21 июн. 2011 г.

Классификация источников аграрного права

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных
между собой сферы правового регулирования. Одна из них — тра-
диционная область аграрных отношений, складывающихся
в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при об-
работке земли, производстве продукции растениеводства и жи-
вотноводства.
Другая область отношений, регулируемых аграрным правом,
включает в себя деятельность подсобных предприятий и промы-
слов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохо-
зяйственной продукции и производством продовольствия.
Источники аграрного права служат формой выражения и закре-
пления аграрной политики государства как важного фактора,
влияющего на формирование и развитие юридических институ-
тов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аг*
рарная политика государства складывается в форме социальных
ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов ре-
гулирования отношений между городом и деревней, экономиче-
ских отношений в деревне, программ решения продовольствен-
ного вопроса.
Стратегия государства в аграрной политике вытекает из глубоко
распространяющихся в аграрном секторе товарно-денежных от-
ношений при наличии тенденций к формированию многоуклад-
ной аграрной экономики. Это выразилось в законодательном
закреплении земельных участков в частную собственность граж-
дан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общеприз-
нанным международным документам. Аграрное законодатель-
ство отдает приоритет такому праву, как право на свободный
выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними
права на земельную долю.
Источники права — это внешняя форма выражения правотвор-
ческой деятельности государства при поддержке волеизъявления
народа, с помощью которой воля законодателя становится обяза-
тельной для исполнения. Специфика источников аграрного
права выражается в механизме их законодательного закрепления —
они часто служат формой выражения в специальных актах аграр-
ного законодательства, которые не входят ни в одну из основных
отраслей законодательства.
Большинство норм аграрного права устанавливаются ком-
плексными нормативно-правовыми актами, предназначенными
специально для регулирования аграрных отношений. В состав
комплексных правовых актов, оформляющих превращение сово-
купности пограничных правовых институтов в новую комплекс-
ную отрасль — аграрное право, входят также нормы гражданско-
го, административного, трудового, иных основных отраслей
права. Это комплексный характер правовых норм. В аграрно-пра-
вовой доктрине распространенной является трехчленная класси*
фикация источников аграрного права.
Они делятся по способу правотворчества на нормативные
правовые акты государства, акты санкционированного и делеги-
рованного правотворчества. В аграрном праве в большой степе-
ни, чем в других отраслях права, используются в качестве источ-
ников права акты санкционированного и делегированного
правотворчества.
Санкционирующая деятельность — многообразная правовая
деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобре-
нию нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих
организаций и органов общественного самоуправления крестьян —
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяй-
ственных кооперативов.
Специфика делегированного правотворчества выражается в том,
что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие органи-
зации и органы общественного крестьянского самоуправления на
выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее
не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аг-
рарных отношений. Делегированное правотворчество в сфере госу-
дарственного управления связано, как правило, с временным
предоставлением подчиненному государственному органу права
вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет
компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространен-
ной формой источника права являются нормативно-правовые
акты.
1. Главным источником аграрного права, как и для всех осталь-
ных отраслей российского права является Конституция Россий-
ской Федерации, которая обладает верховенством над всеми пра-
вовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую
юридическую силу от 12 декабря 1993 г. Юридическая сила — это
способность нормативного акта регулировать общественные от-
ношения.
2. Федеральные конституционные законы (при конкуренции
нормативно-правовых актов различной юридической силы при-
меняется тот нормативный акт, который имеет большую юриди-
ческую силу) которые комментируют многие положения Консти-
туции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.
3. Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере
действия:
1) общего действия;
2) специального действия.
Если закон специального действия регулирует общественные
отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон
специального действия; если закон общего действия регулирует
общественные отношения, не урегулированные законом спе-
циального действия, то действует закон общего действия; если
закон общего действия регулирует отношения, урегулированные
законом специального действия, то действует закон специально-
го действия.
Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные пра-
воотношения, можно выделить такие, как Федеральный закон
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный
закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также коди-
фицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ,
Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и дру-
гие.
4. Подзаконные акты — указы Президента. С 1991 г. президен-
ту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законода-
тельства, с этого момента указы президента приобрели силу зако-
нов, это явление стали называть «указным законодательством»,
а также постановления Правительства РФ, которые также отно-
сятся к подзаконным актам.
5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений
играют нормативно*правовые акты субъектов Российской Федера*
ции и локальные акты. Главной особенностью таких актов являет-
ся то, что они ограничены в применении территориальными
признаками.
Вопросы, регулируемые такими актами в основном примени-
мы к определенному субъекту РФ по четко обозначенным приз-
накам, например, наличие законодательных актов республик-
субъектов РФ, регулирующих производственно-хозяйственную
деятельность в той или иной отрасли (например, для Республики
Саха (Якутия)) — животноводства, связано с региональной спе-
циализацией по вопросам сельского хозяйства, исходя из природ-
но-климатических условий региона.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.