21 июн. 2011 г.

Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом

Под методами государственного регулирования понимается со-
вокупность определенных способов воздействия на всех участ-
ников аграрных правоотношений со стороны органов государ-
ственной власти в процессе реализации этими органами
возложенных на участников аграрных правоотношений задач
и функций.
В сложившейся ситуации очень важна необходимость систем-
ного, комплексного анализа деятельности государственных орга-
нов именно в этой сфере управления экономикой.
Поэтому формы и методы имеют очень важное значение для
исследования регулятивной деятельности. Выделяют несколько
методов государственного регулирования сельского хозяйства.
Основными являются экономические и административные.
Использование административных методов воздействия свя-
зано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими то-
варопроизводителями законодательства, необходимостью обес-
печения рационального использования земли, других природных
ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Админи-
стративные методы представлены методом прямых предписаний
и запретов со стороны государства по отношению к участникам
аграрных правоотношений.
Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления го-
сударственного регулирования преимущественно экономически-
ми методами, посредством использования механизмов финанси-
рования, налогообложения, кредитования, ценообразования
и страхования, что позволяет воздействовать на экономический
интерес участников аграрных отношений.
Административный и экономический методы — основные ме-
тоды в деятельности государственных органов по регулированию
сельского хозяйства.
Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить
их никак нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятель-
ности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть до-
стигнуто только при единстве данных методов.
Важное значение имеют и другие методы государственного
регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, ме-
тод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распро-
страненным является метод убеждений. Этот метод влияния на
общественные отношения представляет собой комплекс воспита-
тельных, разъяснительных и поощрительных действий, которые
осуществляются с целью обеспечения высокой организованности
и дисциплины.
Данный метод выступает как постоянная разъяснительная,
воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению
и углублению работниками собственного опыта, распростране-
нию достижений науки и техники, повышению правовой культу-
ры, моральному и материальному поощрению работников.
На практике все чаще применяется метод дозволения.
Основа этого метода заключается совершенствовании само-
стоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте ква-
лифицированных кадров, повышении активности сельскохозяй-
ственных производителей в управлении производством.
При использовании данного метода государственные органы
предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям
решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в которых ука-
зывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо от-
клонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-
производственной деятельности.
Они применяются при активном участии управленческого
персонала предприятий, специалистов, работников сельского хо-
зяйства и имеет императивный характер. При государственном
регулировании сельского хозяйства применяется также рекомен-
дательный метод. Государственные органы предлагают тот или
иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им ру-
ководствоваться.
Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она
не несет в себе обязательного характера. Рекомендации, обычно,
содержат положения, выполнение которых юридическими санк-
циями не обеспечивается. Поэтому их нельзя считать правовыми
установлениями, так как они лишены свойства обязательности
исполнения. Рекомендательные нормы указывают направления
решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то
она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится
регулирующей для данного хозяйства.
Формы непосредственно выражают действия государствен-
ных органов по регулированию сельскохозяйственными пред-
приятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации.
К основным формам деятельности государства относят право-
творческую, правоприменительную, правоохранительную, орга-
низационную деятельность.
Все формы деятельности органов государственного регулиро-
вания в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их
комплексное использование позволяет оптимально решать зада-
чи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропро-
изводителем, рационально использовать имеющиеся юридиче-
ские способы.
Правотворческая деятельность — это деятельность уполномо-
ченных органов государства, законодательной и исполнительной
власти по изданию соответствующих правовых актов относитель-
но сельскохозяйственной деятельности.
Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится
к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных об-
стоятельствах аграрную политику государства, правовые
нормы с помощью различных способов. Она является опера-
тивно-творческой, требует инициативы, активности, целеу-
стремленности при решении задач, учета всех обстоятельств,
которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяй-
стве.
Организационная деятельность. Цель организационных дей-
ствий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной
деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отра-
слей агропромышленного комплекса.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.