Память является одной из высших психических функций че-
ловека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах
психологическую категорию памяти можно определить как сово-
купности психических процессов организации и сохранения про-
шлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем.
К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от
греч. «мнемос» — «память»), относятся запоминание (или следо-
образование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизве-
дение), забывание.
В соответствии с современными представлениями нейрофизио-
логии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем
изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов
соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при бо-
лее длительных изменениях, на биохимическом уровне — в моле-
кулах РНК и ДНК (долговременная память).
Память, как и любая высшая психическая функция, связана
с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме
этого, существует взаимодействие мнемических процессов с таки-
ми индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, на-
выки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной
стороны, зависит от этих качеств, с другой — сама способствует
их дальнейшему развитию.
Рассмотрим более подробно мнемические процессы.
Запоминание — запечатление в сознании следа какого-либо
объекта. В данном случае под объектом запоминания понимают-
ся и предметы окружающего мира, и события, и идеи, и взаимо-
связи между ними, и их языковое отображение, и эмоциональный
фон, соответствующий объекту, т. е. любое проявление жизнедея-
тельности человека является объектом запоминания. Этот процесс
является первым в цепочке мнемических процессов — он необхо-
дим для любого последующего проявления памяти.
Запоминание может быть механическим или смысловым. Пер-
вый тип осуществляется путем многократного повторения мнеми-
ческого материала. Ну, например, это могут быть зубрежка таб-
лицы умножения, многократное повторение иностранных слов при
изучении языка или повторение последовательности каких-то дви-
жений, скажем танцевальных, для запоминания хореографической
композиции. Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда
мнемический материал связан с мышлением. Основное значение
в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность
структуры материала. Часто используются одновременно оба типа
запоминания — при заучивании какого-либо материала, например
лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процес-
се запоминания задействованы смысловые образования, тем доль-
ше объект сохранится в памяти. Поэтому современные методики
обучения стараются избегать механической зубрежки и как можно
более задействовать логику и ассоциации.
Надо отметить важную роль, которую в процессе запоминания
играют мотивы мнемической деятельности. Виды таких мотивов мо-
гут быть различными. Например, Э. Харлок исследовал воздействие
поощрения на процесс запоминания. Он установил, что в экспери-
ментальной группе, в качестве мотивации которой было поощрение
(в виде похвалы), продуктивность значительно выше, чем в кон-
трольных группах, где хорошие результаты никак не поощрялись.
В. Симс и Дж. Малер изучали влияние мотивации соревнования на
продуктивность запоминания. Качественные и количественные ха-
рактеристики запоминания оказалось наиболее высоким в си-
туации личностного первенства.
Еще одним из основных мотивов, повышающих параметры за-
поминания, является уровень притязаний испытуемых.
Опыты и исследования, проведенные отечественными психоло-
гами П. И. Зинченко и З. М. Истоминой, подтвердили сущест-
венную роль мотивации при запоминании, однако установили, что
одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсо-
лютно различное влияние на данный процесс.
Следующим в цепочке является процесс сохранения. Объект
может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со
временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности
объекта для конкретной личности, и от частоты последующих
воспроизведений этого объекта. Вернемся к упомянутым приме-
рам. Если танцевальная композиция представляет собой некий
сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей
образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем
когда эта композиция является набором не связанных общей ло-
гикой движений. В то же время длительность сохранения этой
композиции зависит и от частоты ее исполнения. Так же и с ролью,
и с учебным материалом. Даже будучи в свое время логически ос-
мысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро со-
трутся из памяти. А примером действия ассоциативности на сох-
ранение материала может послужить изучение языка.
Механическое прослушивание записи иностранных слов значи-
тельно менее эффективно, чем обучение при помощи ассоциирования
их в какие-либо логические связки, наглядных пособий и живого
общения.
Из вышесказанного ясно, что процесс забывания неизбежно
присущ человеческой памяти. Мы не можем хранить всю инфор-
мацию, которая когда-либо была запечатлена в нашем сознании.
Часть ее забывается за ненужностью. Кроме того, существует про-
цесс вытеснения из сферы сознания неприятной, травмирующей
информации. Таким образом, резко негативная эмоциональная окра-
ска информации для данного субъекта также является фактором за-
бывания.
Следующий процесс памяти — узнавание. Под этим термином
понимают проявление памяти при повторном восприятии объекта.
Простейший пример — узнавание по внешности или по голосу
знакомого вам человека.
Процесс воспроизведения или припоминания отличается от уз-
навания тем, что объект вспоминается без повторного восприятия,
т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или го-
лос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные
формы воспроизведения — припоминание изученного материала,
последовательности движений, нюансов какого-либо события ва-
шей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение воз-
можно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсоз-
нательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть
проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека.
У каждого человека существуют различные виды памяти. Три
основные группы — это образная, эмоциональная и словесно-
логическая память.
Образная память разделяется на несколько подвидов в соот-
ветствии с типом анализатора, создающего след (в данном случае
запечатлеваемый образ). Такими подвидами являются зритель-
ная, слуховая, моторная, обонятельная, осязательная, вкусовая
память. В зависимости от степени развития того или иного анали-
затора у каждого человека некоторые подвиды образной памяти
преобладают над остальными. Редко встречаются случаи, чтобы
все анализаторы были развиты одинаково.
Образная память тесно связана с видом деятельности человека.
Так, для художника наиболее важной является зрительная память,
для музыканта — слуховая, для человека, владеющего боевыми
искусствами, — моторная, и т. п. Например, Моцарт и некоторые
другие композиторы могли после единственного прослушивания
безошибочно воспроизвести самые сложные музыкальные произ-
ведения. А такие художники, как Левитан, Айвазовский, Васнецов
обладали изумительной зрительной памятью, позволяющей им пи-
сать свои знаменитые картины не только с натуры, но и по памяти.
Преобладание того или иного вида памяти не обязательно
определяет профессию. Просто, например, люди с преобладанием
зрительной памяти лучше воспринимают материал, когда читают
его, а не когда прослушивают. Для того чтобы, скажем, выучить
наизусть стихотворение, им удобнее читать его, а не слушать. По-
пытка воспринять текст одновременно еще и на слух ухудшает
качество запоминания, поскольку при подключении слухового ана-
лизатора в данном случае происходит торможение зрительного.
Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдети-
ческую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ».
Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, назы-
ваемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной спо-
собностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности вос-
произвести все детали. Например, взглянув на дом, который они
видят впервые, и сразу отвернувшись или закрыв глаза, они могут
в точности рассказать, сколько у него окон, какие из них освеще-
ны, на каких балконах сушится белье, какие занавески на каждом
из окон и т. п. Таким образом, здесь происходит моментальное за-
печатление объекта при помощи одного только зрительного ана-
лизатора. Считается, что способности к эйдетическому способу
запоминания можно до некоторой степени развивать путем тре-
нировки. Но это касается людей с преобладающим зрительным
типом памяти. Да и в этом случае результаты не достигнут спо-
собностей, проявляемых эйдетиками.
Эмоциональный (или аффективный) вид памяти заключается
в запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении эмоций
и чувств, когда-либо пережитых человеком. Как правило, толчком
для воспроизведения объектов эмоциональной памяти являются
воспоминания о событиях, которые вызвали данные эмоции. Ведь
всякое значительное или незначительное событие нашей жизни
сопровождается целой гаммой эмоций. Именно эмоциональная
память позволяет стать воспоминаниям об этих событиях более
объемными, более достоверными. Без эмоций они были бы скупы
и схематичны. Что могут значить для человека воспоминания о дне
его свадьбы или о дне скорбной утраты, если ему не дано воскре-
сить в памяти те чувства и эмоции, которые переполняли его? Они
были бы ничем не затрагивающим его душу воспроизведением по-
следовательности событий — и только.
Кроме того, эмоциональная окраска воспоминаний позволяет
им дольше сохраняться. Чем более сильные эмоции запомнились
в связи с каким-либо событием или объектом, тем легче будет вос-
произвести хранящийся в памяти образ. Отсюда следует вывод, что
эмоциональная память неразрывно связана с образной. Ведь эмо-
ции связаны не только с событиями жизни. Они могут быть вызва-
ны музыкальным произведением, картиной, запахом, вкусовым
ощущением, чувством голода или боли. Если мы остались равно-
душны к какому-либо музыкальному произведению, вряд ли нам
удастся воспроизвести его в сознании. Если какое-то полотно вы-
звало у нас волнующую и сильную гамму чувств, мы наверняка
запомним его надолго. Точно так же мы скорее и ярче запомним
и впоследствии сможем распознать тот запах, который вызвал у нас
восхищение или отвращение, чем тот, который не пробудил ника-
кой эмоциональной реакции.
Эмоциональная память особенно важна для людей творчества,
представителей различных видов искусства. Это связано с тем, что
они по роду своей деятельности — будь то живопись, литература,
музыка или что-то еще — обязаны наиболее ярко воспроизводить
образы. А в этом лучшим помощником является эмоциональная
память.
Словесно-логический вид памяти характеризуется тем, что ин-
формация сохраняется в словесной форме и объединяется в смыс-
ловые блоки, которые связаны цепочкой ассоциаций. Таким обра-
зом, материалом словесно-логической памяти может служить
лишь прочитанная или услышанная информация.
В ходе онтогенетического развития человека происходит сме-
на способов запоминания, и в процессе взросления и овладения
логическим мышлением все большее значение приобретает имен-
но словесно-логическая память.
Новое слово в представление о памяти внесла когнитивная
психология. Это одно из ведущих течений зарубежной психологии,
основанное в середине прошлого столетия. Представители этого
течения проводили аналогию между познавательными процесса-
ми, в частности памятью человека, и процессами переработки,
хранения и актуализации информации в вычислительных устрой-
ствах. На основании этой аналогии они сделали вывод, который
был воспринят и дополнен отечественными психологами. Он за-
ключается в том, что функция памяти имеет две подсистемы —
долговременную память и кратковременную. Впоследствии стали
выделять еще оперативную память.
Долговременная память обеспечивает сохранение информации
на длительное время — от нескольких часов до нескольких десяти-
летий. Проводя аналогию с компьютером, можно сравнить эту
форму памяти с жестким диском, объем которого не безграничен,
но тем не менее позволяет хранить основную необходимую инфор-
мацию и обращаться к ней в случае надобности. У человека объем
долговременной памяти очень велик. Однако количество запоми-
наемой информации в течение жизни неизмеримо больше. Поэто-
му для того, чтобы сохранялось максимальное количество инфор-
мации, она должна быть хорошо структурирована. Это означает,
что необходима осмысленная интерпретация всякого вновь посту-
пающего мнемического материала, увязывание его в одну систему
с уже имеющимся. Простого механического повторения недоста-
точно для сохранения информации в долговременной памяти.
Кратковременная память служит для удержания на некоторое
время данных, поступающих либо от органов чувств — для пере-
дачи в долговременную память, либо из долговременной памяти
в оперативную — для того, чтобы работать с этими данными. Она
представляет собой начальную стадию переработки информации.
Таким образом, можно сказать, что долговременная память отве-
чает за процесс хранения информации, а кратковременная начи-
нает работать в момент запоминания, узнавания или воспроизве-
дения.
Оперативная память представляет собой процессы запомина-
ния, сохранения и воспроизведения информации для достижения
конкретной цели в некий промежуток времени. И оперативная,
и долговременная память в процессе своего формирования прохо-
дят стадию кратковременной.
Выделяют также сенсорную память как отдельную подсисте-
му. Под ней подразумевается процесс удержания продуктов сен-
сорной информации, полученной от органов чувств, до того, как
они поступают в кратковременную память. Это удержание длится
очень короткое время — менее секунды. Та сенсорная информа-
ция, которая фиксируется за этот промежуток времени сознанием,
поступает в кратковременную память. Упомянутый выше эйдети-
ческий вид памяти по своей форме является именно сенсорной па-
мятью. У эйдетиков она в значительной степени развита.
При экспериментальном исследовании памяти предметом рас-
смотрения становятся отдельные ее составляющие. Это могут быть,
например, объем оперативной памяти, характеристики произволь-
ного запоминания, точность сохранения образов и т. п.
Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении.
Ослабление памяти носит название «гипомнезия». Гипомнезия
может быть временной, возникшей в связи с усталостью, пере-
груженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией
сильного эмоционального потрясения. При устранении этих фак-
торов память возвращается к норме без психотерапевтического
вмешательства. Может она принимать и более устойчивые фор-
мы — при невротических и некоторых соматических расстройст-
вах. В таком случае функция памяти возвращается постепенно
после излечения таких расстройств. Здесь, как правило, без по-
мощи или хотя бы рекомендаций психотерапевта не обойтись.
Кроме того, необходимо применение ноотропных средств — ле-
карственных препаратов, восстанавливающих и поддерживаю-
щих функции головного мозга.
Гипомнезия может наблюдаться при алкогольном психозе. Это
известный в психиатрии синдром Корсакова (открыт русским пси-
хиатром С. С. Корсаковым в 1897 г.) — нарушение памяти на бли-
жайшие события при сохранении ее на события прошлые. Данный
синдром наблюдается также у старых людей, страдающих атеро-
склерозом сосудов головного мозга: события далекого прошлого,
своей молодости, зрелого возраста такие люди помнят прекрасно,
но не могут припомнить, что делали вчера или час назад.
Помимо гипомнезии, существует амнезия — полная потеря
памяти. Она в основном бывает вызвана травмами головного моз-
га. Различают ретроградную амнезию, когда человек не может
вспомнить ничего из той части жизни, которая предшествовала
заболеванию, и антероградную амнезию — выпадение из памяти
всего, что было после травмы. Бывает также частичная амнезия —
потеря только одного вида памяти при сохранении остальных.
Существует еще одна аномалия памяти — гипермнезия. В от-
личие от ослабления памяти, здесь, наоборот, происходит усиле-
ние возможностей припоминания. У некоторых людей гипермнезия
на те или иные виды памяти бывает врожденной, у некоторых — па-
тологической, появившейся в результате травм мозга, на фоне высо-
кой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих
факторов. Проявляется патологическая гипермнезия в том, что па-
мять удерживает огромное количество ненужных и несуществен-
ных деталей. Причем такое проявление является непроизвольным
и не зависит от уровня интеллекта. Врожденная же гипермнезия ха-
рактеризуется сознательной возможностью удерживать в памяти
значительно большее количество информации, чем это доступно
обычному человеку. Людей с феноменальной памятью называют
мнемонистами. Об одном из таких людей, обладающем уникальны-
ми способностями к запоминанию, написал известный российский
психолог А. Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти».
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависи-
мости типа запоминания от его включенности в структуру деятель-
ности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне ка-
кой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями
этой деятельности. По признаку включенности в деятельность за-
поминание делится на два типа — произвольное и непроизвольное.
Основной характеристикой любой человеческой деятельности
является направленность. Следовательно, взаимосвязь запомина-
ния и деятельности прежде всего характеризуется зависимостью
запоминания от характеристик направленности.
Направленность деятельности представляет собой осознанное
намерение достичь той или иной поставленной цели. Намерение,
таким образом, является основой сознательной деятельности чело-
века, стремлением достичь желаемого результата в соответствии
с намеченной программой действий.
Направленность на запоминание какого-либо материала назы-
вается мнемической направленностью. Она делится на следующие
виды: направленность на полноту, точность, последовательность,
прочность запоминания. Иногда эти виды выступают в совокупно-
сти, иногда отдельно — в зависимости от конечной цели деятель-
ности. Например, при заучивании текста наизусть необходимы все
четыре вида. А, скажем, при переработке информации, целью ко-
торой является составление о каком-либо объекте собственного
мнения, необходимы преимущественно направленность на точ-
ность и полноту, а последовательность и прочность запоминания
не важны.
Итак, если целью деятельности является сознательное запоми-
нание материала, то в этом случае запоминание является произ-
вольным. Если же мнемическая задача не ставится, а запоминание
является побочным эффектом деятельности, то это — непроизволь-
ное запоминание. В чистом виде два этих типа запоминания встре-
чаются не так часто. Обычно один из типов преобладает, но к нему
примешивается и второй.
Непроизвольное запоминание непосредственно связано с про-
цессом научения на ранних стадиях онтогенеза, так как процесс
накопления жизненного опыта происходит путем неосознаваемо-
го, т. е. непроизвольного, усвоения информации об окружающем
мире. На более поздних стадиях онтогенеза в процесс научения
вплетается и произвольное запоминание. Это происходит тогда,
когда человек уже способен к целеполаганию в деятельности.
В опытах, проведенных академиком А. А. Смирновым, извест-
ным российским специалистом в области исследования памяти,
наблюдается следующая закономерность — с возрастом показа-
тель эффективности непроизвольного запоминания относительно
уменьшается. Это объясняется тем, что продуктивность непроиз-
вольного запоминания определяется в первую очередь интенсив-
ностью интеллектуальной активности, необходимой для выпол-
нения деятельности. Дети прикладывают значительно больше
усилий для выполнения какой-либо деятельности. Взрослым же
людям в силу умственного развития требуется значительно мень-
шая интенсивность интеллектуальной активности, поэтому доля
непроизвольного запоминания с возрастом уменьшается.
Развитие и тренировка памяти являются основной приклад-
ной задачей исследований в области памяти. В современной психо-
логии существует большое количество авторских методик, напра-
вленных на расширение возможностей запоминания текстовой,
звуковой, образной и других видов информации. Наиболее акту-
альными являются методики повышения эффективности в за-
поминании словесного материала в текстовой или устной форме.
Это связано с тем, что наибольшую часть информации, связан-
ной с обучением, развитием, адаптацией в социуме, мы получаем
в словесном виде — при чтении учебных пособий, художествен-
ной литературы, прессы, при прослушивании лекций, радиопере-
дач, при общении с людьми и т. д.
В качестве примера повышения эффективности запоминания
словесной информации можно упомянуть одну из самых извест-
ных методик — методику алгоритмизации словесного материала.
Она применяется для улучшения запоминания научных и научно-
популярных текстов, публицистики, устных докладов и выступ-
лений, а также для повышения скорости чтения. Первым этапом
является отделение существенной информации от несуществен-
ной; второй этап — отделение в существенной информации глав-
ной мысли от второстепенных мыслей; третий этап — «сжатие»
главной мысли до слова-образа для формирования «ключа» для
дальнейшего воспроизведения информации всего текста.
0 коммент.:
Отправить комментарий