Пожалуй, Ф. Ницше являлся самым оригинальным из всех
моралистов. Он утверждал мораль, критикуя и даже отрицая
ее. Философ руководствовался при этом тем, что формы мора-
ли, которые исторически сложились и доминировали в евро-
пейском обществе, стали главными препятствиями на пути
возвышения человеческой личности, а также в процессе уста-
новления между людьми искренних отношений. Ф. Ницше
вообще понимал философию как этику.
Источниками его этики можно поэтому считать не только
труды, в названиях которых содержатся моральные термины
(«По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком челове-
ческое», «К генеалогии морали»), но также все его основные
произведения, самые программные, а именно: «Так говорил
Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки».
Ф. Ницше, произведения которого имеют почти мистиче-
скую притягательность для людей с самыми различными
взглядами и убеждениями, видимо, всегда будет оставаться
фигурой очень странной, однозначно не понимаемой. Бытует
особая проблема восприятия его идей разными исследовате-
лями.
Необходимо отметить, что особенный, непривычный угол
зрения, под которым Ф. Ницше рассматривал обычные, каза-
лось бы, вещи, отразился и в уникальной стилистике его фи-
лософских сочинений.
Причудливость, необычность стиля его трудов направляет
читателя на иной ритм мышления, как бы запинающийся на не-
прерывных парадоксах и противоречиях, тем самым невольно
вызывая подозрение в каком-то розыгрыше. Зачастую просто
невозможно закрепить за Ф. Ницше любую из позиций, на ко-
торые он встает.
Трудно уловить с предельной определенностью и черты его
собственного «лица», в целом утвердиться на какой-то устой-
чивой почве, совсем не рискуя наскочить на очередную «про-
вокацию», — все это расстраивает привычный, удобный фон
мыслей и направляет на самостоятельное искание смысла вне
принятой системы координат, на свой собственный страх
и риск.
Переоценка ценностей, предлагаемая Ф. Ницше, напра-
влена главным образом на высвобождение творческой энер-
гии личности, которая сметает на пути утверждения своего «я»
все стереотипы, устоявшиеся ранее, установки разума, а также
запреты и общепринятые императивы.
Для того чтобы быть полноценным, «тотальным» челове-
ком, в полной мере реализовавшим свою волю к жизни,
необходимо, по мнению философа, «превратить мораль в про-
блему», оказаться «по ту сторону добра и зла». Отрицание мо-
рали Ф. Ницше не может на самом деле уничтожить мораль-
ное сознание как таковое.
Сам он утверждает: «Мы должны освободиться от морали...
чтобы суметь морально жить». Таким образом, человек дол-
жен ликвидировать традиционные, ориентированные религи-
ей, навязываемые внешним миром нравственные ценности
для полного «освобождения жизни».
Ф. Ницше отвергает придуманную ранее метафизику сво-
бодной воли. Подчеркивает, что на самом деле речь идет
о сильной или слабой воле, и пишет, что мораль — это «учение
об отношениях власти, при которых возникает феномен
”жизнь”». Она — органичное свойство человека, мера его во-
ли к власти. Нравственность, добродетель знатного человека,
в частности, философа, аристократа, — это прямое выраже-
ние и продолжение его силы.
Он сам добродетелен благодаря не каким-то надуманным
нормам и самопринуждению, а самому естеству, в силу усло-
вий жизни и своей натуры.
Нравственность, добродетель, таким образом, — это потреб-
ность, защита, способ жизни человека. Если у человека раб-
ская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля
очень слабая, то она не может найти выражение в поступке че-
ловека и превращается в воображаемую месть, принимая фор-
му морализации.
Сильным личностям, утверждает философ, не нужно пря-
таться, уходить в область внутренних переживаний и мораль-
ных фантазий, они смогут условия своего существования на-
прямую осознать как должное. Сверхчеловек в понимании
мыслителя — это цельная личность, с сильной и собранной
волей, он открыто может утверждать себя в полной уверенно-
сти, что он тем самым утверждает жизнь в ее самом высшем
проявлении.
Но даже новая мораль, которую предлагает Ф. Ницше, мо-
раль «сверхчеловека», который отвергает умертвляющий
жизнь разум и избирает virtu (силу) самой высшей доброде-
телью, не является для него приоритетной.
Провозглашая первенство эстетических ценностей над мо-
ральными (так как искусство более всего соответствует включе-
нию человека в живой, ничем не расчлененный поток жизни),
Ф. Ницше в итоге определяет свою позицию как «эстетиче-
ский имморализм».
Таким образом, намеченные А. Шопенгауэром и Ф. Ницше
направления в этике (сомнение в нравственных «способно-
стях» разума, ведущая роль индивидуального, субъективного
в противопоставление общезначимому, сложившимся стерео-
типам) предвосхищают этические искания ХХ века и во мно-
гом обусловливают их новый, нетрадиционный облик.
В русле идей «философии жизни» оформляется самое, на-
верное, влиятельное духовное течение столетия — экзистен-
циализм.
0 коммент.:
Отправить комментарий