21 июн. 2011 г.

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое на-
чало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла
в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября
1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом
и стать самостоятельным и независимым хозяином.
После провозглашения в 1990—1992 гг. аграрной и земельной
реформы начался новый этап в истории преобразования отече-
ственного сельского хозяйства. Формирование конкурентной
среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из глав-
ных целей, на достижение которой были направлены действия
реформаторов.
Однако процесс формирования сельского хозяйства шел
сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые прак-
тические шаги в формировании укладов аграрной экономики.
Одним из таких укладов стало фермерство — малая форма агро-
промышленного бизнеса на семейной основе.
Фермерское хозяйство — это деловое предприятие, в бизнес-
менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг,
компетентное управление ресурсами (в том числе природными,
финансовыми, техническими и человеческими), планирование
и прогнозирование.
Фермерское хозяйство представляет собой объединение граж-
дан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей
собственности имущество и совместно осуществляющих произ-
водственную и иную хозяйственную деятельность (производство,
переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельско-
хозяйственной продукции), основанную на их личном участии
(ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве»).
80
Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют
крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сель-
ских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят по-
требительский характер, обладают иным мотивационным меха-
низмом.
Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства
по существу является деятельностью, основанной на труде чле-
нов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку.
Такого рода деятельность по производству сельскохозяйствен-
ной продукции ориентирована преимущественно на потребле-
ние продукции внутри самого хозяйства и не требует юридиче-
ского оформления хозяйственной деятельности и ведение
официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств
в фермерские связано с развитием новых технологий, повыше-
нием уровня механизации, общей и профессиональной культу-
ры крестьян.
Перечисленные выше особенности фермерских хозяйств, вы-
явленные на основе обобщения опыта создания и функциониро-
вания таких хозяйств и дали повод говорить о необходимости
уточнения правовой организации крестьянского (фермерского)
хозяйства, сформулированной в старой редакции ФЗ «О кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве».
Прежнее определение не давало возможности четко разграни-
чить данную организационно-правовую форму от других форм
сельскохозяйственного производства.
Государство оказывает различные виды поддержки агропро-
мышленному комплексу, фермерским хозяйствам, способствует
их образованию и осуществлению своей деятельности. Правовые,
экономические и социальные основы создания и деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств установлены ФЗ «О кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве».
Крестьянские (фермерские) хозяйства появились в период пе-
рестройки и, по существу, заменили собой колхозные дворы.
Крестьянское (фермерское) хозяйство является относительно но-
вой организационно-правовой формой аграрного предпринима-
тельства, которая возникла в связи с осуществлением аграрной
реформы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хо-
зяйстве» фермерское хозяйство представляет собой объединение
граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в об-
щей собственности имущество и совместно осуществляющих
производственную и иную хозяйственную деятельность (произ-
водство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию
сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном
участии.
В соответствии с действующим законодательством фермер-
ское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1
ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1
ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности
фермерских хозяйств применяются правила гражданского зако-
нодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, яв-
ляющихся коммерческими организациями, если иное не предус-
матривается законодательством РФ.
Фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на
него распространяются законодательные нормы, обязательные
для юридического лица. До вступления в силу ФЗ «О крестьян-
ском (фермерском) хозяйстве» правовые основы создания КФК
устанавливались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с ко-
торым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались
как юридические лица.
Однако с вступлением в силу ФЗ «О крестьянском (фермер-
ском) хозяйстве» положения Закона РСФСР «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» утратили силу, и теперь крестьянские
(фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образо-
вания юридического лица (п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фер-
мерском) хозяйстве»).
При этом п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяй-
стве» установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, ко-
торые созданы как юридические лица в соответствии с Законом
РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сох-
ранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.».
Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения право-
вого статуса крестьянского фермерского хозяйства в соответствие
с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона
от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части пер-
вой Гражданского кодекса Российской Федерации». Следует от-
метить, что процедура приведения правового статуса КФК в соот-
ветствие с действующим законодательством (ГК РФ) заключается
в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на
физическое, т. е. последнему следует стать предпринимателем без
образования юридического лица. Для такого перехода фермеру
необходимо подать заявление по форме № Р27002 в инспекцию
по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с отмет-
кой о месте регистрации.
Исходя из этих сведений представители налоговых органов
вносят сведения о фермерском хозяйстве в государственный ре-
естр индивидуальных предпринимателей и одновременно исклю-
чат их из государственного реестра юридических лиц. Однако
смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов,
если они имеются.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хо-
зяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его го*
сударственной регистрации. Постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином
Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей,
правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юриди-
ческих лиц и индивидуальных предпринимателей документов
(сведений) и передачи их на постоянное хранение в государствен-
ные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в По-
становления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439»
установлено, что государственная регистрация фермерских хо-
зяйств осуществляется в порядке, установленном для государ-
ственной регистрации физических лиц в качестве индивидуаль-
ных предпринимателей.
Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяй-
стве», к предпринимательской деятельности фермерского хозяй-
ства, осуществляемой без образования юридического лица, при-
меняются правила гражданского законодательства, которые
регулируют деятельность юридических лиц, являющихся ком-
мерческими организациями, если иное не вытекает из федераль-
ного закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа
правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяй-
ственным товаропроизводителем в соответствии с законодатель-
ством РФ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хо-
зяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов РФ, органы местного сам-
оуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осу-
ществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фер-
мерским хозяйствам, в том числе посредством формирования
экономической и социальной инфраструктур для обеспечения
доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам,
а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпри-
нимательстве.
Вмешательство федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермер-
ского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предус-
мотренных законодательством РФ.
Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хо*
зяйств — ведение товарного сельскохозяйственного производ-
ства.
Они обладают специальной правоспособностью, могут зани-
маться различными видами деятельности, не запрещенными дей-
ствующим законодательством, но при сохранении производства,
переработки и реализации сельскохозяйственной продукции
в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермер-
ского хозяйства и осуществления его деятельности земельные
участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохо-
зяйственного назначения в соответствии с гражданским и земель-
ным законодательством.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.