19 мая 2011 г.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Возможно, такие попытки летать продолжались бы до поголовного истребления "изобретателей от
сохи" но в XVIII веке за проблему воздухоплавания взялся основатель первого российского университета,
Михаил Васильевич Ломоносов.
Михайло Ломоносов задолго до официально признанных изобретателей геликоптера построил и
испытал аппарат в России. Правда, Леонардо да Винчи ещё в 1475 г. писал о возможности построить
геликоптер, но Ломоносову эти работы Леонардо, обнародованные только в конце XVIII столетия, не были
известны.
Ломоносов обратил внимание на циркуляцию свободного воздуха в шахте в зависимости от наружной
температуры и 1 января 1745 г. Ломоносов изложил свои выводы "О вольном движении воздуха, в рудниках
примеченном" конференции Академии наук. Это исследование наложило отпечаток и на изобретенный
Ломоносовым геликоптер. Лопасти винта геликоптера сильно напоминали лопасти "ветрогонной машины",
применявшейся на рудниках.
"Г-н сов. и проф. Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала
термометры и другие малые инструменты метеорологические и предложил оной же машины рисунок; того
ради г-да заседающие оное его представление опробовали и положили канцелярию Академии наук репортом
просить, чтоб соблаговолено было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для
опыта сего изображения сделать под его г-на авторасмотрением мастером Фуциусом. И о вышеописанном
ввиду протокола академического собрания репортую марта 4 дня 1754 г. " Под непосредственным
руководством Ломоносова и по его чертежам такая машина к июлю 1754 г. была создана и опробована. Это
был небольшой геликоптер. В протоколах конференции от 1 июля 1754 г. сохранилось следующее описание
этого геликоптера: "Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую
им аэродромической (воздухобежной) , которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев,
движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы,
нажимать воздух (отбрасывать его вниз) , отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той
целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством
метеорологических машин (приборов) , присоединенных к этой аэродромической машине. Машина
подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками,
подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, (машина) поднималась в высоту
и потому обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, еще более
увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой
крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он
(изобретатель) обещал позаботиться".
Скорее всего, исследования заняли все время Ломоносова и не дали ему возможности довести до
"желаемого конца" постройку геликоптера, но приоритет Ломоносова в этом изобретении несомненен.
Изобретателем же геликоптера до сих пор часто называют Пауктона, которому в 1768 г. действительно
удалось сконструировать небольшой геликоптер.
Создание Ломоносовым геликоптера так же интересно тем, что даже значительно позднее - в 1782 г. -
французская Академия наук (одна из самых элитных в то время) в лице астронома Лаланда признала летание
невозможным.
Михаил Васильевич сделал первую в истории практическую попытку применить архимедов винт для
воздушного плавания. Нельзя забывать, что винт в то время не был еще известен даже в качестве движителя
для морских судов. Тем значительнее это открытие русского ученого. Оно показывает, что Ломоносов один
из первых понял действительные законы сопротивления воздуха и нашел силу, способную поддерживать и
продвигать аппарат в полете. Так же интересно и то, что Ломоносов, очевидно, стремясь уничтожить
реактивный момент, предусмотрел в своем геликоптере два винта, вращающихся в противоположные
стороны.
Ломоносов, разрабатывая основы метеорологии (существование которой также необходимо для
нормального развития авиации) одновременно с этим разработал основы аэродинамики, возникшей как
наука только в конце XIX столетия.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.