1. Общие положения
2. Земские начальники
3. Земства
4. Городское самоуправление
5. Наступление на судебную систему
1. С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьян¬ское движение, 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к ре¬акционной политике.
Контрреформы 1880— 1890гг. в России— это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положе¬ний, установлен-ных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.
Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и обществен¬ного спокой-ствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государст-венного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти переда-валась генерал-губернатору, расши¬рялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.
2. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.
Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вво¬дился институт земских участковых начальников. На них воз¬лагались поли-цейско-судебные и административные функ¬ции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, ру-ководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.
Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образо¬вание, стаж рабо-ты, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось гу¬бернатором и подлежало утвер-ждению министром внутренних дел.
Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они ис¬чезли совсем.
3. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась ку-риальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомст¬венные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был зна-чительно по¬вышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дво¬рянства в земских органах значительно усилилось.
Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся гу¬бернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приоста¬новить или отменить любое решение органов земского само¬управления.
4. В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущест¬венный ценз, что привело к отстранению от выборов в город¬ские думы мелкой и части средней буржуазии.
Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промыш¬ленных пред-приятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представи¬тельство дворянства и круп-ной буржуазии.
Усиливался контроль за деятельностью органов городско¬го самоуправления: решения городских дум подлежали ут¬верждению губерн-скими правлениями.
Для малых городов Положением устанавливалось «упро¬щенное управление»: сход домохозяев города избирал собра¬ние уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.
5. С нарастанием реакции в стране стала развиваться сис¬тема административной репрессии. Определенную роль сыг¬рало примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для пред¬упреждения и пресечения преступлений и проступков.
Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.
В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандарма Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал мер к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием с нота с участием сословных представителей.
В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведен дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. — дела противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были пере-даны в военно-окружные суд) В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.
0 коммент.:
Отправить комментарий