24 июн. 2011 г.

Ощущение и восприятие

Восприятием в общей психологии называют отражение пред-
метов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при
непосредственном воздействии объектов на органы чувств. По-
скольку целостный объект обычно воздействует одновременно на
различные органы чувств, восприятие является составным процес-
сом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений — простых
форм отражения, на которые можно разложить составной процесс
восприятия.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения
лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие
ощущения отличается от понятия восприятия не качественно,
а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок,
любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатле-
ние от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощу-
щениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него,
осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же
время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат
цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприяти-
ем. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких
ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное
представление об объекте.
Современной психологией признано, что ощущения являются
первичной формой познания человеком окружающего мира. Сле-
дует также отметить, что хотя ощущение и является процессом
элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие слож-
ные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мыш-
лением.
Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для воз-
никновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия
и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию
различения внешних раздражителей), было введено академиком
И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и при-
шел к выводу, что они состоят из трех частей.
Первая, периферическая часть — рецепторы. Это нервные окон-
чания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно
воспринимающие внешние раздражения.
Вторая часть — проводящие пути, по которым передается воз-
буждение от периферии к центру.
Третья часть — центральная часть анализатора. Это участки
головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующе-
го раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.).
Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в пси-
хический процесс, который в психологии называется ощущением.
Итак, классификация ощущений построена на основе перечня
рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступ-
ными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепто-
ры, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и ин-
терорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую
как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку
именно они обеспечивают объективное представление о внешнем
мире.
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов
внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет
отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Сле-
довательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощу-
щений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осяза-
тельные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Основным источником информации о внешнем мире является
зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80%
от общего объема информации. Орган зрительных ощущений —
глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете
и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хромати-
ческие и ахроматические. К первым относятся цвета, составляю-
щие спектр радуги (т. е. расщепления света — всем известные
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым —
черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие око-
ло 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются
глазом в зависимости от параметров световой волны.
Следующим по своей важности в получении информации яв-
ляется слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на
музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музы-
кальные звуки создаются периодическими ритмическими колеба-
ниями звуковых волн, а шумы — неритмичными и нерегулярны-
ми колебаниями.
У многих людей существует интересная особенность — сочета-
ние звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение.
В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые
ассоциации, возникающие между объектами слухового восприя-
тия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди
могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.
Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоци-
ации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обоня-
нием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной
продукции — для них важен не только развитый обонятельный
анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие слож-
ный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета.
Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у лю-
дей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика
Зюскинда «Парфюмер», — явление редкое и уникальное.
Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетиче-
ского (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения,
как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они
вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся
в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят
при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках,
при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисо-
вании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический ана-
лизатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необхо-
дим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением
сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты
балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие
люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор
жизнедеятельности.
Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два
вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все
вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рас-
смотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют раз-
личать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми
входит в соприкосновение наша кожа, температурные — ощущать
тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную
функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слу-
ховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единствен-
ным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно
разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким лю-
дям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими.
Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое при-
косновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на
язык иероглифов.
Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем
подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это не-
кое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощуще-
ний (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно силь-
нее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только
констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожи-
данную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются
язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладко-
го, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет склады-
вается из этих простых ощущений в мозгу.
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий ко-
личественные отношения между силой раздражителя и величиной
возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким
психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы
проблем: измерение порога ощущений и построение психофизиче-
ских шкал. Порог ощущений — это величина раздражителя, кото-
рая вызывает ощущения либо изменяет их количественные харак-
теристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая
ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максималь-
ная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощу-
щения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве по-
яснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за
пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже
порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота
более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.
Приспособление органов ощущений к действующим на них
раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствитель-
ности при слабом действии раздражителя называется положи-
тельной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией
называется уменьшение чувствительности при действии сильных
раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (на-
пример, при переходе от света к темноте и наоборот). Значитель-
но сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздра-
жителям.
Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддаю-
щееся анализу изменение ощущения, называется дифференциаль-
ной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя
описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, за-
висимость является логарифмической. Но это не единственный
психофизический взгляд на количественное соотношение раздра-
жителя и ощущения.
На основе ощущений и восприятия в целом формируются об-
разы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как
в более широких, так и в более узких рамках. В контексте пред-
ставлений об ощущениях и восприятии образ можно определить
как продукт функционирования человеческого мозга, составляю-
щего субъективную картину о том или ином объекте окружающе-
го мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощу-
щение есть объективная реакция организма, представляющая
собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая
сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сум-
ма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не пре-
парируя его на отдельные свойства. Образ же — еще более слож-
ный и субъективный. Он включает в себя не только целостное
представление об объекте, но и всевозможные характеристики, ко-
торые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Ска-
жем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то
дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папорот-
ника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впи-
шется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, тре-
тий — о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году
указывать на расположение клада.
Способность создания образов обусловливает тот факт, что про-
цесс восприятия лежит в основе формирования основных психиче-
ских функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоцио-
нальной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии
существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врож-
денными являются свойства анализаторов, данные человеку от при-
роды. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как
в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может
развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утра-
чивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездо-
ровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою ос-
троту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека,
потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту
утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как след-
ствие, образы объектов.
Процесс восприятия тесно связан с процессом научения — приоб-
ретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами име-
ется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает
получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на вос-
приятие и формирование образов.
Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут за-
висеть от преобладания того или иного вида анализаторов, вклю-
ченных в отражательный процесс. Например, при прослушивании
музыкального произведения преобладает слуховое восприятие.
Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия,
которые основаны на каком-либо одном из ощущений.
Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, ос-
нованные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре
кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.
Помимо классификации на основе преобладающих анализато-
ров, существует еще классификация и по видам самих восприни-
маемых объектов. Это касается восприятия пространства, време-
ни, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды
восприятия обычно называют социальной перцепцией.
Под восприятием пространства понимают восприятие форм
предметов, их пространственных величин и отношений в трех из-
мерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения,
осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление
о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует вос-
приятие положения и величины небольших предметов, с которыми
человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический
аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает
возможность воспринимать пространственные формы отношения
и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.
Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и по-
следовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены
психических процессов. Таким образом, восприятие времени для
каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъектив-
ных характеристик психики.
Восприятие движения неотделимо от пространственно-вре-
менного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение
объектов, происходит именно в этих измерениях.
Принято различать восприятие движения относительное и без-
относительное. К первому относится одновременное восприятие
и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относитель-
но которой перемещается данный объект. Второе является вос-
приятием движущегося объекта, изолированным от восприятия
других объектов. Например, если человек наблюдает за переме-
щением футбольного мяча или игроков по полю, это относитель-
ное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует непо-
движные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на
яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака
по небу, такое восприятие движения будет безотносительным —
фиксированная точка отсутствует.
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность
и константность восприятия. Предметность означает, что воспри-
нимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи отно-
сятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или вообра-
жения. С позиции современной теории отражения предметность
восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное
особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект
не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от
человека или приближается к нему, нарисован на картине или пока-
зан на экране. Например, зрительный образ слона в силу аде-
кватности сознания будет образом крупного животного независи-
мо от того, находится ли слон в непосредственной близости от
человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит
его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взро-
слом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ
слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта вос-
приятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь,
не составит адекватного представления без дополнительной ин-
формации.) Если не существует нарушений сознания, то зритель-
ный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу,
фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное пред-
ставление о нем. При расстройстве же восприятия константность
может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях.
Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это быва-
ет при намеренном создании иллюзий — приеме, которым поль-
зуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее осве-
щение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда
при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в
дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как
орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприя-
тия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных тра-
диций, социальной среды, преобладающего окружающего при-
родного ландшафта в местности, где проживает человек. Например,
иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни бу-
дут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.
В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий
восприятия. Возникновение первых воззрений на природу вос-
приятия относится еще к античным временам. Например, Платон
считал, что все предметы являются материализацией идей Твор-
ца. А восприятие предметов и возникновение их образов являют-
ся воспоминанием бессмертной души, которая до своего вопло-
щения также находилась в мире этих идей. Идеалистический
подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс
восприятия впоследствии не нашел развития в психологической
науке.
В процессе формирования психологии стал преобладать ассо-
цианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология —
одно из основных направлений в психологии XVII—XIX вв. Глав-
ным объяснительным принципом психической жизни являлось
понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком.
Он означает связь, возникающую при определенных условиях
между двумя или более психическими образованиями (ощущения-
ми, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные
виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом
Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.
В начале XX в. в противовес механистическому ассоциатив-
ному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции
была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие геш-
тальта — целостного образа — легло в основу воззрений данной
школы. Но концепция этой школы относительно процесса вос-
приятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла боль-
шую роль в преодолении механистичности ассоциативного под-
хода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность
преобразовывать действие материальных раздражителей внешней
среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание
не является объективной функцией психики, основанной на аде-
кватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от
внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеа-
лизма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.
Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сечено-
вым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта
развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий
момент принята за основу многими зарубежными психологическими
школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом
между механистическим материализмом ассоцианистов и субъектив-
ным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей вос-
приятие не является механическим процессом, но также и не предста-
вляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий
мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем со-
вокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и
индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей
книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоре-
тическое обоснование целостности взаимоотношений организма и вне-
шней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процес-
се восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей
существование, невозможен, поэтому в научное определение организма
должна входить и среда, влияющая на него».
В середине прошлого века в отечественной психологии был
сформулирован деятельностный подход к изучению психики.
Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев.
Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое яв-
ление рассматривается в связи с деятельностью человека. Про-
цесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой
стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает
ведущим типом деятельности. В формировании любого типа дея-
тельности на каждом возрастном этапе непосредственно участву-
ет процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятель-
ности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние
схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходи-
мо разделить два понятия. В психологии существуют два терми-
на, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из
латинского языка и введены в терминологический аппарат психо-
логии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух ти-
пов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Пер-
цепция — непосредственное восприятие объектов окружающего
мира. Апперцепция — восприятие, зависящее от прошлого опыта че-
ловека, от содержания его психической деятельности и его индиви-
дуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, завися-
щую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение,
убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную,
зависящую от ситуативного психического состояния.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.