24 июн. 2011 г.

Этика непротивления злу Л. Н. Толстого

Понимание смысла жизни как идеала, движения к беско-
нечному дается в Библии. Иисус Христос, учение которого, по
сути, является метафизикой и этикой любви, в споре с зако-
ном Моисея формулирует пять заповедей: не гневайся; не
оставляй жену; не присягай; не противься злому; не считай
врагами людей других народов. Л. Н. Толстой считал главной
из этих христианских заповедей четвертую(«не противься зло-
му»), которая означает полный запрет насилия.
В своих трудах Л. Н. Толстой дает три впоследствии все бо-
лее углубляющихся определения насилия:
1) физическое пресечение, угроза убийства или убийство;
2) внешнее воздействие;
3) узурпация свободной воли человека.
В понимании мыслителя насилие необходимо приравни-
вать к злу, оно прямо противоположно любви. Любить означа-
ет делать все таким образом, как хочет другой. Насиловать, по
мнению Л. Н. Толстого, — это значит совершать то, чего не
желает тот, над кем происходит насилие. Таким образом, за-
поведь непротивления можно считать негативной формулой
закона любви. Непротивление злу переводит активность чело-
века в сферу его внутреннего нравственного совершенствова-
ния. Любое насилие, какими бы сложными ни были его при-
чины, имеет последнюю составляющую — кто-то должен
совершить решающее действие: выстрелить, нажать кнопку
и т. п. Самый верный путь полного уничтожения насилия
в мире состоит в том, чтобы начать с последнего звена — с
отказа конкретного человека участвовать в насилии. Если не
будет убийства, то не будет и смертной казни. Л. Н. Толстой
исследует доводы обыденного сознания людей против непро-
тивления. Конечно же, учение о непротивлении злу выглядит
красиво, но его очень трудно осуществить. Невозможно одно-
му человеку выступать против всего мира. Непротивление злу
сопряжено с очень большими страданиями.
Толстой раскрывает логическую противоречивость данных
аргументов и показывает их несостоятельность. Заповедь Христа
не только нравственна, но и благоразумна, она учит не совер-
шать глупостей.
Если, полагает Л. Н. Толстой, каждый, совершая непро-
тивление, будет думать о спасении своей души, то это прежде
всего и станет дорогой к человеческому единению. Первосте-
пенная задача, которую предстоит решить человечеству, со-
стоит в том, чтобы преодолеть общественные конфликты,
принявшие форму нравственного противостояния. Как найти
решение, избежать столкновения людей, когда одни считают
злом то, что другие полагают добром? Люди целыми тысячеле-
тиями стремились решить эту проблему путем противостоя-
ния злу злом, используя справедливое возмездие по принципу
«око за око».
Они полагали справедливым то, что зло необходимо нака-
зать, более добрые просто обязаны обуздать более злых. Но
как нам определить, где зло и кто является более добрым,
а кто более злым? Ведь сущность конфликта как раз в том, что
мы не имеем общего определения зла. Не может быть так, счи-
тает Л. Н. Толстой, чтобы более добрые господствовали над
более злыми.
В Библии именно Каин убивает Авеля, а не наоборот.
В данных обстоятельствах, когда нет единого мнения по во-
просу о добре и зле, должно быть правильным лишь одно реше-
ние, которое и приведет к согласию, — никто вообще не должен
отвечать насилием тому, что он считает злом.
Высказываясь по-другому, никто не должен вести себя та-
ким образом, как будто он ведает, что такое зло. Непротивле-
ние, таким образом, Л. Н. Толстой рассматривал как примене-
ние учения Христа к общественной жизни людей.
Непротивление злу в его осмыслении — это единственно дей-
ственная форма борьбы со злом. Насилие, особенно государ-
ственное, в большей мере строится на содействии со стороны
тех, против кого его применяют. В результате даже простое
неучастие в насилии, осуществляемое через непротивление,
уже является его ослаблением.
Кроме того, Толстой при этом не отрицает возможности
противостоять злу, он говорит о непротивлении злу физиче-
ской силой, насилием. Это, в свою очередь, совсем не исклю-
чает сопротивление злу другими, а именно ненасильственны-
ми методами.
Хотя мыслитель и не разрабатывал тактику общего нена-
сильственного сопротивления людей, его учение предполагает
ее. Областью действия данной тактики является духовное
влияние, а также ее обычные формы: убеждение, протест, спор
и т. п. Философ назвал этот свой метод революционным. Смысл
его непротивления как раз не в том, чтобы добиться «пропуска»
в рай, а в том, чтобы преобразовать отношения в обществе
к лучшему, стремясь изменить духовные основы жизни, до-
стигнуть мира между всеми людьми.
Л. Н. Толстой считает также, что заповедь непротивления
злу связывает учение Христа в единое целое только тогда, ког-
да человек понимает ее не как простое изречение, а как закон,
не знающий исключений, обязательный для исполнения.
Какие-то исключения из закона любви — это признание
того, что возможны и случаи нравственно оправданного ис-
пользования насилия. Но если допускать, что кто-то или при
каких-то обстоятельствах сможет насилием сопротивляться
тому, что он полагает злом, то это сможет сделать и любой дру-
гой. Своеобразие ситуации, из которой следует идея непро-
тивления, и состоит как раз в том, что люди никак не могут
прийти к согласию по вопросу о зле и добре.
Если мы допустим хотя бы один случай «оправданного»
убийства, то мы делаем возможным появление бесконечной
череды остальных.
Мыслитель полагал также, что несостоятельной является
и утилитаристская аргументация в пользу насилия, по кото-
рой насилие оправдывается в тех случаях, когда оно может
пресечь большее насилие. В тот момент, когда мы убиваем че-
ловека, который поднял нож над своей жертвой, мы никогда
не можем с полной уверенностью знать, привел бы он свое на-
мерение в действие или же нет, не поменялось бы что-нибудь
в последнее мгновение в его сознании.
Когда лишают жизни преступника, то опять-таки никто не
может быть на сто процентов уверен, что преступник не раска-
ется, не изменится и что эта казнь не станет бесполезной же-
стокостью. Но даже если перед нами находится закоренелый
преступник, который никогда бы не изменился, казнь не мо-
жет быть полностью оправдана, потому что казнь так воздей-
ствует на окружающих людей, прежде всего близких казнимо-
го, что порождает врагов вдвое больше. Насилие обладает
способностью воспроизводиться в расширяющихся масшта-
бах. Принцип «не судите» указывает не только на действие
в цивилизованном суде, но и на то, что в оценочных суждениях
можно проследить элементы мести.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.