19 мая 2011 г.

Завершение войны

В Курском сражении летом 1943 года Германия применяла значительные количества авиатехники,
однако мощь ВВС впервые обеспечила господство в воздухе. Так, например, только в течение часа в один из
дней операции наносился удар силой 411 самолетов и так тремя волнами в течение дня.
К 1944 году фронт получал около 100 самолетов ежедневно, в т.ч. 40 истребителей.
Модернизировались основные боевые машины. Появились самолеты с улучшенными боевыми
качествами ЯК-3, ПЕ-2, ЯК 9Т, Д, ЛА-5, ИЛ-10.
Немецкие конструкторы также модернизировали самолеты. Появились "Ме-109Ф, Г, Г2" и т.д.
К концу войны появилась проблема увеличения дальности истребительной авиации - аэродромы не
успевали за фронтом. Конструкторы предложили установку дополнительных бензобаков на самолетах,
начало применяться и реактивное оружие. Развивалась радиосвязь, в ПВО нашла применение радиолокация.
Все сильнее наносились бомбовые удары. Так, 17 апреля 1945 года бомбардировщики 18 воздушной армии в
районе Кенигсберга за 45 минут произвели 516 боевых вылетов и сбросили 3743 бомбы общим весом 550 т.
В воздушной битве за Берлин со стороны противника приняло участие 1500 болевых самолетов,
базирующихся на 40 аэродромах под Берлином. В истории это - самое самолетонасыщенное воздушное
сражение, при этом следует учесть высочайший уровень боевой подготовки обеих сторон. В "Люфтваффе"
воевали асы, сбившие по 100,150 и более самолетов /рекорд - 300 сбитых боевых самолета/.
В конце войны немцы применили реактивную авиацию, значительно превосходившую
винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./. Тем не менее и это не помогло. Наши летчики в Берлине
совершили 17,5 тыс. боевых вылетов и полностью разгромили немецкий воздушный флот.
9. Анализ отечественной и зарубежной авиационной техники периода войны
Анализируя военный опыт можно заключить, что наши самолеты, разработанные в период 1939-1940
г. г. располагали конструктивными резервами для последующей модернизации. Попутно следует отметить,
что в СССР не все типы самолетов принимались на вооружение. Например в октябре 1941 года было
прекращено производство истребителей МиГ-3, а в 1943 году - бомбардировщиков ИЛ-4.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 самолетов. В тяжелом 1942 году,
в условиях эвакуации авиационных предприятий выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900
самолетов, за 1944 год - 40 300 самолетов, за первую половину 1945 года выпущено 20900 самолетов. Уже
весной 1942 года все заводы, эвакуированные из центральных областей СССР за Урал и в Сибирь,
полностью освоили производство авиационной техники и вооружений. Большинство этих заводов на новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покоренных стран. За 1944 год немецкие
заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В
1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила технику к завершающим боям. Так,
Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч истребителей, в январе-марте
1945 года передал фронту 1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС имели 8818 боевых
самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов СССР превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944
года ВВС Германии имели на фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конструкция наших самолетов была гораздо проще чем
американских, немецких или английских машин. Это отчасти и объясняет такое явное преимущество по
числу самолетов. К сожалению не удается сделать сравнение надежности, долговечности и прочности наших
и немецких самолетов, а также произвести анализ тактического и стратегического применения авиации в
войне 1941-1945 г. г. По-видимому эти сравнения были бы не в нашу пользу и условно уменьшили бы такую
разительную разницу в численности. Тем не менее, пожалуй, упрощение конструкции было единственным
выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов, материалов, оборудования и других
компонентов для выпуска надежной и доброкачественной техники в СССР, тем более, что, к сожалению, в
российской армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. в 1942 году была разработана крупнокалиберная 37
мм авиационная пушка, позднее появилась и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В. Я. Климовым был разработан двигатель М-107 взамен М-105П, принятый для
установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на Западе, будет
молниеносной, Гитлер предполагал после достижения первых успехов на Востоке перебросить
бомбардировочные части, а также необходимое количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны
были остаться авиасоединения, предназначенные для непосредственной поддержки немецких войск, а также
военно-транспортные части и некоторое количество истребительных эскадр... " Немецкие самолеты,
созданные в 1935-1936 г. г. в начале войны возможности коренной модернизации уже не имели. По мнению
немецкого генерала Бутлера "Русские имели то преимущество, что при производстве вооружения и
боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась
простота технологии. В результате этого русские заводы выпускали огромное количество вооружения,
которое отличалось большой простотой конструкции. Научиться владеть таким оружием была сравнительно
легко... " Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость отечественной научно-технической мысли
/это, в конечном итоге, обеспечило в дальнейшем ускорение внедрения реактивной авиации/.
Тем не менее, каждая из стран шла своим путем в конструировании самолетов.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 самолетов. В тяжелом 1942 году,
в условиях эвакуации авиационных предприятий выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900
самолетов, за 1944 год - 40 300 самолетов, за первую половину 1945 года выпущено 20900 самолетов. Уже
весной 1942 года все заводы, эвакуированные из центральных областей СССР за Урал и в Сибирь,
полностью освоили производство авиационной техники и вооружений. Большинство этих заводов на новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покоренных стран. За 1944 год немецкие
заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В
1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила технику к завершающим боям. Так,
Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч истребителей, в январе-марте
1945 года передал фронту 1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС имели 8818 боевых
самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов СССР превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944
года ВВС Германии имели на фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конструкция наших самолетов была гораздо проще, чем
американских, немецких или английских машин. Это отчасти и объясняет такое явное преимущество по
числу самолетов. К сожалению, не удается сделать сравнение надежности, долговечности и прочности
наших и немецких самолетов, а также произвести анализ тактического и стратегического применения
авиации в войне 1941-1945 г. г. По-видимому эти сравнения были бы не в нашу пользу и условно
уменьшили бы такую разительную разницу в численности. Тем не менее, пожалуй, упрощение конструкции
было единственным выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов, материалов,
оборудования и других компонентов для выпуска надежной и доброкачественной техники в СССР, тем
более, что, к сожалению, в российской армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. в 1942 году была разработана крупнокалиберная 37
мм авиационная пушка, позднее появилась и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В. Я. Климовым был разработан двигатель М-107 взамен М-105П, принятый для
установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на Западе, будет
молниеносной, Гитлер предполагал после достижения первых успехов на Востоке перебросить
бомбардировочные части, а также необходимое количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны
были остаться авиасоединения, предназначенные для непосредственной поддержки немецких войск, а также
военно-транспортные части и некоторое количество истребительных эскадр... "
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.