Опытно-конструкторское бюро им. М. Л. Миля было создано в 1947 году. К этому времени коллектив
ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата. Первый полет вертолета был
выполнен в 1948 году. Он успешно выдержал летные и государственные испытания: машина хорошо
зависала, продемонстрировала высокую маневренность и удовлетворительную устойчивость. В 1950 году
началось серийное производство первого в стране вертолета, который получил название МИ-1. И уже в
следующем году на воздушном параде, проходившем на Московском аэродроме в Тушино, участвовала
группа этих машин.
Представляет определенный интерес заявление, сделанное в то время английским пилотом Дж.
Фрикером, который сравнивал МИ-1 с аналогичными западными вертолетами S-51 и "Сикамор": "МИ-1 по
сравнению с "Сикамором" располагает полезным избытком мощности, обеспечивающим хорошие летные
показатели в тропических условиях и на больших высотах полета. "Сикамор" всегда считался одним из
лучших вертолетов из-за небольших вибраций, но, пожалуй, МИ-1 даже лучше его и не имеет ни одной из
обычно наблюдающихся форм вибраций малых амплитуд... МИ-1 также приятен относительно небольшим
уровнем шума: неслышно скрежета трансмиссий и, в отличие от многих вертолетов, его двигатель работает
мягче. Второй полет на вертолете подтвердил эти первоначальные впечатления о грамотном инженерном
решении конструкции и о разумном его выполнении. В своей категории МИ-1 не уступает ни одной из
западных машин по летным характеристикам". (Airplane, № 2346,1956 г.) Вертолет МИ-1 сразу нашел широкое
применение в народном хозяйстве: для сельскохозяйственных авиахимических работ, разведки с палуб
ледокольных и китобойных судов, подсчета запасов леса, обслуживания геологических партий, спасения
рыбаков и т.д. Зарубежным заказчикам было поставлено несколько сот машин этого типа. С 1957 года их
начали строить по советской лицензии в Польской народной республике. ФАИ официально утверждено 23
мировых рекорда, установленных на МИ-1 советскими и польскими вертолетчиками.
В 1951 году ОКБ получило задание создать вертолет, который по своим данным, в частности по
грузоподъемности и потолку, превосходил бы лучшие аналоги того времени. В самые сжатые сроки
коллектив ОКБ разработал новый вертолет и в конце 1952 года началась подготовка к его серийному
производству. Это был получивший широкую известность транспортный вертолет МИ-4, оснащенный
поршневым двигателем АШ-82В — вертолетным вариантом известного двигателя конструкции А. Д.
Швецова. После успешного завершения государственных испытаний МИ-4 был принят в эксплуатацию. МИ-
4 был первым вертолетом с задним погрузочным люком и трапом для погрузки в фюзеляж различной
колесной техники. В настоящее время такое компановочное решение, впервые тогда предложенное в ОКБ,
стало общепринятым для транспортных машин.
В процессе разработки МИ-4 был сделан значительный шаг вперед в развитии конструкции основных
агрегатов. Впервые в систему управления вертолетом были включены гидробустеры. В частности, это был
первый летательный аппарат с полностью необратимым бустерным управлением. Наиболее трудной
проблемой было создание надежных лопастей несущего винта. После проработки множества вариантов
ресурс лопастей был доведен со 150 до 2000-2500 часов с одновременным повышением их надежности.
Проводились также исследования по повышению ресурса других основных жизненно важных агрегатов
машины. МИ-4 стал одним из самых надежных вертолетов в мире.
В ходе доводки и при эксплуатации МИ-4 пришлось столкнуться с явлениями флаттера и земного
резонанса. Под руководством и при личном участии М. Л. Миля эти проблемы были решены. Широкую
известность получили теоретические работы по этим вопросам его учеников А. В. Некрасова и Л. Н. Гротко.
Разработка теории флаттера и земного резонанса помогла исключить возможность их возникновения в
последующих конструкциях вертолетов. Кроме основного транспортного, появились пассажирский,
санитарный и сельскохозяйственный варианты. Одна из модификаций вертолета оборудована поплавковым
шасси. Со специальной наружной подвеской МИ-4 использовался в качестве летающего крана. На вертолетах
МИ-4 было установлено 7 мировых рекордов. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе творческий
труд создателей вертолета был отмечен Золотой Медалью.
В 1953 году ОКБ приступило к разработке транспортного вертолета для перевозки 6 тонн груза на
расстояние до 600 км. Первый полет нового вертолета одновинтовой схемы МИ-6 с двумя турбовинтовыми
двигателями состоялся в 1957 году. В том же году во время испытательного полета был установлен первый
мировой рекорд — поднят груз 12 тонн. В 1962 году груз весом 20,1 тонны. С 1959 по 1964 г. г. на МИ-6
серийного производства установлено еще 12 мировых рекордов. Применение автопилота, дополнительного
навигационного оборудования, электротепловой, антиобледенительной системы, введение в состав экипажа
штурмана позволили использовать МИ-6 практически в любое время дня и ночи и в любую погоду. По сути
дела он стал первым всепогодным вертолетом и с 1964 года успешно эксплуатируется в народном хозяйстве
нашей страны.
В 1965 году МИ-6 вместе с вертолетом-краном МИ-10 впервые демонстрировался на авиационной
выставке в Париже. Зарубежная пресса, оценивая успех советского вертолетостроения, констатировала, что
при создании МИ-6 (и МИ-10) "были решены такие инженерные проблемы, к которым до сих пор не
осмеливаются приблизиться конструкторы западных фирм" (Interavia, № 8,1965 г.) Напомним, что это
писалось спустя 8 лет после первого полета МИ-6.
Значение этой машины не исчерпывается ее большой грузоподъемностью и размерами. МИ-6 —
первый в мире вертолет, перешагнувший рубеж скорости 320 км/час, который, как считалось одно время,
никогда не будет достигнут аппаратами этого типа. МИ-6 — первый в мире вертолет серийного
производства, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями со свободной турбиной. Его компановочная
схема признана классической.
В июне 1960 года МИ-10 совершил первый полет. В процессе испытаний было установлено, что
вертолет может транспортировать грузы длиной до 20 метров, высотой до 3,5 метров, шириной до 5 метров
(при крестообразной форме груза до 10 метров) , весом 12 тонн на расстояние до 250 км и весом 15 тонн на
более короткие расстояния. В 1965 году на специально подготовленном вертолете МИ-10 с шасси от МИ-6
установлено два мировых рекорда: груз 25,1 тонны поднят на высоту 2840 метров, а груз 5 тонн на 7150
метров.
В последующие годы в ОКБ проводились плодотворные работы по созданию средних и легких
вертолетов с турбинными двигателями. В 1960 году началась работа над пассажирским вертолетом с
турбинной силовой установкой (на базе МИ-4) . Первый вариант вертолета имел один двигатель со
свободной турбиной конструкции ОКБ А. Г. Ивченко. В 1961 году эта машина уже участвовала в показе
новой авиационной техники в Тушино.
В дальнейшем было решено применить двухдвигательную силовую установку, обеспечивающую
нормальное продолжение полета при выходе из строя одного из двигателей. Первый такой вертолет МИ-8 с
двумя турбовинтовыми двигателями конструкции ОКБ С. П. Изотова в 1965 году поступил в серийное
производство. В 1960 году ОКБ начало проектировать легкий вертолет на базе МИ-1 с двумя двигателями
конструкции С. П. Изотова. Создание такого вертолета МИ-2, было шагом вперед в развитии машин такого
класса. Двухтурбинная схема для легких вертолетов, впервые примененная для МИ-2, получила в настоящее
время общее признание. Он обладает значительными преимуществами перед МИ-1 как по грузоподъемности,
так и по скорости. Эта машина как бы перешла по своим данным в класс МИ-4, оставаясь по размерам и
взлетному весу в классе МИ-1.
В 1967 году в воздух поднялся самый большой из когда-либо существовавших вертолетов В-12. В
одном из испытательных полетов он поднял груз весом более 40 тонн. Вертолет был построен по
поперечной схеме с крылом обратного сужения. По оценкам специалистов, появление такого
экспериментального вертолета подтвердило возможность перехода к созданию винтокрылых аппаратов с
взлетным весом 100 тонн.
В дальнейшем были созданы: многоцелевой вертолет МИ-17, с успехом использующийся в народном
хозяйстве нашей страны, и вертолет МИ-26 — самый грузоподъемный серийный вертолет, создававшийся
для выполнения уникальных монтажных работ.
0 коммент.:
Отправить комментарий