Рассмотрим некоторые основные этические ценности.
Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь-
ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности
непосредственно отвечают интересам и потребностям челове-
ка в его жизни. Человек, который по природе стремится к удо-
вольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно
по-земному.
Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и пережива-
ние, которое сопровождает удовлетворение потребностей или
интереса человека.
Роль удовольствий и страданий определяют с биологиче-
ской точки зрения, тем, что они выполняют функцию адапта-
ции: от удовольствия зависит активность человека, которая
отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия,
страдания тормозят действия человека, опасны для него.
В этом смысле удовольствие, конечно, играет положитель-
ную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же
является идеальным для организма, и человеку необходимо
делать все для достижения такого состояния.
В этике такая концепция получила название гедонизма (от
греч. hedone — «наслаждение»). В основе этого учения лежит
представление о том, что устремление к удовольствию и отри-
цание страдания является главным смыслом человеческих по-
ступков, основой для человеческого счастья.
На языке нормативной этики главную идею этого умона-
строения выражают так: «Наслаждение является целью чело-
веческой жизни, добром является все, что доставляет наслаж-
дение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли
удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сде-
лал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основ-
ным естественным регулятором психических процессов, душев-
ной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что
независимо от установок человека чувства удовольствия и неу-
довольствия являются определяющими. Наиболее яркими,
а также и относительно доступными можно считать телесные
удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удо-
влетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип
удовольствия находится в противостоянии с общественными
нормами приличия и выступает как основа личной независи-
мости.
Именно в удовольствии человек способен почувствовать
себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств,
обязательств, привычных привязанностей. Таким образом,
наслаждения являются для человека проявлением индивиду-
альной воли. За наслаждением всегда находится желание, ко-
торое должно быть подавлено общественными установления-
ми. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым
в отходе от ответственных отношений с другими людьми.
Конечно, для каждого отдельного человека удовольствие
приятно и оттого желанно. В результате оно может представ-
лять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять
на мотивы его поступков.
Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стя-
жании пользы, противоположно ориентации на удовольствие.
Гедонисты различали психологический и нравственный аспек-
ты, психологическую основу и этическое содержание. С мо-
рально-философской точки зрения, гедонизм является эти-
кой наслаждения.
Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается,
и принимается. Стремление человека к наслаждению опреде-
ляет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жиз-
ни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит
свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.
Может ли наслаждение быть фундаментальным мораль-
ным принципом? В истории философии можно найти три
подхода. Первый — положительный, принадлежит предста-
вителям этического гедонизма. Другой — отрицательный,
принадлежит религиозным мыслителям, а также филосо-
фам-универсалистам (B. C. Соловьев и др.). Они критиковали
гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов,
привязанностей не позволяет признать за удовольствием ста-
тус морального принципа. Третий подход развивался эвдемо-
нистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты
отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они
принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинны-
ми, и рассматривали их как универсальное моральное основа-
ние поступков.
Польза. Это положительная ценность, в основе которой
находятся интересы, отношение человека к различным объек-
там, постижение которых дает возможность сохранять и повы-
шать ему свой социальный, политический, экономический,
профессиональный, культурный статус. Принцип полезности
можно, таким образом, выразить в правиле: «Исходя из своего
интереса, извлекай из всего пользу».
Так как интересы выражаются в целях, преследуемых чело-
веком в своей деятельности, то полезным можно считать то,
что способствует достижению целей, и также то, благодаря че-
му цели достигаются.
Полезность в результате характеризует средства, необходи-
мые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утили-
тарное мышление включает и другие ценностные понятия, на-
пример, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто
признается полезным, если:
1) отвечает чьим-то интересам;
2) обеспечивает достижение поставленных целей;
3) способствует успешности действий;
4) способствует эффективности действий.
Как и другие практические ценности (успех, целесообраз-
ность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является
относительной ценностью в отличие от абсолютных ценно-
стей (добро, истина, прекрасное, совершенство).
Принцип пользы критиковали и с разных социально-нрав-
ственных позиций — патриархальной и аристократической,
религиозной, революционной и анархической. Но с каких бы
позиций ни проводилась критика, в ней так или иначе стави-
лась социально-этическая проблема: стремление к пользе яв-
ляется своекорыстным, безмерная забота об успехе приводит
к игнорированию обязательств, последовательно проводи-
мый принцип полезности не оставляет места для человечно-
сти, а с точки зрения жизни общества, он в значительной ме-
ре подпитывает центробежные силы.
Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Од-
нако принятие полезности в качестве единственного критерия
поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее харак-
терным выражением пользо-ориентированной деятельности
человека считают предпринимательство как деятельность, ко-
торая направлена на достижение прибыли через производство
товаров и предоставление различных услуг.
Они, во-первых, необходимы обществу частных потреби-
телей и, во-вторых, способны конкурировать с подобными то-
варами и услугами, которые предлагают другие производители.
Патриархальная, традиционалистская концепции принципу
полезности противопоставляют общественный интерес.
А ориентация на полезность в этом случае толкуется как свое-
корыстие, сама полезность признается и высоко оценивается
лишь как общеполезность, как общее благо.
Справедливость. Этимологически русское слово «справед-
ливость» происходит от слов «правда», «праведность». В евро-
пейских языках соответствующие слова происходят от латин-
ского слова «justitia» — «юстиция», свидетельствующего о его
связи с юридическим законом.
Справедливость — это один из принципов, который регули-
рует взаимоотношения между людьми по поводу распределе-
ния или перераспределения, также взаимного (в обмене, даре-
нии), социальных ценностей.
Социальные ценности при этом понимают в самом широ-
ком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы,
знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех
людей, которые исполняют законы и отвечают добром на до-
бро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает
права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым
признается воздание каждому по его заслугам, а несправедли-
вым — незаслуженные наказания и почести.
К Аристотелю восходит традиция деления справедливости
на два вида: распределительную (или воздающую) и уравниваю-
щую (или направительную). Первая связана с распределением
имущества, почестей и других благ между членами общества.
В этом случае справедливость в том, чтобы определенное ко-
личество благ было распределено пропорционально заслугам.
Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана урав-
нять стороны. Справедливость полагает определенный уро-
вень согласия между членами общества относительно прин-
ципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться,
но понимание справедливости будет зависеть от того, какие
правила установились в данном обществе.
Милосердие. В истории этики милосердная любовь как
нравственный принцип в той или иной форме признавалась
многими мыслителями. Хотя высказывались и достаточно
серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосер-
дие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь
любви считать императивом, тем более фундаментальным.
Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком
понимании, является чувством, субъективным, не поддаю-
щимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя
вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство
нельзя считать универсальным основанием нравственного
выбора.
Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве
универсального требования, которое содержит в себе и все
требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса,
и в посланиях апостола Павла намечается различие между
законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теоло-
гического значения имело и существенное этическое содержа-
ние. Этический аспект различения Декалога и заповеди люб-
ви был воспринят в новоевропейской мысли.
По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться
в жизнь других людей и значительно ограничивают притяза-
ния каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепоща-
ет, а не ограничивает.
Оно требует от одного человека позволять другому все то,
что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на ра-
венство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолко-
вывал ее как стандарт общественных отношений.
Таким образом, милосердие является высшим моральным
принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других.
Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью
человека. В отношениях между людьми милосердие является
только рекомендуемым требованием. Милосердие можно
вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе по-
требовать от других только справедливости и не более.
0 коммент.:
Отправить комментарий