Основными положениями этой
теории являются следующие.
Внимание представляет собой психическое действие, направ-
ленное на содержание сознания человека в данный момент време-
ни — образа, мысли или объекта окружающего мира. Оно является
одной из составляющих ориентировочно-исследовательской деятель-
ности.
Функцией внимания является контроль над текущим содержа-
нием сознания. В каждом действии человека существуют ориен-
тировочная, исполнительская и контролирующая части. Последняя
представлена именно вниманием. Таким образом, внимание как дей-
ствие не создает отдельного, обособленного от других психических
процессов продукта.
Как отдельный, самостоятельный акт внимание выделяется,
когда «новое действие контроля превращается в умственное и со-
кращенное» (Гальперин П. Я. «К проблеме внимания»).
Контроль осуществляется посредством образца, меры, критерия,
которые дают возможность оценивать результат действия и уточ-
нять его.
Произвольное внимание является планомерным контролем,
т. е. осуществляемым по заранее созданному плану или образцу.
Для формирования нового приема произвольного внимания
человек должен поставить перед собой задачу — наряду с осу-
ществлением основной деятельности в данный отрезок времени
производить также оценку ее хода и результатов.
Все конкретные акты как произвольного, так и непроизволь-
ного внимания являются результатом формирования новых умст-
венных действий.
Развитие внимания в процессе онтогенеза исследовал Л. С. Вы-
готский. Он пришел к выводу, что данный процесс у ребенка проис-
ходит параллельно с развитием его организованного поведения. По
мнению Л. С. Выготского, ключ к развитию внимания находится не
внутри личности ребенка, а вне ее. Внимание у детей формируется
в процессе обучения и воспитания. При этом существенным явля-
ется его интеллектуализация, которая совершается в процессе ум-
ственного развития ребенка. Внимание, которое вначале опиралось
только на чувственное содержание, начинает переключаться на
мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.
Изучение развитие внимания у детей легло в основу некоторых
педагогических представлений. Слабость произвольного внима-
ния в детском возрасте привела ряд педагогов, начиная с немецко-
го педагога и психолога-интеллектуалиста И. Гербарта, к представ-
лениям о том, что педагогический процесс необходимо строить
полностью на основе непроизвольного внимания. Педагог должен
овладевать вниманием учащихся. Для этого необходимо стремить-
ся к тому, чтобы подавать учебный материал ярко и эмоциональ-
но насыщенно.
Подобные взгляды, безусловно, имеют смысл. Но при таком
подходе к педагогическому процессу у детей не будет развивать-
ся произвольное внимание, без которого не обойтись в трудовой
деятельности. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь
использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию
внимания произвольного.
Существует ряд специальных упражнений, применяемых для
развития различных свойств внимания. Ниже приведены некото-
рые из них.
«Пишущая машинка»— это классическое упражнение как дет-
ских театральных студий, так и аудиторий театральных институ-
тов. Оно развивает навыки сосредоточения. Каждому члену груп-
пы даются 1—3 буквы из алфавита, преподаватель называет слово
или фразу. Участники упражнения должны «выстучать» его на сво-
ей пишущей машинке, обозначая свои буквы хлопками. Необходи-
мо не пропустить свои буквы и вовремя сделать хлопок.
«Свидетели» — упражнение на расширение объема внимания.
Двум или нескольким соревнующимся предъявляют на короткое
время либо набор предметов, разложенных на столе, либо какую-
то картинку, изобилующую деталями. После этого участники
упражнения — «свидетели» должны назвать «следователю» как
можно больше увиденных предметов или перечислить наиболь-
шее число деталей картинки.
«Корректурная проба» — упражнение, применяемое как для
исследования, так и для развития устойчивости и концентрации
внимания. Участнику упражнения выдается бланк корректурной
пробы, содержащий набор букв русского алфавита, расположен-
ных в случайном порядке — 40 строк по 30 букв. Ему объясняется
начальное задание — вычеркивать в бланке какие-либо буквы, на-
пример «д» и «о». Первую букву зачеркивать горизонтальной чер-
той, вторую — крест-накрест. Чем меньше допущено ошибок, тем
больше устойчивость внимания. Затем дается новый бланк и пред-
лагается вычеркивать другие три буквы и уже другим способом
(например, косой чертой, вертикальной и обведением в кружок).
С каждым разом количество букв и способов вычеркивания увели-
чиваются, доходя до 5—7.
Упражнение на концентрацию внимания проводят тем же спосо-
бом, только участнику предлагают одновременно с корректурой счи-
тать вслух, петь песню, слушать, как ведущий произносит в иной,
чем на бланке, последовательности буквы алфавита, и т. п.
24 июн. 2011 г.
Home »
» Внимание как объект психологического исследования
0 коммент.:
Отправить комментарий