24 июн. 2011 г.

Благотворительность

Благотворительность — это деятельность, в результате кото-
рой частные ресурсы добровольно распределяются их владель-
цами в целях помощи очень нуждающимся людям, решения
общественных проблем, а также улучшения условий обще-
ственной жизни.
Под нуждающимися в этом случае понимаются не только
находящиеся в нужде, но и те люди (специалисты, лица твор-
ческих профессий, политики, учащиеся) и общественные (т. е.
неполитические и некоммерческие) организации, которые
испытывают недостаток в дополнительных ресурсах для реше-
ния личных, профессиональных, культурных и гражданских
задач.
Как частные ресурсы могут выступать финансовые и мате-
риальные средства, а также способности и энергия людей.
В последнее время (примерно с 1960-х гг. когда стали особен-
но быстро развиваться так называемые неправительственные
организации) сформировалось устойчивое представление
о благотворительности не только как о денежных и имуще-
ственных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добро-
вольной) деятельности. А также как об общественном (т. е. не-
коммерческом и неполитическом) деле в прямом смысле это-
го слова.
Широкая мировая практика свидетельствует о том, что
благотворительность, как правило, представляет собой обо-
ротную сторону успешного (временами и ловкого) бизнеса.
Но в то же время она по своей природе противоположна
бизнесу: бизнес стяжателен, ориентирован на извлечение
прибыли, на скапливание средств с целью их вложения и из-
влечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутрен-
нему значению этой деятельности бескорыстна, с ее помощью
средства распределяются, прибыль растрачивается.
При всем том кажущаяся противоположность благотвори-
тельности и предпринимательства отрицается тем, что в со-
циальном плане они часто представляют собой разные сто-
роны одной медали. Не случайно почти во все времена
филантропия — в такой же мере, как и предпринимательство, —
оживляла и жадный интерес, и скепсис, и подозрение, что это,
конечно, хотя и нужное, но сплошь и рядом грязное дело.
С одной стороны, в благотворительности, бесспорно, ус-
матривались великое благо и возможность спасения для мно-
гих, даже вконец утративших надежду. С другой — в благотво-
рительности зрели источник социального и морального зла,
«самообман нечистой совести».
Что же такое благотворительность: этика или социальная
инженерия? Переосмысление значения благотворительности
в жизни общества приготовило интеллектуальную почву для
замены принципиальных и прагматических приоритетов бла-
готворительности, для изменения мнения о благотворитель-
ности как элементе и факторе общественной жизни.
Во второй половине XIX в. в деле филантропических орга-
низаций, главным образом, американских, происходил ради-
кальный перелом: благотворительность все менее рассматрива-
лась как способ раздачи благ бедным; ее задача усматривалась
в совершенствовании состояния общества в целом.
Например, признается, что благотворительность должна
обеспечивать людей не предметами потребления, а средства-
ми, с помощью которых они смогут сами себе помочь; под-
держка, таким образом, совершенно определенно находится
в том, чтобы нуждающиеся перестали являться зависимыми
и могли быть ответственными за свою жизнь.
Но в этом случае сама благотворительность как целенапра-
вленная деятельность должна стать другой: просвещенной,
научной, контролируемой, технологичной.
В отличие от старой филантропии, которая несла в себе дух
патернализма, новая филантропия обязана стать деятельно-
стью, имеющей ввиду планомерное развитие общества и ши-
рокомасштабное улучшение жизни человека. Методология
нового подхода к благотворительной помощи, которая была
заимствована из социальной инженерии, заключается в следую-
щем: сформулировать вопрос в терминах объективно фиксируе-
мых критериев; определить цели, поддающиеся контролю; по-
добрать средства для реализации данных целей и достижения
конструктивных практических результатов.
Показателен в этом плане опыт очень известного промы-
шленника и впоследствии одного из крупнейших в XX в. фи-
лантропов Дж. Форда. В духе своего времени он исходил из
того принципа, что истинная помощь нуждающимся состоит
в том, чтобы предоставить им самим возможности зарабаты-
вать себе на жизнь. Как и мыслитель Сенека, Форд выступал
не против благотворительности, а против собственно расточи-
тельности: расточительно оказывать организованную по-
мощь, отдавая при этом физически и психически здоровым
работникам рабочие места, на которых можно было бы ис-
пользовать неквалифицированный или частичный труд.
Как пример частного решения проблем в Детройте, где
располагались заводы Форда, была организация на коммерче-
ской основе бесплатной специальной профессиональной шко-
лы для детей рабочих и рабочей молодежи. Форд, таким обра-
зом, взялся реализовать совет, предложенный Конфуцием, —
учить ловить рыбу, а не просто раздавать ее.
Проблема не так уж и проста. Как быть с порядком работ,
в частности, в условиях экономического спада и роста безра-
ботицы? Стоит ли тратить деньги на благотворительность, об-
учение и создание рабочих мест, когда денег очень мало (на-
пример, хватает только на организацию небольшого курса
обучения, но не на предоставление работы по профессии)
и надо выбирать между оказанием конкретной помощи кон-
кретно нуждающемуся человеку и организацией условий для
того, чтобы бедствующий сегодня не нуждался завтра? Понят-
но, что первое требует намного меньших материальных и ор-
ганизационных средств, чем второе.
Хотя поворот в деле благотворительности нельзя истолко-
вывать односторонне: отказаться от раздачи не обеспеченных
трудом ресурсов и организовать обучение и переквалифика-
цию нуждающихся.
Сам вопрос организованного оказания помощи не одноро-
ден по своим задачам. Данная проблема не стоит при этом та-
ким образом, что надо перестать раздавать продукты и деньги
и начать раздавать рабочим знания и умения. Люди, конечно
же, нуждаются в помощи, и причем в разной степени.
Кому-то сегодня не хватает денег, чтобы, например, орга-
низовать выставку экзотических бабочек, а кто-то не знает,
чем ему накормить своего ребенка. Поэтому и формы помощи
должны быть разнообразными, как в плане объекта благотво-
рительности (кому помогают) и предмета (чем в настоящее
время помогают) помощи, так и в плане социальных функций
оказываемой помощи (какие задачи должны решаться благо-
творительной помощью).
В настоящее время развитые индустриальные общества
могут позволить себе содержание очень значительных масс
малообеспеченных людей.
Современные благотворительные программы направлены
не только на поддержание достаточного жизненного уровня
нуждающихся, но в широком масштабе — на финансирование
различных научных, образовательных, экологических, со-
циально-культурных и т. п. программ.
Однако неправильно было бы считать, что с их помощью
действительно возможно разрешить многие социальные про-
тиворечия, причем даже в развитых обществах «золотого мил-
лиарда» человечества. И более того, сама по себе благотвори-
тельность — и как система перераспределения ресурсов, и как
область специальной деятельности — остается источником
очень серьезных проблем социально-этического, нравствен-
ного порядка. Нравственная критика благотворительности
в наше время производит сдвиг в решении прагматических во-
просов на ценностные и нормативные ориентиры и подводит
тем самым к наиболее специфическим и человекоориентиро-
ванным темам. Этическое рассуждение о филантропии пыта-
ется выявить ее нравственный смысл с точки зрения заповеди
любви. В ходе данного рассуждения проясняется и само чело-
веколюбие.
В такой связи представляют интерес размышления Л. Н. Тол0
стого и Ф. М. Достоевского о явлении благотворительности.
По сути дела, исторически их можно отнести к тому же сам-
ому времени, когда в Западной Европе и в Америке происхо-
дит значительное переосмысление самой социальной миссии
благотворительности.
В России в то далекое время совсем не было условий для
развития принципов и методов филантропии. Но постижение
того, что принципы и методы благотворительности должны
отвечать нравственным критериям, бесспорно, было.
И Ф. М. Достоевский, и Л. Н. Толстой в критике благотво-
рительной практики очень точно отметили наиболее важ-
ные этические проблемы. Но таким же образом полемика
о благотворительности была переведена в более широкое, не-
сомненно, и нравственно, и духовно значимое, но проблемно
иное русло — общих этических задач человека, путей его сам-
опонимания и совершенствования.
Помощь другим людям, как правило, нуждающимся, — это
выражение солидарности и учтивости к ним, а собственно че-
ловеколюбие является милосердием, в свете которого целесо-
образные аргументы утилитаризма потеряют свою остроту.
Милосердие не должно подсчитывать равенства благ, что
очень важно для государства или добросовестного благотвори-
тельного фонда, оно дарит и сострадает.
Благое дело как нравственная тема выражается не просто
в готовности делиться, отдавать, но и в готовности выйти из
ограниченности личного эгоизма.
Только бескорыстных действий, только самоотверженности
далеко не достаточно. Здесь будут необходимы как понимание,
так и сочувствие, солидарность, чтобы воплотить в жизнь за-
поведи любви.
Милосердие потребует от человека не только щедрости, но
также и духовной чуткости, и моральной зрелости, и поэтому
ему надо самому возвыситься до добра, искоренив в себе зло,
чтобы суметь сделать добро другому. Этический и прагматиче-
ски-инженерный подходы к явлению благотворительности
значительным образом дополняют друг друга.
Необходимо иметь ввиду, что нравственная критика благо-
творительности выступает прежде всего как немаловажный
вклад в преодоление нравственных искажений в филантро-
пии. А также благотворительность проявляется как показатель
нравственной зрелости, но не совершенства человека. В ходе
критики благотворительности были предложены, несомнен-
но, принципиальные критерии, которые и привнесли в благо-
творительную деятельность расчет и рачительность.
Свободные финансовые средства и материальные ресурсы
должны концентрироваться с наибольшей эффективностью
и делиться таким образом, чтобы благо и материальные сред-
ства частных лиц при их желании могли бы значительным об-
разом способствовать приумножению блага всего общества.
И хотя в рамках тех или иных благотворительных проектов
эти меры инструментализируются соответственно програм-
мным целям, в основании общей оценки конкретных благо-
творительных программ находится их вклад в дело благоден-
ствия общества и повышения благополучия отдельных его
граждан.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.