23 мая 2011 г.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

С крещением Руси в IX в. началась ее новая история. Князь Владимир-Красно солнышко — первый из
великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в
Духе Христовом после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги
просвещения: храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием
Русь получает и языковую культуру, азбуку.
Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ обучения основам
православия: чтение Библии и христианских книг в храмах.
Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы, построенные уже из камня и кирпича. К
началу IX в. в московском небе плыл звон “Сорока сороков” церквей.
Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм
(деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) .
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу
Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая “Печатниками” , получила свое
название от живших здесь печатников, т.е. мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков,
тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы) , знаменщиков, а также приставов и сторожей) .
О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не сохранилось
определенных документальных известий. В первый раз он упоминается в списке “сороковых” церквей 1631-
32 гг.
В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках, неизвестно
когда и кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Около 1695 г. была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнею; в 1722 г. ее не было.
В ХVIII в. при Успенской церкви были устроены два придела, один — в честь Иоанна Предтечи в
особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой — во имя святителя Николая внутри самой трапезы,
на левой стороне.
Два печальных в истории Москвы события XVIII в. — Троицкий пожар 1737 г. и моровая язва 1771 г.
— по счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим
ее в числе погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне
Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым. В моровую же язву она избежала участи тех 75 церквей,
которые были запечатаны вследствие смерти священников, а после нее, в 1774 г., она из 260 приходных
церквей считалась в числе 55 “лучших” .
Конец XVIII и начало XIX вв. должны быть названы временем наиболее цветущего состояния
Успенской, в Печатниках, церкви. Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который был ее
ктитором более 15 лет, при довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен
серебряный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница.
“В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р., а в 1795 г. теплая за 400 р. живописцем Николаем
Николаевым Тяпкиным на его материале. В 1798 году слит большой колокол весом в 177 п., стоимостью 3417
рублей, и два при нем малых. В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским купцом
Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны
иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за 1000 рублей” .
1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября французы вступили в
Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а на другой день зажгли. В
огне погибли — святые престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки.
Церковный староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам 26
фун. серебра и зарытую в земле утварь. Староста не оставлял церковь, жив на колокольне. 11-го октября уже
по выходе французов спас церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви
вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были отданы на сохранение в
Сретенский монастырь. Собственные дома служащих церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских
дворов уцелело только 8.
После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813
года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.
В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного
придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под общим руководством
архитектора В. В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены
священными изображениями. Из последних некоторые замечательны как художественностью исполнения,
так и силою производимого впечатления. Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на
переднем плафоне над аркою (А. М. Корина) , Спасителя пред Пилатом — на заднем над дверью
(Струнникова) , Святителя Николая на северном (И. П. Богданова) . Иконы вновь написаны художником С.
К. Шваревым. Все работы были выполнены энергией, трудами и заботами церковного старосты Павла
Петровича Севостьянова, стоили более 50 тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им,
прихожанами и доброхотными дателями, и церковные.
Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял трест Арктикпроект, а 12
января 1960 года открылась выставка “Морской флот СССР” , показывающая историю корабельного дела в
России от первых челнов до новейших атомоходов.
В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году
они осуществились. В 1994 году выставка была вывезена из храма.
В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее
художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины “Неравный брак” .
В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были
вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени
кесаря Августа.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.