Принцип историзма, которого придерживался Г. В. Ф. Ге0
гель (1770—1831 гг.), позволил осуществить ему поворот от
этики внутренней убежденности к социально ориентирован-
ной теории морали. Гегель, в отличие от Канта---------, обратился не
к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в си-
стеме общественных отношений. Поэтому в философии абсо-
лютного идеализма Гегеля этика заняла довольно скромное
место. Этические взгляды немецкого философа наиболее пол-
но были изложены в двух его произведениях: «Феноменология
духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля бы-
ло различение самих понятий «мораль» и «нравственность».
Следует отметить, что в это время существовало два подхо-
да к морали: мораль как область духа, обозначенная только
лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со-
циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь-
ность личностного и социального смысла морали, Гегель по-
старался объединить обе эти этические традиции.
Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре-
зультатом сложного творческого развития, в процессе которо-
го философом постепенно преодолевалась патетика ранних
работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя-
тельности личности.
В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву
философии абсолютного идеализма, направленной на дости-
жение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли
предопределило исследование философом природы нравствен-
ности и морали. Считая свободу «необходимым условием и ос-
новой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся
характер отношения свободы и необходимости.
В результате чего им была предложена концепция развития
свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии.
Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии
Гегель использовал данные положения в учении об абстракт-
ном праве, нравственности морали.
В учении о морали, представляющем собой область лич-
ностных убеждений, философ диалектически проанализиро-
вал следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, на-
мерение и благо. Он высказал при этом значительное
количество весьма продуктивных идей. Так, в частности, от-
мечая, что «ряд поступков субъекта это и есть он», Гегель по-
ставил задачу обязательного осуществления внутренней мо-
ральной убежденности человека в действиях, так как «лавры
одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не
зеленели».
Конечно же, следует помнить, что активная деятельность
человека ограничивается у философа сферой духа, хотя даже
сама постановка данной проблемы вызывает положительный
отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие це-
ли («хотеть чего-то великого») при определении намерений.
Особенно интересным является определение Гегелем понятия
морального долга человека. Философ считал, что он состоит
в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим на-
мерением и осуществлять в деятельности».
Так, по существу, определяется сам механизм осуществле-
ния морали, ставится задача моральной необходимости.
Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди-
алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен-
ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает
следующие выводы. Нравственность — это вторая (обществен-
ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич-
ностной).
Существуют также три последовательные формы ее разви-
тия: семья, гражданское общество и государство. Процесс ста-
новления нравственности является, в принципе, подчинени-
ем личности государственным интересам, потому что «вся
ценность человека, вся его духовная действительность суще-
ствует благодаря государству».
Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил
многие черты исторического развития нравственности, про-
анализировал связь морали с другими сторонами обществен-
ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль-
ный контекст.
Хотя принято считать, что предложенная им модель гар-
монизации личного и общественного блага является несо-
стоятельной. Учение об «объективном духе», которое «раз-
глядело» основные черты морали, противостоит самой
действительности, находится над ней.
Поэтому мораль не в состоянии оказать на реальный мир
сколько-нибудь существенное влияние. Философ предлагал
также «считать недействительной всю дисгармоничную, разла-
женную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действи-
тельность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индиви-
ды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических
связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т. е. от-
крываемую философией и в самой только философии суще-
ствующую разумную действительность».
24 июн. 2011 г.
Home »
» Гегель и метафизические основания этики
0 коммент.:
Отправить комментарий