24 июн. 2011 г.

Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.)

отверг своим учением многие принципы классической фило-
софской традиции, в особенности ее представление о том, что
нравственность должна формироваться на основе разумности.
Обращаясь в основном к человеческой субъективности, он
обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего
ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсив-
ных составляющих духовного опыта.
Основная философская идея мыслителя выражена также
в названии его основного произведения — «Мир как воля
и представление». Она связана с различием двух миров. Пер-
вый — пространственно-временная область явлений, предста-
влений, а второй — особая сфера воли, не соотнесенная с про-
странством и временем, которая неизменна, тождественна
сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Пла0
тона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из ми-
ров — это загадочный, непостижимый человеческой мыслью
мир воли, который он понимает как «слепое стремление
к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение»,
которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого
человека.
Мыслитель в своих произведениях то отходил, то возвра-
щался вновь к этой идее, но все этические размышления
А. Шопенгауэра так или иначе всегда оказывались с ней свя-
занными. Изменяясь на «человеческом уровне», воля приво-
дит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эго-
изм, злоба, но также и сострадание.
Именно последнее, а совсем не стремление человека к сча-
стью или выполнению своего долга составляет исходные по-
ложения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание
содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает,
что сострадание — «процесс изумительный и, более того, таин-
ственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен
и пограничный столб».
Вместе с тем философ утверждал, что возникновение его
естественно, потому что каждый человек обречен на страда-
ния, которые являются результатом вечной неудовлетворен-
ности воли и которые дают возможность ощутить острую боль
другого. Задача личности — победить эгоистические установ-
ки, которые побуждаются ее волей.
Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возмож-
но лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора пози-
ции недеяния, ведущей к нирване. Несомненно, в этих утвер-
ждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией,
обнаруживается пессимистический характер его этических
размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически ока-
зывается лишь ожиданием смерти.
Таким образом, А. Шопенгауэр в своем учении предложил
этике другие, по сравнению с классической европейской тра-
дицией, ориентиры. В своих этических трудах он выступал
против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимо-
го, обезличивающего и подчиняющего индивида. Но пафос
утверждения индивидуальности был принят соотечественни-
ком А. Шопенгауэра, который оказался более последователь-
ным и радикальным «сокрушителем классических устоев».
Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр счи-
тал взаимоотношение понятий справедливости и несправед-
ливости в человеческом обществе. «Никакое участие к друго-
му, никакое сострадание по отношению к нему не может
налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть
подвергаться несправедливости», — писал философ, указывая
также, что активное сопротивление личности, которое
необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассма-
тривать как несправедливость в отношении посягателя.
Требование недопущения несправедливости, непосред-
ственно понимаемое как запрет на несправедливость в отно-
шении других, обладает и другим, очень важным в этическом
плане аспектом — не совершать по отношению к другим не-
справедливости, так же, как и в отношении себя.
В результате соблюдение справедливости в отношении
к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но так-
же справедливость в отношении себя должна предполагать от-
стаивание своих собственных прав.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.