1948 год. Воздушный парад на Тушинском аэродроме, посвященный Дню Воздушного Флота.
Внимание зрителей привлекает автомобиль, на грузовой платформе которого размещается... вертолет. Он
взлетает, делает круг над аэродромом и снова садится на платформу. Создатель "летающего мотоцикла" (как
его назвали журналисты) — Николай Ильич Камов, в течение многих лет конструировавший автожиры.
Одноместный вертолет с мотоциклетным двигателем, с двумя несущими винтами, вращающимися в
противоположных направлениях, новая его конструкция.
После успешной демонстрации вертолета создается опытно-конструкторское бюро во главе с главным
конструктором Н. И. Камовым, которому поручается разработка одноместного корабельного вертолета для
разведки, связи и наблюдения.
Новый вертолет КА-10 имел ту же принципиальную схему, что и "летающий мотоцикл", но более
мощный авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения АИ-4Г с взлетной мощностью 55 л. с.,
разработанный в ОКБ А. Г. Ивченко.
Испытания КА-10 в 1949-1951 г. г. продемонстрировали свойственную вертолетам соосной схемы
исключительную маневренность и хорошую управляемость. На вертолете КА-10, а затем и на его
модифицированном варианте КА-10А были отработаны такие принципиальные конструктивные решения,
как система управления соосными несущими винтами и двухкилевое оперение, которые в дальнейшем легли
в основу всех разработанных ОКБ вертолетов. С этого времени создание двухвинтовых соосных вертолетов
самого разнообразного назначения и различных весовых категорий становится главным направлением
творческой деятельности ОКБ Н. И. Камова.
Следующий этап работы ОКБ — создание семейства 2-3-х местных близких по характеристикам
соосных вертолетов КА-15, КА-15М, КА-18. Эти многоцелевые вертолеты, имея общую несущую систему,
редуктор и двигатель, отличались друг от друга назначением и конструкцией фюзеляжа. Для них было
спроектировано различное съемное оборудование: аппаратура для опыления, опрыскивания, генерации
аэрозолей, подвесные контейнеры для грузов и почты, гондолы для перевозки больных, поплавковое шасси,
второе управление в учебном варианте. В результате поиска новых более эффективных компановочных и
конструктивных решений в 1964 и 1965 годах был создан многоцелевой вертолет КА-26. На основе схемы
"летающего шасси" была достигнута высокая весовая отдача вертолета с двумя поршневыми двигателями.
Комплект быстросъемного навесного оборудования: пассажирская кабина, грузовая платформа, аппаратура
для опрыскивания и внесения минеральных удобрений; приспособление для транспортировки грузов на
внешней подвеске позволяет бригаде из 3 человек за 1,5-2,0 часа переоборудовать вертолет из одного
варианта в другой.
К конструктивным особенностям вертолета, кроме схемы "летающего шасси", двухдвигательной
силовой установки и системы создания избыточного давления в кабине пилота для защиты от химикатов на
сельхозработах следует отнести и широкое применение стеклопластика. Из него на вертолете изготовлены не
только различные обтекатели, капоты, пол кабины, бункер для химикатов, но и такие важнейшие элементы
конструкции, как лопасти несущего винта. По сравнению с дюралевыми, такие лопасти практически не
имеют ограничения ресурса по условиям усталостной прочности, исключается необходимость применения
сложной дорогостоящей оснастки и обработки на станках. Совместно с различными исследовательскими
институтами в течение нескольких лет проводились эксперименты по подбору материала, клея, режимов
прессования по отработке конструкции лопастей, по испытанию отсеков и натурных лопастей. В результате
была разработана конструкция и технология серийного изготовления стеклопластиковых лопастей, несущих
винтов вертолета КА-15 (диаметром 10 метров) и вертолета КА-26 (диаметром 13 метров) , и впервые в
мировой практике вертолетостроения стеклопластиковые лопасти были внедрены в широкую эксплуатацию.
Зарубежная пресса отмечала, что все специфические проблемы вертолетостроения в конструкции
вертолета КА-26, который выполняет виражи с большим креном, трудноосуществимым на других
винтокрылых машинах, решены на высоком уровне. Пилоты при управлении этой машины выявили редкие
для вертолета устойчивость и легкость управления.
Опыт эксплуатации показывает, что использование вертолетов КА-26 наиболее эффективно на
агрохимических работах. Здесь в наибольшей степени подтверждается преимущество соосной схемы. С
одной стороны, исключительная маневренность соосного вертолета позволяет совершать полеты в
непосредственной близости от обрабатываемых сельскохозяйственных угодий сложного рельефа. С другой
стороны, кольцеобразные вихри, индуцируемые соосной несущей системой, способствуют проникновению
химикатов в густую крону растений по всей их высоте. Благодаря этому КА-26 успешно используется на
виноградных плантациях, на полях пшеницы и хлопчатника, сахарной свеклы и риса, на горных пастбищах и
в садах. По заключениям зарубежных специалистов, применение вертолета КА-26 для защиты растений
обходится значительно дешевле, чем использование любых наземных средств.
0 коммент.:
Отправить комментарий