21 июн. 2011 г.

Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства

Под государственным регулированием агропромышленного
производства следует понимать влияние государства на произ-
водство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и по-
мимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное про-
изводство включает в себя техническое обслуживание
и материально-техническое обеспечение данного производ-
ства.
Основными задачами регулирования агропромышленного про*
изводства являются стабилизация и развитие данного произ-
водства, обеспечение безопасности РФ в сфере продоволь-
ствия, улучшение продовольственного обеспечения населения
РФ, поддержание экономического партнерства между сель-
ским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение
товаропроизводителей в сфере агропромышленного производ-
ства.
Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство
в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном
регулировании агропромышленного производства».
Именно этим нормативно-правовым актом было дано ос-
новное понятие регулирования агропромышленного произ-
водства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном
регулировании агропромышленного производства» утратил
силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ.
На данный момент регулирование агропромышленного про-
изводства осуществляется на основании нескольких нормативно-
правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие
другие акты. Основными направлениями государственного регули*
рования агропромышленного производства являются:
1) формирование и функционирование рынка сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия;
2) финансирование, кредитование, страхование, льготное на-
логообложение;
3) защита интересов отечественных товаропроизводителей
при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
4) развитие науки и осуществление научной деятельности
в сфере агропромышленного производства;
5) развитие социальной сферы села;
6) иные направления, определенные законодательством РФ.
Государство осуществляет финансирование агропромышлен-
ного производства за счет средств федерального бюджета, бюдже-
тов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку
и развитие агропромышленного производства, используются на:
1) поддержку инвестиционной деятельности, включая прио-
бретение новой техники и оборудования, сортовых семян
и племенных животных, в соответствии с федеральными целе-
выми программами;
2) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных
мероприятий, содержание государственных мелиоративных
систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и бо-
лезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение
и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных
заболеваний животных, а также проведение научных исследо-
ваний и мероприятий по охране окружающей среды;
3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного
производства;
4) компенсацию части затрат на приобретение материальных
ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племен-
ного животноводства, элитного семеноводства и производства
гибридных семян сельскохозяйственных культур;
5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных про-
дукции, сырья и продовольствия;
6) организацию профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переквалификации кадров в области агро-
промышленного производства;
7) иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направле-
ния и объемы финансирования по ним устанавливаются Пра-
вительством РФ.
Финансирование развития агропромышленного производства
допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных ис-
точников, если это не противоречит законодательству РФ. Пра-
вительство РФ при формировании федерального бюджета еже-
годно направляет в Государственную Думу Федерального
Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном
производстве, которая содержит:
1) показатели производства основных видов сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия за истекший
год и оценку перспектив развития агропромышленного про-
изводства на следующий год;
2) балансы производства и потребления основных видов
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные продук-
цию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-
технические ресурсы и услуги для села;
4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных органи-
заций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за
истекший год;
6) предложения по федеральным целевым программам на
следующий год;
7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их ос-
нове гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и ком-
пенсаций, о льготном налогообложении;
8) сведения о государственном регулировании рынка сель-
скохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за
истекший год;
9) сведения о социальном развитии села;
10) анализ развития науки и осуществления научной деятель-
ности в сфере агропромышленного производства.
Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромы-
шленного производства в соответствии с действующим законода-
тельством. Федеральные целевые и региональные целевые про-
граммы разрабатываются, утверждаются и финансируются
в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
Товаропроизводителям в сфере агропромышленного произ-
водства гарантируется возможность свободной реализации сель-
скохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы
государственной власти стимулируют формирование рыночной
системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия в соответствии с действующим законо-
дательством, а в случаях нарушения баланса производства и по-
требления, а также невозможности реализации на рынке сельско-
хозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их
видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии
с законодательством РФ.
При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продо-
вольствия с участием государства залогодержателями являются
юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осу-
ществление залога, а залогодателями — товаропроизводители
в сфере агропромышленного производства.
Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продо-
вольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок ис-
пользования приобретенной в установленном порядке в соб-
ственность государства сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия и другие условия данного залога опре-
деляются
Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже
произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продук-
ция будущего урожая.
Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:
1) выделение бюджетных ресурсов;
2) кредитование;
3) выделение бюджетных ассигнований или кредитование
необходимых для компенсации затрат по хранению и обработ-
ке сельскохозяйственных продукции, сырья и продоволь-
ствия, приобретенных в установленном порядке в собствен-
ность государства.
Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продоволь-
ствия может быть прекращен по инициативе залогодателя с ис-
полнением обеспеченного залогом обязательства или приобрете-
нием в установленном порядке в собственность государства
заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продо-
вольствия. Приобретенные в собственность государства, зало-
женные сельскохозяйственные продукция, сырье и продоволь-
ствие используются для проведения государственных товарных
интервенций, формирования государственных продовольствен-
ных фондов и для иных целей.
Использования и реализации указанных сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия определяется
Правительством РФ. Залог сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия без участия государства осуществляет-
ся в соответствии с положениями гражданского законодатель-
ства.
Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия государство осуществляет на нем заку-
почные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осу-
ществляются в форме организации закупок и проведения залого-
вых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем
и продовольствием, а товарные интервенции — в форме органи-
зации их распродажи из федерального и региональных продо-
вольственных фондов.
Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда
рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье
и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или
в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленно-
го производства не в состоянии реализовать сельскохозяйствен-
ные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спро-
са на них.
Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на
рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продоволь-
ствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыноч-
ных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций,
уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйствен-
ные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правитель-
ство РФ.
Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия, формирование и организа-
ция использования федерального продовольственного фонда, ко-
ординация действий органов государственной власти в сфере аг-
ропромышленного производства возлагаются на государственных
агентов, определяемых Правительством РФ.
Порядок деятельности государственных агентов, осущест-
вляющих государственное регулирование рынка сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия, определяется
Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут устана-
вливать порядок деятельности государственных агентов, осущест-
вляющих государственное регулирование рынка сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия, на территориях
соответствующих субъектов РФ.
Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием го*
сударства осуществляют юридические лица, уполномоченные на
то соответственно Правительством РФ и органами исполнитель-
ной власти субъектов РФ.
Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, став-
ки арендной платы, источники кредитования, необходимые для
его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромы-
шленного производства определяются соответственно Прави-
тельством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии
с гражданским законодательством.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяй-
ственных продукции, сырья и продовольствия являются рыноч-
ные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса
и предложения.
Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию,
сырье и продовольствие применяются в случае, если средние ры-
ночные цены ниже гарантированных, а также при реализации
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не-
посредственно государству или при осуществлении доплат това-
ропроизводителям в сфере агропромышленного производства
в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой
цены и устанавливается органами государственной власти. Га-
рантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйствен-
ным товаропроизводителям с учетом прочих форм государ-
ственной поддержки получение доходов, достаточных для
расширенного воспроизводства, в соответствии с целями,
определяемыми экономической политикой государства на
предстоящий период.
Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продо-
вольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены,
объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уро-
вень гарантированных цен и их индексация, а также порядок
применения гарантированных цен устанавливаются Правитель-
ством РФ.
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются
Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения
цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, по-
крытия расходов, вызванных взиманием налогов и других плате-
жей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками
сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работни-
ков по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной
для ведения расширенного воспроизводства.
Целевые цены (нормативные индикаторы) на сельскохозяй-
ственные продукцию, сырье и продовольствие используются
в качестве основы для установления гарантированных цен на
сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, за-
логовых ставок при залоге с сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компен-
саций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмо-
тренных законодательством РФ.
Порядок использования целевой цены (нормативного инди-
катора) для обеспечения паритетного соотношения цен на про-
мышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия рас-
ходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой
процентов по кредитам, получения работниками сельского хо-
зяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отра-
слям экономики и получения прибыли определяется Правитель-
ством РФ.
Для организаций первичной переработки сельскохозяйствен-
ной продукции, производственно-технического обслуживания
и материально-технического обеспечения агропромышленного
комплекса, занимающих доминирующее положение, может при-
меняться регулирование цен.
Порядок регулирования этих цен, перечень продукции (ус-
луг), на которую устанавливаются федеральными органами ис-
полнительной власти цены, определяет Правительство РФ в со-
ответствии с требованиями антимонопольного законодательства
РФ. Правительство РФ в целях содействия становлению и разви-
тию рыночных отношений в агропромышленном производстве,
стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций организу-
ет заключение между сельскохозяйственными товаропроизводи-
телями и поставщиками материально-технических ресурсов (ус-
луг) ценовых соглашений, направленных на поддержание
паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную про-
дукцию (услуги).
Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроиз-
водителям, предоставляемые за счет средств федерального бю-
джета, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с фе-
деральными законами и иными нормативными правовыми
актами РФ.
Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроиз-
водителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов
РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Из средств федерального бюджета, направляемых на поддержку
и регулирование агропромышленного производства, выделяются
средства для:
1) краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддер-
жания необходимых запасов в агропромышленном производ-
стве;
2) долгосрочного кредитования агропромышленного произ-
водства;
3) залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продо-
вольствия;
4) авансирования закупок сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд;
5) лизинга в сфере агропромышленного производства;
6) предоставления кредитным кооперативам, более 50%
уставного капитала которых принадлежит юридическим и фи-
зическим лицам, занятым в агропромышленном производ-
стве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного
капитала. Правительство РФ создает специальные фонды для
осуществления государственной поддержки кредитования
в агропромышленном производстве и определяет порядок ис-
пользования средств этих фондов. При кредитовании за счет
средств указанных фондов с организаций агропромышленно-
го производства взыскивается не более 25% учетной ставки
Центрального банка РФ.
127
Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся по-
требителями (покупателями) сельскохозяйственных продук-
ции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (по-
ставщиками), находящимися на территории РФ, производятся
по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в до-
говоре.
Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье,
поставленные перерабатывающим и другим организациям, а так-
же за продовольствие, поставленное торговым и другим органи-
зациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоро-
портящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных
документов в банк плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за
сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие осу-
ществляются посредством обязательных платежей не реже 3 раз
в месяц.
Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и про-
довольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2% за каж-
дый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплачен-
ной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней —
в размере 3%. Взыскание пени в пользу поставщика производит-
ся в безакцептном порядке на основании требования поставщика
в соответствии с банковскими правилами банком покупателя
продукции, с взиманием в пользу последнего 5 % полученной
пени.
Организации, закупающие продукцию у сельскохозяйствен-
ных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первооче-
редном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней,
взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязатель-
ного медицинского страхования и Фонд социального страхова-
ния РФ.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур сель-
скохозяйственные товаропроизводители за счет собственных
средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов,
остальные 50% страховых взносов уплачиваются страховщикам за
счет средств федерального бюджета.
Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты
страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сель-
скохозяйственным культурам и по регионам. Государственная
поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводи-
телей возлагается на государственных агентов, определяемых
Правительством РФ.
Порядок и условия организации и проведения страхования
сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного
государственной поддержкой, включая перечень страховых ри-
сков, порядок определения страховой стоимости урожая прини-
маемых на страхование сельскохозяйственных культур, сроки
действия договора страхования, условия формирования допол-
нительных страховых резервов устанавливаются Правитель-
ством РФ.
Суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропро-
изводителей, уплаченных за счет собственных средств по страхо-
ванию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себе-
стоимость сельскохозяйственной продукции.
Уплата страховых взносов по сельскохозяйственному страхо-
ванию производится сельскохозяйственными товаропроизводи-
телями после уплаты налогов и иных платежей в бюджеты всех
уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и Фонд социального
страхования РФ.
В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного
страхования образуется федеральный сельскохозяйственный
страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой
резерв формируется за счет отчислений в размере 5% от общей
суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхова-
ния сельскохозяйственных культур.
Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом
резерве утверждается Правительством РФ. Страховые организа-
ции, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйствен-
ных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны
перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля ри-
сков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правитель-
ством РФ.
Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья
и продовольствия осуществляются с учетом необходимости за-
щиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере
агропромышленного производства и обеспечения продоволь-
ственной безопасности РФ. Правительство РФ в соответствии
с общепризнанными нормами международного права и федеральны*
ми законами в интересах продовольственной безопасности РФ при*
нимает меры:
1) защитного (протекционистского) характера в случаях, ког-
да насыщение рынка сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отече-
ственного производства или импорт приводит к ухудшению
состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей;
2) по стимулированию экспорта сельскохозяйственных про-
дукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает ста-
бильности внутреннего рынка.
Защитные меры принимаются в форме количественных огра-
ничений или введения таможенных пошлин до такой степени
и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения
существенного ущерба или предотвращения угрозы его причине-
ния.
Правительство РФ устанавливает порядок и условия введения
и применения пороговых цен, на основе которых определяются
таможенные пошлины.
Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся
на внутреннем рынке РФ на отдельные виды сельскохозяйствен-
ных продукции, сырья и продовольствия.
Часть средств, полученных от уплаты импортных и экспорт-
ных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей
на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие,
направляется на государственную поддержку агропромышленно-
го производства.
Объемы использования указанных средств определяются фе-
деральным законом о федеральном бюджете на соответствую-
щий год.
Основными направлениями науки и научной деятельности,
которым оказывается государственная поддержка, являются:
1) фундаментальные и прикладные научные исследования;
2) государственные программы в области развития науки
и осуществления научной деятельности;
3) подготовка, повышение квалификации и переквалифика-
ция специалистов в соответствующих учебных заведениях;
4) деятельность служб консультации и информации.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.