Термин «социальная педагогика» активно употребляется с на-
чала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено
немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский
возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки
и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение
педагогики в общественную жизнь углубилось во второй полови-
не ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более
старшие возрастные группы. Рассматривались также представите-
ли общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расши-
рение было связано с социальными и культурными процессами,
происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленно-
сти и технике породил определенные проблемы в области обще-
ственных отношений. Миграция населения из деревень в города
заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям.
Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не име-
ли твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризор-
ных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку
прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продол-
жала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все
же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало воз-
можность социальной педагогике занять определенное место в сфе-
ре воспитания и становления человека. Педагогика развивалась,
и новой ступенью стало появление андрогогики — педагогики взро-
слых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоя-
щее время занималась в основном проблемами образования взро-
слых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась
герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого
возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформи-
ровалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые
имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, ко-
торые дала традиционная педагогика на изменившийся социаль-
ный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики ока-
зался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль — со-
циальную педагогику — ряд ученых стремились свести к изуче-
нию проблематики традиционных «клиентов» педагогики — детей,
подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд осно-
воположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.)
предметом ее исследования считали социальную помощь обездо-
ленным детям и профилактику правонарушений несовершенно-
летних.
Другое определение предмету «социальная педагогика» дал не-
мецкий ученый Пауль Наторп. По его мнению, социальная педа-
гогика исследует проблему интеграции воспитательных сил об-
щества с целью повышения культурного уровня народа. Такое
понимание в полной мере соответствовало социальному заказу
новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педа-
гогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении
всего жизненного пути.
В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в.
в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жиз-
нью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обос-
нование и относительно адекватное практическое воплощение
у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.
Проблемы, которые характерны для социальной педагогики,
стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис
системы воспитания. Появились разработки новых вариантов ра-
боты с детьми по месту жительства и соответствующие методиче-
ские рекомендации. В своем становлении в качестве научной
дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап — этап эмпирический. Это этап сбора данных опыт-
ной деятельности большого количества практических работников
социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно)
в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятель-
ность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот
компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его
в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социаль-
но-педагогической деятельностью проводился и ее научный ана-
лиз в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятель-
ности становится ясно, что она отражает социально-педагогиче-
скую практику различных субъектов и институтов общества. Они
существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной
деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников
учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других спе-
циалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики — научно-эмпи-
рический. Этот этап заключается в построении моделей социаль-
но-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятель-
ности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются
практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социаль-
но-педагогические модели, с помощью некоторых допущений от-
ражающие познавательную и преобразовательную стороны со-
циально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики — теоретиче-
ский. Именно на этом этапе происходит развитие социально-пе-
дагогической теории.
Социальная педагогика — отрасль знания, которая дает отве-
ты на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей раз-
ных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной со-
циализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных
обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе со-
циализации.
Социальная педагогика как учебный предмет пытается нари-
совать будущим педагогам картину социально-педагогической дей-
ствительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социаль-
ное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «социальная педа-
гогика». Он начинается с рассмотрения социализации как со-циаль-
но-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства,
в которых происходит социальное воспитание, его содержание и ме-
тодика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социа-
лизированности человека и издержек социализации.
24 июн. 2011 г.
Home »
» История возникновения социальной педагогики
0 коммент.:
Отправить комментарий