21 июн. 2011 г.

Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций

Члены (участники) колхоза, хозяйственного товарищества,
общества, а также трудовой коллектив совхоза с согласия соб-
ственника вправе принять решение о сохранении существующей
формы хозяйствования с приведением ее в соответствие с дей-
ствующим законодательством или решение о реорганизации
и создании на ее базе одного или нескольких кооперативов, либо
иных сельскохозяйственных организаций, либо крестьянских
(фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном ГК РФ и ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации».
Реорганизация юридического лица согласно ст. 57 ГК РФ озна-
чает слияние, присоединение, разделение, выделение или преоб-
разование. В ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» под
реорганизацией понимается прежде всего изменение организа-
ционно-правовой формы сельскохозяйственной организации
(преобразование) с одновременным разделом на несколько но-
вых организаций (или без такого раздела). Аграрная реформа
в России, начавшаяся в 1991—1992 гг., предполагала прежде все-
го проведение реорганизации колхозов и совхозов, которые пред-
ставляли собой тогда две основные формы аграрного производ-
ства. Причем такая реорганизация включает два момента:
1) передачу прав на имущество и землю колхозов и совхозов
самим работающим путем наделения их паями;
2) преобразование колхоза, совхоза в коммерческую органи-
зацию одной из установленных законом форм.
Нетрудно заметить, что почти вся ст. 10 ФЗ «О сельскохозяй-
ственной кооперации» выходит за рамки сферы регулирования
указанного закона. Она устанавливает общие нормы реорганиза-
ции в сельском хозяйстве.
Это объясняется только пробелами законодательства в этой
области. Реформа аграрной отрасли регулируется лишь нес-
колькими указами Президента РФ и постановлениями Прави-
тельства РФ, принятыми в основном в 1992—1993 гг.; ни одного
крупного закона на эту тему не принято, некоторые важнейшие
вопросы вообще не решены в нормативном порядке. Поэтому
Закон о сельскохозяйственной кооперации взял на себя решение
части общих, наиболее острых проблем.
Регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты
представления необходимых документов либо в течение 30 кален-
дарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитан-
ции об отсылке учредительных документов.
Регистрация осуществляется путем присвоения кооперативу
очередного номера в журнале регистрации поступающих доку-
ментов и проставления специальной надписи (штампа) с наи-
менованием регистрирующего органа, номером и датой на 1-й
странице (титульном листе) устава кооператива, скрепляемой
подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Данные государственной регистрации, в том числе для коммер-
ческих организаций — фирменное наименование, включаются
в единый государственный реестр юридических лиц, открытый
для всеобщего ознакомления. Содержащееся в ст. 1 ФЗ «О сель-
скохозяйственной кооперации» упоминание о том, что коллектив
сельскохозяйственной организации вправе принять решение
о сохранении существующей формы хозяйствования, на первый
взгляд не имеет смысла, такое право само собой разумеется. Од-
нако данное положение представляет собой новую редакцию уже
действующей нормы.
Дело в том, что первоначально решениями по аграрной ре-
форме предписывалось всем без исключения колхозам и совхо-
зам в максимально короткие сроки провести реорганизацию.
Но многие хозяйства, достаточно эффективно работавшие в рам-
ках устоявшейся организационно-правовой формы, не хотели ее
менять.
Поэтому было установлено, что «в случае принятия собрания-
ми трудовых коллективов решений о сохранении прежней формы
хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и сов-
хозов с закреплением за ними земли в соответствии с действую-
щим законодательством». И этим положением воспользовались
коллективы многих хозяйств, благодаря чему, в частности, сохра-
нилась до сих пор и нашла свое закрепление в ФЗ «О сельскохо-
зяйственной кооперации» отвергнутая было колхозная форма
производства. Однако на практике возникает очень много вопро-
сов, связанных с применением упомянутой нормы. Поэтому
в данной статье ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» она
уточняется.
1. Здесь закреплено, что при сохранении существующей фор-
мы необходимо ее приведение в соответствие с действующим за*
конодательством. В частности, многие стороны правового поло-
жения колхозов изменились в связи с принятием Закона
о сельскохозяйственной кооперации. Вопрос об изменении пра-
вового статуса встал перед многими сельскохозяйственными ор-
ганизациями и в связи с принятием нового ГК РФ, изменившего
перечень возможных форм коммерческих организаций и некото-
рые правовые вопросы их деятельности по сравнению с суще-
ствовавшими ранее.
2. Статья вносит уточнение в отношении совхозов: решение об
изменении или сохранении формы хозяйствования коллектив совхо*
за принимает с согласия собственника. Совхозы являлись государ-
ственными предприятиями до 1991 г., когда в соответствии с вне-
сенными в ст. 12 Конституции РСФСР изменениями они были
признаны собственниками своего имущества. Поэтому совхозы
не подлежали приватизации, а реорганизовывались так же, как
и колхозы, но некоторые из них сохранили свою организацион-
но-правовую форму. Однако поскольку ГК РФ не предусматри-
вает такой разновидности коммерческих организаций, то непре-
образованные совхозы становятся унитарными предприятиями,
переходят в государственную или муниципальную собственность.
В случае реорганизации сельскохозяйственной организации
ее члены (участники, работники) самостоятельно принимают
решение о вступлении в кооператив либо в иные предусмотрен-
ные гражданским законодательством сельскохозяйственные
организации или образуют крестьянские (фермерские) хозяй-
ства. В п. 2 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
речь идет о том, что реорганизация в сельском хозяйстве прово-
дится не автоматически и не в массовом порядке, а исключи-
тельно индивидуально, т. е. если на базе сельскохозяйственной
организации образуется кооператив, то каждый работник
(участник), желающий в него вступить, подает заявление с про-
сьбой о приеме.
В случае принятия решения о вступлении в производствен-
ный кооператив, созданный на базе сельскохозяйственной орга-
низации, член (участник) сельскохозяйственной организации
вносит в паевой фонд производственного кооператива паевой
взнос в размерах и в сроки, которые установлены Федеральным
законом «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом кооп-
ератива.
При реорганизации сельскохозяйственной организации ее
член (участник) вправе передать выделенный ему земельный
участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паево-
го взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без усло-
вия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооп-
ератива) либо передать земельный участок, находящийся в его
собственности, кооперативу в аренду на условиях, установлен-
ных законодательством РФ и законодательством субъектов
РФ.
В п. 3 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» гово-
рится о внесении паевых взносов при вступлении в производ-
ственный кооператив, создаваемый на базе сельскохозяйствен-
ной организации. Данная норма может быть точно так же
применена и при вступлении в потребительский кооператив,
и при вступлении в «новый» производственный кооператив.
Паевой взнос обязателен при вступлении в кооператив любо-
го вида. Гражданин, получивший имущественный пай и земель-
ную долю при выходе из сельскохозяйственной организации, мо-
жет использовать их в качестве такого взноса. Раздел имущества
сельскохозяйственных предприятий на паи, а земли на доли рабо-
тающих предусмотрен упоминавшимися постановлениями по аг-
рарной реформе.
В качестве паевого взноса может выступать начисленный
имущественный пай: если в сельскохозяйственный кооператив
преобразуется сельскохозяйственная организация вся цели-
ком или отдельное ее подразделение, тогда вновь образуемый
кооператив получает часть основных и оборотных средств, со-
ответствующую количеству паев членов реорганизуемой сель-
скохозяйственной организации, вступающих в этот коопера-
тив.
Однако при реорганизации сельскохозяйственных пред-
приятий каждый собственник или группа собственников
имущественных паев имеют право и на получение в счет пая
имущества в натуральном выражении или, если это невоз-
можно, на денежную компенсацию стоимости имуществен-
ного пая. В дальнейшем они могут внести это имущество или
денежные средства в паевой фонд сельскохозяйственного ко-
оператива, который они создадут или в который собираются
вступить.
Однако в кооперативах может применяться и передача права
пользования земельной долей, в том числе ассоциированными
членами. В этом случае соглашением членов кооператива устана-
вливается оценка права пользования долей в рублях; она учиты-
вается при расчете паевого взноса, а дивиденды выплачиваются
на каждый рубль суммы оценки.
Право пользования земельной долей, согласно упомянутым
Рекомендациям, вносится в уставный капитал организации на
срок не более трех лет, с возможностью внесения права пользова-
ния земельной долей в дальнейшем.
В течение этого срока собственник сохраняет возможность
выделения земельного участка в счет доли в натуре. Все положе-
ния, касающиеся внесения в паевой фонд кооператива земельных
долей, действуют и тогда, когда гражданином передается не доля,
а непосредственно земельный участок, выделенный ему в нату-
ральном выражении в ходе реорганизации того или иного хозяй-
ства. При несогласии собственников земельных долей с местопо-
ложением выделяемого им земельного участка споры решаются
в судебном порядке.
В п. 3 ст. 38 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» гово-
рится также о передаче земельного участка собственником в аренду
кооперативу. Такая передача не может рассматриваться как па-
евой взнос. Между арендатором и арендодателем заключается до-
говор аренды, который подлежит регистрации в установленном
порядке на местах в комитетах по земельным ресурсам и землеу-
стройству.
Причем арендодателями могут выступать как отдельный соб-
ственник, так и группа собственников земельных долей. Устано-
влено, что договоры аренды земельных долей заключаются на
срок не менее трех лет. Конкретный срок аренды и условия опла-
ты определяются договором. В счет арендной платы арендодатель
может получить деньги, продукцию или услуги кооператива.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых
для производства сельскохозяйственной продукции, не ограни-
чивается.
При передаче земельной доли в аренду или в пользование зе-
мельный налог по договору с собственником может выплачивать-
ся арендатором или пользователем. При образовании в результате
реорганизации нескольких сельскохозяйственных организаций
или крестьянских (фермерских) хозяйств разделу не подлежат
объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи,
сушилки, зернотока, склады и др.), услугами которых пользова-
лись все члены (участники) реорганизуемой сельскохозяйствен-
ной организации.
Перечень указанных объектов определяется решением об-
щего собрания членов (участников) реорганизуемой сельско-
хозяйственной организации. Стоимость данных объектов ис-
ключается из стоимости имущества, распределяемого по
имущественным паевым взносам членов (участников) реорга-
низуемой сельскохозяйственной организации, и указанные
объекты объявляются неделимыми за исключением следую-
щих случаев, когда они могут быть поделены в стоимостном вы*
ражении:
1) если в силу удаленности сельскохозяйственной организа-
ции или крестьянского (фермерского) хозяйства от объектов
производственной инфраструктуры им экономически нецеле-
сообразно пользоваться указанными объектами;
2) если сельскохозяйственная организация или крестьянское
(фермерское) хозяйство имеют аналогичные объекты произ-
водственной инфраструктуры и у них нет необходимости в ис-
пользовании общих объектов производственной инфраструк-
туры.
В случае, если не менее 51% от всей суммы имущественных
паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты производ-
ственной инфраструктуры, передается в паевой фонд одного из
производственных кооперативов, указанный кооператив имеет
право включить эти объекты в свой неделимый фонд при условии
принятия остальных сельскохозяйственных организаций или
крестьянских (фермерских) хозяйств, образовавшихся в результа-
те реорганизации, с их согласия в ассоциированные члены кооп-
ератива и при условии обеспечения указанным ассоциированным
членам возможности использования этих объектов на договор-
ных началах.
Пункт 4 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» со-
держит норму общего характера, относящуюся к любым сельско-
хозяйственным организациям, подлежащим разделу на несколь-
ко новых организаций либо крестьянских хозяйств. В то же время
п. 5 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», являющий-
ся логическим продолжением предыдущего пункта, распростра-
няется только на кооперативы.
Поэтому в будущие нормативные правовые акты о других ви-
дах коммерческих организаций целесообразно было бы вклю-
чить аналогичные положения, обязывающие сельскохозяйствен-
ные организации, которые получили неделимые объекты
производственной инфраструктуры реорганизованного хозяй-
ства, обеспечить возможность пользования ими другим органи-
зациям и крестьянским хозяйствам, образовавшимся в ходе этой
же реорганизации.
При нежелании остальных сельскохозяйственных организа-
ций и крестьянских (фермерских) хозяйств вступать в ассоцииро-
ванные члены производственного кооператива им компенсирует-
ся стоимость их паев, приходящихся на неделимые объекты
производственной инфраструктуры, либо они передают указан-
ные неделимые объекты производственной инфраструктуры со-
ответствующему производственному кооперативу в доверитель-
ное управление.

По договору доверительного управления имуществом, о котором
идет речь в п. 3 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
одна сторона передает другой стороне (доверительному упра-
вляющему) на определенный срок имущество в доверительное
управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление
этим имуществом в интересах учредителя управления или указан-
ного им лица.
Такая передача имущества не влечет перехода права собствен-
ности. Доверительный управляющий вправе совершать в отно-
шении переданного ему по договору имущества любые юридиче-
ские и фактические действия, но законом или договором могут
быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных таких
действий.
Сделки с переданным в доверительное управление имуще-
ством доверительный управляющий совершает от своего имени,
указывая при этом, что он действует в качестве такого управляю-
щего.
Он представляет учредителю управления отчет о своей дея-
тельности в сроки и в порядке, установленные договором дове-
рительного управления имуществом. Договором может быть
предусмотрено вознаграждение доверительному управляющему;
он имеет право также на возмещение необходимых расходов,
произведенных им при доверительном управлении имуществом,
за счет доходов от использования этого имущества. Доверитель-
ный управляющий, не проявивший должной заботливости об
имуществе учредителя управления, возмещает убытки, причи-
ненные утратой или повреждением имущества, а также упущен-
ную выгоду.
Доверительный управляющий несет лично обязательства по
сделке, совершенной им с превышением предоставленных ему
полномочий или с нарушением установленных для него ограни-
чений.
Договор доверительного управления имуществом заключается
на срок, не превышающий пяти лет. При отсутствии заявления
одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его
действия он считается продленным на тот же срок и на тех же
условиях, какие были предусмотрены договором.
В случае, если ни одна из сельскохозяйственных организа-
ций и (или) ни одно из крестьянских (фермерских) хозяйств, об-
разовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйствен-
ной организации, не имеют 51% от всей суммы имущественных
паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты произ-
водственной инфраструктуры, либо в случае, если производ-
ственный кооператив, имеющий право включить неделимые
объекты производственной инфраструктуры в свой неделимый
фонд, отказывается сделать это, для использования указанных
объектов образуются один или несколько потребительских ко-
оперативов.
В соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным
законом «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом потре-
бительского кооператива, который создан в целях использования
неделимых объектов производственной инфраструктуры, членом
потребительского кооператива либо участником договора об ис-
пользовании указанных объектов в производственном коопера-
тиве имеет право быть любой сельскохозяйственный товаропро-
изводитель, осуществляющий деятельность на территории
реорганизуемой организации.
Потребительский кооператив, о котором говорится в п. 10 и 11
ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», является наибо-
лее подходящей формой организации, создаваемой для использо-
вания неделимых объектов производственной инфраструктуры
реорганизованного хозяйства. Но было бы неверно рассматри-
вать его как единственно возможную форму. Потребительский ко*
оператив создается в соответствии со свободным решением его учре*
дителей — сельскохозяйственных организаций и фермерских
хозяйств, и они вполне могут в данной ситуации принять реше-
ние о создании хозяйственного общества или товарищества, а не
кооператива.
То же самое можно сказать и в отношении закрепленного
в п. 8 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» права каж-
дого сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляю-
щего свою деятельность на территории реорганизуемой организа-
ции, пользоваться объектами производственной инфраструктуры.
Для реализации такого права должна существовать обязан-
ность потребительского кооператива принять в свои члены любо-
го сельскохозяйственного товаропроизводителя, действующего
на данной территории. Однако на наш взгляд такая обязанность
не является безусловной.
Право принятия решения о приеме в члены кооператива или
об отказе в приеме принадлежит в любом случае общему собра-
нию потребительского кооператива. Целесообразно в уставах та-
ких кооперативов, создаваемых для использования неделимых
объектов производственной инфраструктуры, фиксировать преи-
мущественное право на прием в члены кооператива указанных
товаропроизводителей, а также основания, по которым в приеме
может быть отказано.
Кооператив может быть создан и на базе преобразованного
крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае согласно
ст. 259 ГК РФ кооператив как юридическое лицо приобретает
право собственности на имущество, передаваемое ему членами
фермерского хозяйства в качестве взносов; размер взносов уста-
навливается исходя из долей членов хозяйства в праве общей соб-
ственности на имущество крестьянского хозяйства.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.