19 мая 2011 г.

Эвакуация авиационной промышленности

К октябрю 1941 года армии Вермахта подошли к Москве, были заняты города, поставляющие
комплектующие для авиазаводов, пришло время эвакуации заводов и КБ Сухого, Яковлева и др. в г. Москве,
Ильюшина в Воронеже, требовали эвакуации все заводы европейской части СССР.
Выпуск самолетов в ноябре 1941 года сократился более чем в три с половиной раза.
Уже 5 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение об эвакуации из центральных районов
страны части оборудования некоторых заводов авиаприборов для дублирования их производства в Западной
Сибири, а через некоторое время пришлось выносить решение об эвакуации всей авиапромышленности.
9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил графики восстановления и пуска
эвакуированных заводов и планы производства.
Была поставлена задача не только восстановить выпуск самолетов, но и значительно увеличить их
количество и качество. В декабре 1941 года план производства самолетов удалось выполнить менее, чем на
40 процентов, а моторов - только на 24 процента.
В тяжелейших условиях, под бомбами, в холод, стужу сибирских зим один за другим были пущены
заводы-дублеры. Уточнялись, упрощались технологии, находили применение новые виды материалов /не в
ущерб качеству/, за станки встали женщины и подростки.
Для фронта имели свое значение и поставки по ленд-лизу. На протяжении всей второй мировой
войны самолетов было поставлено 4-5 процентов общего производства самолетов и другого вооружения,
произведенного в США. Однако, ряд материалов, и оборудования поставляемых США, Англией, был
уникален и незаменим для России /лаки, краски, др. химические вещества, приборы, инструменты,
оборудование, медикаменты и т.д./, что нельзя охарактеризовать, как "малозначимое" или второстепенное.
Положение улучшается
Перелом в работе отечественных авиазаводов наступил примерно к марту 1942 г. Одновременно с
этим рос боевой опыт наших летчиков.
Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Сталинград люфтваффе лишились 3000
боевых самолетов. Наша авиация стала действовать более активно и показала всю свою боевую мощь на
Северном Кавказе. Появились Герои Советского Союза. Это звание присваивалось как за сбитые самолеты,
так и за количество боевых вылетов.
В СССР была образована эскадрилья "Нормандия-Неман", укомплектованная добровольцами -
французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.
Среднемесячное производство самолетов поднялось с 2,1 тыс. в 1942 году до 2,9 тыс. в 1943 году.
Всего в 1943 году промышленность выпустила 35 тыс. самолетов на 37 процентов больше, чем в 1942 году.
В 1943 году заводы изготовили 49 тыс. моторов, почти на 11 тыс. больше, чем в 1942 году.
Еще в 1942 году СССР перегнал Германию в выпуске самолетов - сказались героические усилия
наших специалистов и рабочих и "успокоенность" или неготовность Германии, не мобилизовавшей заранее
промышленность под условия войны.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.